×

Адвокатура онлайн

Назрела острая необходимость воспитания культуры позиционирования адвокатов в виртуальном пространстве
Материал выпуска № 15 (200) 1-15 августа 2015 года.

АДВОКАТУРА ОНЛАЙН

Назрела острая необходимость воспитания культуры позиционирования адвокатов в виртуальном пространстве

В связи с широким распространением социальных сетей и растущей аудиторией представителей адвокатской корпорации в блогосфере на страницах «АГ» все чаще обсуждается вопрос разработки правил поведения адвокатов в сети. 14 апреля 2015 г. ФПА РФ провела круглый стол, посвященный этой проблеме. Сессия «Адвокат в социальных сетях и блогосфере: тренды, проблемы, рекомендации» показала, что у адвокатского сообщества пока нет консолидированной позиции относительно того, как представлять себя в соцсетях.

В рамках круглого стола обсуждался сложный вопрос – этические ограничения для адвокатов в социальных сетях, блогах и в целом в сети «Интернет». Распространяются ли на поведение адвоката в виртуальном пространстве положения Кодекса профессиональной этики адвоката? Существует ли возможность дисциплинарной ответственности адвоката за его неэтичное поведение в социальных сетях? Собравшиеся спикеры так и не смогли прийти к единому мнению на этот счет.

Чтобы разобраться в сути этого вопроса и выработать собственную позицию, необходимо прояснить, что же такое социальные сети. Социальные сети – это коммуникационная площадка, где общаются люди. Особенностью данного канала общения является то, что он интерактивный, обеспечивающий присутствие «здесь и сейчас», с большим инструментарием для фильтрации входящей информации. Википедия дает такое определение соцсетей – платформа, онлайн-сервис или веб-сайт, предназначенные для построения, отражения и организации социальных взаимоотношений. Получается, что привычные интернет-ресурсы выступают продолжением нашей социальной жизни в реальном мире со всеми ее особенностями, многогранностью и присущими ей свойствами. Находясь онлайн, мы не перестаем быть собой, соответственно, мы должны понимать и нести ту же самую ответственность за свои слова и поступки в виртуальном мире так же, как и в реальном. Как отмечает в своем блоге советник ФПА РФ – исполнительный директор ФПА РФ А.В. Сучков (на момент публикации блога А.В. Сучков занимал должность президента ПАСО. – Прим. ред.), в реальном мире адвокат обязан соблюдать Кодекс профессиональной этики, где говорится, что адвокаты при всех обстоятельствах должны сохранять честь и достоинство, присущие их профессии (п. 1 ст. 4)1, отсюда следует совершенно логичная мысль, что нахождение в виртуальном мире не отменяет данную обязанность. К тому же любой адвокат – это, в первую очередь, член профессионального сообщества. Он представляет не только себя «здесь и сейчас», но и одновременно всю корпорацию. Поэтому, на наш взгляд, от его поведения в повседневной жизни, работе и во Всемирной паутине зависит как его собственная репутация, так и репутация адвокатуры в целом. В связи с этим попытка конкретизации позиции ФПА относительно поведения адвокатов в социальных сетях – это уже давно назревший шаг для защиты и сохранения престижа профессионального сообщества.

Зарубежный опыт
Если взять за аналог зарубежный опыт, то в мировом юридическом сообществе уже сложилась тенденция к нормативному регулированию поведения в социальных сетях. Так, во Франции существует Внутренний национальный регламент, контролирующий поведение адвокатов при любом виде взаимодействия с общественностью, в том числе и в сети «Интернет». В США еще в 2012 г. на страницах издания «Law Technology News» Роберт Амброджи опубликовал рекомендации адвокатам, регулирующие поведение в социальных сетях. В Европе и в США интеграция юридического сообщества в виртуальный мир проходила параллельно развитию социальных сетей, что создало благоприятную почву для разработки правил и традиций по представлению адвокатуры в сети «Интернет». В силу естественных обстоятельств российская адвокатура находится в самом начале этого пути. Именно сейчас для профессионального сообщества назрела острая необходимость воспитания культуры позиционирования своих представителей в виртуальном пространстве.

Как позиционировать себя в соцсетях
В связи с этим возникает вопрос, чем же руководствоваться адвокату в позиционировании себя в соцсетях? На наш взгляд, полезными могут оказаться наработки по данному вопросу специалистов по связям с общественностью. Так, генеральный директор коммуникационного агентства «Fresh Russian Communication» Ксения Алексеева в своей статье, посвященной правилам безопасного присутствия в соцсетях, опубликованной в журнале «Пресс-служба» (№ 5, 2014 год), отмечает, что коммуникации в «New Media», к коим относятся социальные сети, и традиционные связи с общественностью имеют ряд сходств, что позволяет применить к ним слегка измененную, так называемую концепцию «Программы безопасного присутствия в СМИ». Исходя из этого, автор предлагает назвать ее «Программой безопасного присутствия в социальных сетях». Применительно к адвокатуре, на наш взгляд, ее смысл заключается в том, что нужно определить для себя три основополагающих момента позиционирования в виртуальном пространстве.

1. Принципы присутствия адвоката в социальных сетях, где четко прописаны требования к контенту, допустимые и нежелательные к публикации материалы.
2. Алгоритмы реагирования на стандартные и нестандартные ситуации в сети.
3. Программы действий на каждый день.

Детализация этих трех основополагающих моментов поможет выработать концепцию, соблюдая которую адвокат получит возможность заниматься собственным позиционированием, минимизировав возможные риски для своей репутации и репутации корпорации в целом. Итак, по порядку.


Алексей КОКИН,
адвокат, вице-президент ПА Самарской области

Павел ВОЛКОВ,
пресс-служба ПА Самарской области

Полный текст статьи читайте в печатной версии «АГ» № 15 за 2015 г.


Яндекс.Метрика