×

Власть стремится к диалогу с обществом

Реформирование российской политической системы продолжается
Материал выпуска № 11 (148) 1-15 июня 2013 года.

ВЛАСТЬ СТРЕМИТСЯ К ДИАЛОГУ С ОБЩЕСТВОМ

Реформирование российской политической системы продолжается

Плигин

22 мая в РИА Новости состоялась пресс-конференция председателя Комитета ГД по конституционному законодательству и государственному строительству Владимира Плигина на тему «Правовое регулирование развития политической системы». Как отметил Владимир Плигин, дальнейшее развитие политической системы России связано с теми законодательными актами, которые в настоящее время находятся на рассмотрении в Государственной Думе.

Глобальным нормативным актом в этой сфере должен будет стать закон о выборах депутатов Государственной Думы. Основное его отличие от ныне действующего заключается в переходе к смешанной системе выборов в эту палату российского парламента: в случае принятия закона половина депутатов Государственной Думы будут избираться по партийным спискам, половина – по одномандатным округам.

Законопроект принят в первом чтении. Предварительно планировалось, что в течение мая он пройдет второе и третье чтения, но поступило более 300 поправок к нему, а затем состоялись консультации Президента РФ с лидерами парламентских политических партий, которые выдвинули еще ряд предложений о поправках.

По предложению Комитета ГД по конституционному законодательству и государственному строительству Совет ГД продлил срок представления поправок до 1 июня. Основная дискуссия, по словам Владимира Плигина, развернется по вопросу о характере избирательной системы.

Большое количество споров вызывают также моменты, связанные с возможностью для партий объединяться в блоки для совместного участия в избирательной кампании и снижением проходного барьера на выборах в Госдуму. Что касается первого вопроса, по словам депутата, скорее всего, такой возможности партиям дано не будет: «На данный момент мы склоняемся к тому, что блоки не нужны, ведь возникнет множество организационных вопросов. Например, как именно они будут функционировать в случае прохождения в парламент? Данное положение может породить большое количество проблем». Проходной барьер же, скорее всего, будет снижен. По мнению председателя Комитета ГД, установление планки в 5% позволит формировать Госдуму с учетом мнения большинства социальных групп.

Ведь именно стремление на качественно новом уровне соблюсти баланс общественных интересов и является основной причиной политической реформы. «Согласно данным исследований, представленные в настоящее время в парламенте партии отражают взгляды примерно 49% населения страны, и это количество необходимо повышать. Возвращение одномандатных округов должно этому способствовать», – заметил председатель Комитета ГД.

Рассказав о других важнейших законопроектах, касающихся регулирования развития политической системы, Владимир Плигин выделил предложение председателя ГД Сергея Нарышкина о необходимости проекта закона о Федеральном Собрании. Он также отметил, что в последнее время принят целый ряд законов, которые ведут к усилению роли парламента РФ, в частности Закон о парламентском контроле, существенно расширивший сферу парламентского контроля, а также предварительного парламентского контроля в рамках бюджетного и налогового процесса.

«Мы находим способ сделать наше развитие стабильным, предсказуемым, прогнозируемым, учитывающим политические взгляды практически всех направлений, – сказал Владимир Плигин. – С точки зрения Либеральной платформы партии “Единая Россия”, у нас есть все возможности для диалога. Мы крайне заинтересованы в выстраивании со всеми участниками общественного процесса такого диалога, который был бы нацелен на формирование институтов доверия в стране, строился на принципах честности и открытости. Нет ни одного вопроса, который представители правящей партии не готовы обсуждать с обществом.

В настоящее время на рассмотрении в Комитете ГД по конституционному законодательству и государственному строительству находятся 240 законопроектов, которые в той или иной степени касаются формирования статуса граждан, их прав и свобод, института гражданства, политической системы. Иными словами, мы готовы предметно обсуждать 240 отдельных аспектов регулирования нашей общественной и политической жизни».

Сергей АНИСИМОВ,
корр. «АГ»

НА ПЛАТФОРМЕ ЛИБЕРАЛИЗМА

Политики хотят закрепить в России истинные либеральные ценности

ПетелинаЛиберали́зм (от лат. liberalis – свободный) – философское и общественно-политическое течение, провозглашающее незыблемость прав и свобод человека перед лицом государства и выступающее за минимизацию вмешательства государства в жизнь граждан. В XX в. либерализм стал общепринятым в развитых странах.

Либеральная платформа партии «Единая Россия» была создана в 2013 г., ее координаторы – являются Владимир Плигин, Виктор Зубарев и Валерий Фадеев. Программа этого блока правящей партии – «Манифест российского политического либерализма» (см.: http://er.ru/news/2013/2/4/manifest-rossijskogo-politicheskogo-liberalizma/) – является, по-видимому, первым официальным документом, где сделана попытка очистить идеи либерализма от искажений, которым они подверглись в советское и постсоветское время, и донести их истинный смысл до граждан страны.

Поставив своей целью реализовать в России либеральные ценности – свободу, частную собственность, справедливость, солидарность, суверенитет, Либеральная платформа называет ставшие в России привычными либеральные взгляды «до странности узкой версией либерализма». «Настоящий либерал желает свободы для всех. Силы псевдолиберализма хотят свободы только для себя», – говорится в манифесте.

Дистанцируясь от псевдолиберальных политических течений, Либеральная платформа утверждает: «Либералы обязаны противостоять консервативно-реакционным тенденциям и любым действиям, связанным с уменьшением свободы, и непременно высказывать свою точку зрения по поводу таких действий даже в тех случаях, когда за ними обнаруживается некая целесообразность. Они также должны ратовать за расширение свободы везде, где оно не влечет за собой прямых, реальных и ощутимых угроз личности, обществу и государства. В общем случае либералы ставят интересы личности выше интересов общества и государства, считая, что интересы последних не могут ущемлять права и свободы личности».

Вместе с тем в манифесте подчеркивается, что «либеральные идеи можно реализовать только с сильным государством, способным защитить свободы от внешних и внутренних угроз». «Либералы никогда не принимали демократию безоговорочно. Они всегда считали, что демократия должна уметь защищаться. Вот почему в современном демократическом мире партии, выступающие за слом политических систем, просто отсекаются от демократических институтов».

В документе указывается, что построение демократической страны невозможно без адекватного развития производительных сил, и ставится задача построить мощную экономику, опирающуюся как на частную собственность, так и на крупные государственные проекты; в социальной области поставлена цель достичь реального равенства в получении достойного бесплатного образования всех уровней и достойного бесплатного медицинского обслуживания.

В целом манифест представляет собой программу центристского политического блока, который рассматривает стабильное развитие государства, в максимально возможной степени учитывающего интересы всех групп общества, и политической системы как необходимое условие для наиболее полного обеспечения демократических институтов, прав и свобод человека, полноценного развития экономики и социальной сферы.

Мария ПЕТЕЛИНА,
зам. главного редактора «АГ»