В Государственную Думу внесен законопроект № 456502-7, которым предлагается ввести административную ответственность за несоблюдение запрета на оборот в Российской Федерации отдельных категорий товаров. КоАП РФ предлагается дополнить ст. 14.2.1, которая предусматривает за такое правонарушение ответственность в виде административного штрафа для граждан в размере от 3 до 5 тыс. руб., для должностных лиц – от 30 до 50 тыс. руб., а для юридических лиц – от 70 до 100 тыс. руб., причем во всех случаях возможна конфискация предметов административного правонарушения. Также предлагается дополнить Кодекс ст. 23.87, в которой определяются федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные по контролю и надзору за соблюдением запрета на оборот в Российской Федерации отдельных категорий товаров.
Как ранее писала «АГ», законопроект был разработан Роспотребнадзором еще в начале 2017 г., однако в дальнейшем он получил ряд негативных отзывов и отрицательное заключение Минэкономразвития по итогам процедуры оценки регулирующего воздействия.
В частности, Минэкономразвития напомнило, что в российском законодательстве отсутствует прямой запрет на реализацию, хранение и транспортирование товаров, запрещенных к ввозу на территорию страны, а КоАП РФ не устанавливает самостоятельные административно-правовые запреты, а лишь предусматривает ответственность за нарушение правил и норм, закрепленных в федеральных законах и иных нормативных правовых актах. Такой запрет в них установлен не был, в связи с чем определение административного наказания за эти деяния было оценено Минэкономразвития как «несвоевременное и избыточное». При этом ведомство указало и на то, что запрет на ввоз отдельных видов товаров на территорию Российской Федерации является временным.
Также Минэкономразвития посчитало некорректным предлагаемое определение Россельхознадзора и Роспотребнадзора органами, рассматривающими дела об административных правонарушениях, предусмотренных законопроектом, поскольку полномочия по надзору за реализацией, хранением, транспортированием товаров, запрещенных к ввозу на территорию Российской Федерации, не предусмотрены действующими нормативными актами.
Министерство сделало выводы о «недостаточном обосновании решения проблемы предложенным способом регулирования», о наличии в проекте положений, вводящих «избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности», а также положений, «приводящих к возникновению необоснованных расходов» физических и юридических лиц, «бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации».
Комментируя внесенный в Госдуму законопроект, юрист юридической фирмы «Борениус» Артем Берлин отметил, что ранее высказывавшиеся замечания по законопроекту были устранены Правительством. Он пояснил, что в настоящее время запрет оборота отдельных категорий товаров устанавливается в соответствии с Законом о таможенном регулировании, таким образом, предлагаемые поправки в КоАП основываются на этом законодательном запрете, а не вводят самостоятельный.
Само же по себе введение административной ответственности за нарушение санкционного режима, по словам Артема Берлина, в условиях продолжающихся санкционных войн вполне ожидаемо, хотя и неприятно для участников оборота.
Адвокат МОКА «Сазонов и партнеры» Екатерина Козакевич обратила внимание на то, что законопроект предусматривает административную ответственность для граждан в случае несоблюдения ими запрета на оборот отдельных категорий товаров, за исключением случаев приобретения соответствующих товаров для личных нужд. По ее мнению, такая формулировка может привести к проблемам применения новой статьи на практике, поскольку не раскрыто выражение «для личных нужд», вследствие чего неясна процедура привлечения граждан к ответственности.
В таком случае, считает Екатерина Козакевич, может возникнуть проблема с механизмом доказывания невиновности гражданина во вменяемом ему административном правонарушении. Соответственно, может возникнуть необходимость во внесении изменений или дополнений в КоАП РФ, а также в разъяснениях относительно применения указанной нормы, несмотря на то, что законопроект представлен в доработанной редакции после отрицательного заключения Минэкономразвития России.