×

Сельский адвокат

Об адвокатской деятельности в селе, пчеловодстве и охоте
Материал выпуска № 6 (191) 16-31 марта 2015 года.

СЕЛЬСКИЙ АДВОКАТ

Об адвокатской деятельности в селе, пчеловодстве и охоте

«АГ» было интересно узнать, что волнует сельских защитников и возможно ли совмещать адвокатскую деятельность с ведением полноценного домашнего хозяйства. Для раскрытия этой темы мне посоветовали Сергея Яковлева – человека многостороннего и ведущего адвокатскую практику в селе. Сергей – адвокат достаточно молодой: статус он получил в 2011 г., до этого проработав шесть лет юристом в юридической фирме «Право» и пройдя годичную стажировку в крупнейшей коллегии адвокатов Чувашской Республики – КА «Республиканской» ЧР.

Надо сказать, что он с достоинством выдержал присутствие фотокорреспондента рядом с ним, его доверителями и семьей в течение всего дня. При первой же возможности Сергей честно предупредил меня о своей нелюбви к журналистам, правда, к концу дня все же смягчился: то ли привык за день, то ли подействовало мое «я понимаю чувашский, только говорю плохо».

Адвокатура в селе
Всего в поселке Урмары, где он практикует, восемь адвокатов, трое из которых состоят в КА «Республиканская», к ним в силу общей юрисдикции можно добавить двух адвокатов из села Янтиково, которые также состоят в соответствующем филиале КА «Республиканской» ЧР. Оставшиеся три урмарских защитника ведут свою практику в форме адвокатского кабинета.

Сергей уже два года занимает должность заведующего Урмарским филиалом Коллегии адвокатов «Республиканская» и преимущественно ведет практику в Урмарском и Янтиковском районах (с 2011 г. юрисдикция Урмарского районного суда ЧР распространяется на территории этих двух районов). Иногда ведет дела и в городах: Чебоксарах, Канаше и Цивильске.

Большая часть практики сельских адвокатов связана с делами по назначению – как уголовными, так и гражданскими. Но Сергей, специализирующийся до получения адвокатского статуса на наследственном праве, продолжает эту практику уже в качестве адвоката, заключая по таким делам соглашение. Правда, процент по этим делам все равно составляет не более шестой части от общего количества дел.

На вопрос, хватает ли при таком раскладе денег на жизнь, Сергей снисходительно улыбнулся и ответил, что «в принципе, хватает». «С мая по июнь, когда количество уголовных дел уменьшается, занимаемся гражданскими делами. А “пустые” на уголовные дела месяцы, думаю, связаны с тем, что именно в это время люди уезжают из поселка на заработки в другие регионы страны», – объяснил он. На другие «неудобные» вопросы, к сожалению, он отвечал односложно:

– Учитывая, что Вы работаете в небольших населенных пунктах, понятно, что Вы хорошо знакомы со всеми представителями правоохранительных органов и судов. Скажите, не мешает ли Вам это иногда в работе?
– Нет.
– При условии, что практически все односельчане знают Вас лично, не возникает ли ситуаций, когда они просят помочь им бесплатно «по знакомству»?
– Нет, такого почти не бывает.
– Не жалеете, что стали адвокатом?
– Нет. Пока нет.

«Нет денег на хлеб, но юридическую услугу оплатят»
Когда разговор коснулся существующих недостатков в работе сельского адвоката, Сергей объяснил, что единственную проблему он видит только в организации оказания населению бесплатной юридической помощи.

«Граждане не хотят предоставлять документы. [Возникает много ситуаций, когда] категория граждан подходит, и вопрос, с которым они обратились, также подпадает под список, указанный в Законе о бесплатной юридической помощи в Чувашской Республике, но люди инертны – не хотят собирать справки», – рассказал он.

Также Сергей добавил, что в сложившейся ситуации есть и этический момент. «Зачастую граждане, имеющие право на бесплатную юридическую помощь, намеренно отказываются ее принимать. В небольшом населенном пункте, где все друг друга знают, им важно сохранить лицо, не быть в глазах других человеком, который не в состоянии оплатить юридические услуги, не хотят афишировать свое социальное, финансовое положение и т.д. Нет денег на хлеб, но юридическую услугу оплатят», – объяснил он.

Сергей уверен, что этот вопрос можно решить через создание электронного списка, который исключит личное участие человека, имеющего право на бесплатную юридическую помощь, из процесса «доказывания» его права на такую помощь. «Скажем, гражданин приходит для получения бесплатной юридической помощи, предъявляет паспорт, а мы автоматически проверяем его имя на наличие в электронном списке граждан, имеющих право на бесплатную юридическую помощь. В принципе, такие списки уже существуют в администрациях муниципальных образований, – это списки граждан, стоящих на учете как многодетные, малоимущие и т.д.».

По мнению адвоката, возглавить работу над созданием такого электронного списка, доступ к которому имели бы адвокаты, может Министерство юстиции Чувашской Республики. Во-первых, Минюст сам контролирует вопросы оказания бесплатной юридической помощи в республике, во-вторых, имеет возможность на высшем уровне договориться с администрациями муниципальных образований, которые располагают практически готовыми списками.

Екатерина ГОРБУНОВА,
корр. «АГ»

Полный текст статьи с комментарием вице-президента АП Чувашской Республики
читайте в печатной версии «АГ» № 6 за 2015 г.


Фоторепортаж см. в блоге Екатерины Горбуновой

Яндекс.Метрика