ДЕКРИМИНАЛИЗАЦИЯ ПОБОЕВ?
За побои своих близких теперь наказывают строже
Результатом последних заседаний Государственной Думы ФС РФ прошлого созыва стала частичная декриминализация ряда деяний, в частности побоев, ответственность за которые предусматривалась ч. 1 ст. 116 УК РФ. Анализируя новую редакцию указанной статьи, автор выявляет некоторые противоречия и предлагает свою редакцию.Федеральным законом от 3 июля 2016 г. № 323-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации по вопросам совершенствования оснований и порядка освобождения от уголовной ответственности» ст. 116 УК РФ изложена в следующей редакции1:
«Нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль, но не повлекших последствий, указанных в статье 115 настоящего Кодекса, в отношении близких лиц, а равно из хулиганских побуждений, либо по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды, либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы – наказывается обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.
Примечание. Под близкими лицами в настоящей статье понимаются близкие родственники (супруг, супруга, родители, дети, усыновители, усыновленные (удочеренные) дети, родные братья и сестры, дедушки, бабушки, внуки), опекуны, попечители, а также лица, состоящие в свойстве с лицом, совершившим деяние, предусмотренное настоящей статьей, или лица, ведущие с ним общее хозяйство».
Новая редакция, по причине содержащегося в ней понятия «близкие лица», вызвала определенный резонанс, в том числе и в высших эшелонах власти. «Частная жизнь или уголовное преступление? Правительство не считает верным декриминализировать семейные побои» – под таким заголовком вышла публикация на сайте «Новой адвокатской газеты». В ней, со ссылкой на «Ведомости», сказано, что правительственная комиссия по законопроектной деятельности не поддержала законопроект члена Совета Федерации ФС РФ Елены Мизулиной об исключении из Уголовного кодекса РФ нормы о «семейных побоях». В проекте отзыва Правительства отмечалось, что изменение ст. 116 УК РФ было направлено на «своевременное выявление и противодействие фактам семейного насилия, противоправного поведения родителей и других лиц, склонных к совершению насильственных действий в отношении близких». В целом представленная на сайте «Новой адвокатской газеты» информация подчеркивает необходимость детальной оценки позиции законодателя.
Действительно ли новая редакция статьи о побоях способна противодействовать фактам семейного насилия? Обоснованно ли упоминание в содержании нормы такой категории субъектов, как «близкие лица»? Постараемся разобраться в этих вопросах.
Дамир КИНЖИБАЕВ,
член Астраханского регионального отделения
Общероссийской общественной организации
«Ассоциация юристов России»
Полный текст статьи читайте в печатной версии «АГ» № 22 за 2016 г.
член Астраханского регионального отделения
Общероссийской общественной организации
«Ассоциация юристов России»
Полный текст статьи читайте в печатной версии «АГ» № 22 за 2016 г.
1 14 ноября в Госдуму внесен законопроект, предусматривающий внесение изменений в ст. 116 УК РФ путем исключения «побоев в отношении близких лиц» из числа преступлений: побои в отношении близких лиц будут отнесены к административным правонарушениям. – Прим. ред.
NBДОМАШНИЕ ТИРАНЫ «ПОД ПРИЦЕЛОМ» ЗАКОНААвтором затронута очень важная проблема – ответственность за домашнее насилие. Впервые на законодательном уровне было признано наличие данной проблемы и предпринята попытка борьбы с ней. Обсуждаемая редакция ст. 116 УК РФ мне кажется неидеальной, поскольку понятие «близкие лица» не охватывает бывших супругов и сожителей. Кроме того, было бы логично ввести такую ответственность и за причинение легкого вреда здоровью, внеся соответствующие поправки в ст. 115 УК РФ. К безусловным плюсам отношу то, что данная категория дел передана из частного обвинения в частно-публичное: на практике большинство жертв, столкнувшись со сложностями частного обвинения, отказывались от обращений в мировой суд, что позволяло домашним тиранам уходить от ответственности и, чувствуя свою безнаказанность, совершать новые акты насилия. Отмечу, что Уголовный кодекс скорее направлен на борьбу с последствиями домашнего насилия. Для эффективной борьбы с данным явлением также нужна профилактическая работа. Этому может способствовать отдельный закон. Проект соответствующего федерального закона «О профилактике семейно-бытового насилия» направлен в Государственную Думу ФС РФ. Аналогичные законы приняты более чем в 140 странах мира и доказали свою эффективность. Законы против домашнего насилия приняли более 140 стран в мире. Опыт других стран показал, что внедрение таких законов приводит к снижению бытовой преступности на 30–40%. А по статистике МВД, 40% всех тяжких насильственных преступлений в России совершается в семье.
Алексей ПАРШИН, президент КМА «ВердиктЪ», адвокат, специализирующийся на представлении интересов жертв, пострадавших от домашнего насилия, один из авторов проекта федерального закона «О профилактике семейно-бытового насилия» |