×

Антимонопольный орган vs. адвокатская палата

Изменения антимонопольного законодательства дали повод антимонопольным органам по-новому определять субъекта конкуренции
Материал выпуска № 20 (157) 16-31 октября 2013 года.

АНТИМОНОПОЛЬНЫЙ ОРГАН VS. АДВОКАТСКАЯ ПАЛАТА

Изменения антимонопольного законодательства дали повод антимонопольным органам по-новому определять субъекта конкуренции

Распространяются ли на деятельность адвокатов и их объединений многочисленные антимонопольные требования и запреты, предусмотренные законодательством о защите конкуренции?

Новое прочтение
Большинство коллег наверняка дадут на поставленный вопрос отрицательный ответ, имея в виду то обстоятельство, что адвокатская деятельность не является предпринимательской (п. 2 ст. 1 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», далее – закон «Об адвокатской деятельности…»).

Между тем такая аргументация будет не совсем точной. Если внимательно вчитаться в положения основного антимонопольного закона РФ – Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – закон «О защите конкуренции»), то можно обнаружить, что большая часть его норм ориентирована на регулирование отношений с участием хозяйствующих субъектов в целях охраны и поддержания цивилизованного соперничества между ними на рынках товаров, работ и услуг (ст. 3, п. 7 ст. 4, другие положения закона «О защите конкуренции»).

Хозяйствующий субъект и субъект, осуществляющий предпринимательскую деятельность, – далеко не одно и то же. И в этом нас убеждает очередное обращение к тексту указанного закона.

Понятие «хозяйствующий субъект» мы находим в п. 5 ст. 4. До недавнего времени эта дефиниция была вполне определенной и позволяла с полной уверенностью утверждать, что адвокатская деятельность, как и деятельность представителей сообщества нотариусов, предметом антимонопольного регулирования не является.

В качестве хозяйствующего субъекта закон рассматривал лишь коммерческую организацию, некоммерческую организацию, осуществляющую деятельность, которая приносит ей доход, и индивидуального предпринимателя.

Однако начало 2012 г. ознаменовано внесением очередных и весьма значительных изменений в закон «О защите конкуренции».

Указанные изменения вступили в силу 6 января 2012 г. и коснулись определения субъекта конкуренции – хозяйствующего субъекта. Теперь к этой категории относится в том числе иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, которая приносит доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

Ответ на поставленный в статье вопрос становится менее очевидным, хотя, по мнению некоторых представителей антимонопольных органов, все предельно понятно: адвокат является хозяйствующим субъектом.

Игорь ЗИНОВЬЕВ,
адвокат, заместитель председателя Квалификационной комиссии Адвокатской палаты Ростовской области, к.ю.н., заведующий кафедрой гражданского, процессуального и трудового права юридического факультета Южного федерального университета

Полный текст статьи читайте в печатной версии "АГ" № 20 за 2013 г.



Яндекс.Метрика