×

Нормотворческий спам и недоверие к суду

Проблемы законодательства и правоприменительной практики
Материал выпуска № 8 (145) 16-30 апреля 2013 года.

НОРМОТВОРЧЕСКИЙ СПАМ И НЕДОВЕРИЕ К СУДУ

Проблемы законодательства и правоприменительной практики

Юридический форум Ведомости

3– 4 апреля в Москве успешно прошел традиционный юридический форум, организуемый газетой «Ведомости». Первый день мероприятия был насыщен: эксперты обсуждали проблемы «нормотворческого спама», недавно утвержденную Правительством РФ программу «Юстиция», неисполнение законов чиновниками, кипрский кризис и роль регуляторов в создании благоприятной среды для бизнеса.

Пленарную сессию модерировал управляющий партнер Юридической фирмы «ЮСТ», первый вице-президент Федеральной палаты адвокатов РФ Юрий Пилипенко. Он начал свое приветственное слово с не теряющей актуальности проблемы конкуренции юрисдикций. По его словам, российские юристы, даже самые активные, не жалеющие собственного времени, часто оказываются вне игры – российский бизнес предпочитает судиться в Лондоне, в том числе и по поводу российских активов. С его точки зрения, одними из причин такой ситуации – недостаточно высокий уровень диспозитивности российского права и «якобы имеющее место недоверие к судебной системе в РФ». Вице-президент по правовым вопросам МТС Руслан Ибрагимов развил мысль об интересе государства в эффективной системе гарантий защиты прав инвесторов, следствием создания которой может стать повышение привлекательности юрисдикции. Эксперт пояснил, что «объединение возможностей государства и бизнеса позволит повысить эффективность реализации [национальных, масштабных] проектов, ввести в оборот серьезные объемы ликвидности, создать дополнительные материальные предпосылки для успеха [международного финансового] центра». Одной из основных проблем он видит отсутствие базового закона о государственно-частном партнерстве, ведь правовое регулирование в этой сфере главным образом сводится, по его мнению, к применению закона о концессиях. На уровне субъектов РФ действуют декларативные акты, которые часто оспариваются органами прокуратуры.

В свою очередь, председатель Комитета Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству Владимир Плигин в продолжение темы подчеркнул, что «возможности влияния на формулирование статей Гражданского Кодекса остается очень высокой». В результате активных обсуждений принятие отдельных частей этого закона задерживается. При этом, по словам депутата, он не слышал жалобы о том, что кто-то остался неуслышанным. Если при выборе юрисдикции вопрос решается в пользу чужого законодательства, то нужно признать, что следует исправлять свои собственные недоработки в судебной системе, нормотворчестве, практике применения закона. Более того, «при этом [нужно] раз и навсегда отказаться от презумпции виновности бизнеса, от обвинительного уклона в правоохранительной и судебной практике», – заявил Владимир Плигин. В поддержку такой позиции заместитель Министра юстиции РФ Юрий Любимов выразил сожаление, что многие регуляторы не всегда понимают, замыкаясь «во внутреннем контексте» и ошибочно полагая: «чем больше они регулируют, чем чаще они регулируют, – тем лучше ситуация становится». Такого рода продуктивная деятельность была обозначена статс-секретарем министерства как «нормотворческий спам», который приводит к реальным потерям в экономическом росте страны. В числе других проблем формирования адекватного законодательства в экономической сфере Юрий Любимов назвал низкий уровень лингвистического качества документов, «спонтанное правовое регулирование очень частых изменений в документах», создание большого количества исключений из правил, предложение бизнесу заведомо невыполнимых решений и несистемное повышение санкций. В завершении своего выступления он заявил, что регуляторы забывают: любая норма, которая вводит какие-либо ограничения для бизнеса, приводит к дополнительным расходам, в том числе «в масштабах всей экономики». Поэтому, по его мнению, жизненно необходимо, прежде всего, решение проблем соразмерности и снижения темпа правового регулирования.

Корр. «АГ»