×

В поисках взаимопонимания

Взаимодействие следователей и адвокатов стало одной из центральных тем круглого стола в Общественной палате, посвященного работе СК РФ
Материал выпуска № 11 (148) 1-15 июня 2013 года.

В ПОИСКАХ ВЗАИМОПОНИМАНИЯ

Взаимодействие следователей и адвокатов стало одной из центральных тем круглого стола в Общественной палате, посвященного работе СК РФ

Общественная палата

Вице-президент ФПА РФ Светлана Володина в начале своего выступления отметила, что одним из самых важных вопросов является уровень качества работы следствия. В Российской академии адвокатуры и нотариата, проректором которой она является, среди проходящих стажировку адвокатов регулярно проводится опрос на данную тему, и из ответов следует, что динамику нельзя назвать положительной.

По словам вице-президента ФПА РФ, адвокаты также часто жалуются на то, что не они помогают сформировать подзащитным свою правовую позицию, а следователи: «Типичная ситуация: при первой встрече с адвокатом подзащитный сообщает, что своей вины не признает, однако после этого следователь делает такое предложение обвиняемому: “Если вы признаете свою вину, то я не стану избирать мерой пресечения содержание под стражей”. И что должен делать адвокат в ситуации, когда, по сути, имеет место шантаж со стороны следователя?».

Участникам круглого стола был продемонстрирован фильм о работе Самарского центра субсидированной юридической помощи, позволившего решить на территории региона проблему «карманных адвокатов». Представители СК РФ, присутствовавшие на заседании, отметили, что считают масштабы данной проблемы несколько преувеличенными, однако самарский опыт оценили положительно.

По мнению же Светланы Володиной, данный вопрос требует скорейшего решения: «Я являюсь членом квалификационной комиссии АП Московской области уже более 15 лет. Не бывает заседания, на котором не рассматривалась бы жалоба на рекомендованного следователем адвоката, убеждающего подзащитного признать свою вину. Пора решить эту проблему на территории всей страны».

Впрочем, президент АП МО Алексей Галоганов заметил, что создать подобный центр, например, в Московской области в силу ряда причин будет значительно сложнее, чем в Самарской области.

Как рассказала Светлана Володина, часто следователи привлекают к работе знакомых защитников в случаях, когда сталкиваются с эффективно работающими адвокатами, чья деятельность выступает серьезным препятствием для достижения следствием желаемого результата. В таких ситуациях они уговаривают обвиняемых отказаться от услуг нежелательных для следствия адвокатов, предлагая взамен тех, кто не будет им мешать осуществлять свою работу в привычном ключе.

Член Общественной палаты Анатолий Кучерена призвал адвокатов в каждом случае осуществления следователем неправомерных действий обращаться к руководителю следственного органа, чтобы он мог вовремя вмешаться в ситуацию.

Светлана Володина рассказала также о результатах опроса адвокатов на тему удовлетворения следователями их ходатайств: «Было выяснено, что защитникам отказывают практически во всех ходатайствах, т.е. роль адвоката на стадии следствия сегодня, по сути, равняется нулю. Обращаясь к представителям СК, мне бы хотелось сказать: мы с вами не враги, а лишь процессуальные противники. И очень хочется, чтобы роль адвоката на стадии следствия все же стала бы такой, какой она должна быть».

Сергей АНИСИМОВ,
Корр. «АГ»


Яндекс.Метрика