×

В Карелии ужесточили процедуру пропуска адвокатов в суды

Адвокаты возмущены избирательным применением мер безопасности, так как работники прокуратуры и Следственного комитета беспрепятственно проходят в здания судов
Фото: «Адвокатская газета»
По словам президента АП Республики Карелия Михаила Ямчитского, руководитель республиканского Управления ФССП подтвердил, что режим доступа в суды должен быть единым для всех и что работа в этом направлении ведется.

Президент Адвокатской палаты Республики Карелия Михаил Ямчитский сообщил «АГ», что судебные приставы стали досматривать личные вещи адвокатов при проходе в республиканские суды. В связи с этим он направил письма (есть в распоряжении «АГ») в прокуратуру и управления Минюста и Федеральной службы судебных приставов республики.

В обращениях указано, что с 11 апреля 2018 г. сотрудниками ФССП осуществляется процедура, идентичная процедуре личного досмотра и досмотра вещей, находящихся при физическом лице, в отношении адвокатов, прибывающих в здания судов для осуществления своей профессиональной деятельности: приставы предлагают адвокатам показать содержимое карманов одежды, а также портфелей, сумок и других вещей. При отказе выполнить эти требования адвокатов в суды не допускают. Свои действия судебные приставы называют «осмотром» личных вещей и для обоснования их законности ссылаются на ст. 11 Закона о судебных приставах.

Михаил Ямчитский в обращениях указал, что действиями должностных лиц нарушаются положения ч. 3 ст. 15 Закона об адвокатуре о том, что удостоверение адвоката подтверждает его право беспрепятственного доступа в здания районных судов и судов субъектов РФ. «Схожие положения о беспрепятственном входе в здания судов по предъявлении служебного удостоверения содержатся в ч. 1 ст. 22 Федерального закона “О прокуратуре Российской Федерации”, однако судебные приставы применяют процедуру так называемого “осмотра” избирательно и только в отношении адвокатов. Тем самым действия должностных лиц воспринимаются как дискредитация статуса адвоката по сравнению с другими участниками процесса», – говорится в письмах.

Также в обращениях отмечено, что судебный пристав в соответствии со ст. 11 Закона о судебных приставах имеет право осуществлять личный досмотр лиц и их вещей при наличии оснований полагать, что они имеют при себе оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства или психотропные вещества и иные представляющие угрозу для безопасности окружающих предметы, вещества и средства. «Однако адвокаты никогда не давали оснований полагать, что они проносят в здания судов запрещенные предметы и иным образом угрожают безопасности судов, – отметил Михаил Ямчитский в письме. – Более того, бесконтрольный и немотивированный “осмотр” адвокатских портфелей и сумок, в которых находятся документы и адвокатские производства, нарушает требования Закона об адвокатуре в части охраны сведений, составляющих адвокатскую тайну». В заключение президент палаты попросил принять меры к устранению нарушения законодательства.

21 мая ответ на обращение поступил из прокуратуры республики. В письме говорилось о том, что организовано проведение проверки в связи с обращением по вопросу нарушения судебными приставами требований Закона об адвокатуре. Производство проверки было поручено главному судебному приставу республики.

29 мая в адвокатскую палату поступило письмо из Управления ФССП Республики Карелия за подписью его руководителя Андрея Галямова. В письме указывалось, помимо прочего, что начальником республиканского Управления Судебного департамента 25 февраля 2013 г. была утверждена Инструкция по организации пропускного режима в здания районных (городских) судов Республики Карелия и Петрозаводского гарнизонного военного суда. В Инструкции определено понятие «посетитель» – это любое физическое лицо, для которого суд не является местом работы и имеющее документ, удостоверяющий личность. Также в Инструкции определены обязанности посетителей «проходить контроль через стационарный и ручной металлодетекторы на наличие запрещенных к внесению в здание суда предметов, предъявлять судебному приставу для осмотра предметы».

В целях исполнения данных обязанностей, говорится в письме, судебный пристав в соответствии со ст. 11 Закона о судебных приставах наделен правом проверять документы, удостоверяющие личность, у посетителей суда и осуществлять досмотр их вещей и личный досмотр. Далее делается вывод, что действия судебных приставов соответствуют нормативным правовым актам и что нарушений прав адвокатов не установлено.

Аналогичный вывод делается в письме Управления Минюста России по Республике Карелия, которое поступило в адвокатскую палату только 27 июня. Ответ основан на разъяснениях Министерства юстиции РФ о механизме реализации права беспрепятственного доступа адвокатов в здания судов общей юрисдикции.

Отмечается, что в соответствии с Инструкцией, на которую ссылалось также Управление ФССП, посетители суда подлежат осмотру с использованием технических средств, проводимому судебными приставами, и предъявляют для проверки сумки, портфели, папки и т.п., а далее следует ссылка на ст. 11 Закона о судебных приставах. В письме отмечено, что требования этой статьи распространяются в том числе и на адвокатов. В заключение указывается, что применяемые приставами меры осуществляются в целях обеспечения безопасности участников судебного процесса и не влияют на реализацию права адвоката на обращение в суд.

В комментарии «АГ» Михаил Ямчитский также рассказал о состоявшейся недавно встрече с Андреем Галямовым, в ходе которой обсуждались конфликтные ситуации, возникающие в связи с ужесточением процедуры пропуска адвокатов в здания судов. Президент АП Республики Карелия отметил: «Я считаю, что со стороны руководства Службы судебных приставов есть понимание того, что процедуры “осмотра”, связанные с требованием показать содержимое карманов, и чрезмерное внимание к содержимому дамских сумок наших коллег унижают достоинство адвокатов, являющихся участниками уголовного и гражданского судопроизводства и приходящих в здания судов для осуществления своих профессиональных обязанностей. Более того, адвокатов возмущают не столько меры безопасности при проходе в здания судов, сколько их избирательное применение лишь к представителям адвокатской профессии, в то время как работники прокуратуры и Следственного комитета проходят в суд совершенно свободно, часто даже не через рамку металлоискателя».

По словам Михаила Ямчитского, руководитель Управления ФССП подтвердил, что режим доступа в суды должен быть единым для всех, в том числе и для прокуроров, и сотрудников Следственного комитета, и что работа в этом направлении Службой ведется. В ходе встречи была установлена договоренность о том, что в случае возникновения конфликтной ситуации можно будет оперативно провести встречу руководства ССП с представителями Совета АП РК.

Рассказать:
Яндекс.Метрика