×

«Каждый адвокат должен отвечать за всю корпорацию»

Вопросы этики и этических отношений для адвокатов являются первостепенными, считает вице-президент ФПА РФ Алексей Галоганов
Материал выпуска № 4 (357) 16-28 февраля 2022 года.
Фото: «Адвокатская газета»
Вице-президент Федеральной палаты адвокатов РФ, президент АП Московской области, президент Федерального союза адвокатов России и Международного Союза (Содружества) адвокатов Алексей Галоганов в интервью «АГ» рассказал о работе коллег в условиях коронавирусных ограничений, о деятельности возглавляемых им общественных объединений адвокатов, высказал свои соображения о предлагаемых изменениях Закона об адвокатской деятельности и адвокатуре, дал оценку спортивным мероприятиям, которые проводятся под эгидой ФПА РФ.

– Алексей Павлович, расскажите, пожалуйста, как АП Московской области перенесла сложности, вызванные пандемией COVID-19?

– COVID-19 осложнил жизнь всего адвокатского сообщества, особенно в начале пандемии – в 2020 г. Было установлено много ограничений как всероссийского, так и ведомственного масштаба, отразившихся на деятельности адвокатов. Федеральная палата адвокатов и региональные палаты сделали все возможное, чтобы адвокаты могли в этих условиях беспрепятственно оказывать помощь своим доверителям. В частности, благодаря усилиям Совета ФПА, выступившего с заявлением о недопустимости ущемления конституционного права граждан на получение квалифицированной юридической помощи, были сняты ограничения на передвижение адвокатов для оказания юридической помощи.

Тем не менее все, что пережила страна, ощутили на себе и адвокаты, которые находились даже в более стесненных условиях, так как защита прав человека требует постоянных, а то и экстренных контактов с доверителем.

Адвокатам, естественно, стало сложнее участвовать в судебных процессах, так как были введены определенные ограничения и в судах, и при встречах с подзащитными. В Ногинске наши адвокаты даже судились с представителями МВД, которые разрешили общаться с подзащитными только через стекло в специально оборудованных кабинах. Такое общение, конечно, не дает того положительного эффекта, который достигается при «живом», непосредственном общении.

В одном из наших районных судов были изданы приказы никого не допускать в здание, в том числе адвокатов. Но благодаря своевременному вмешательству руководства областного суда, с которым мы конструктивно работаем и относимся друг к другу с пониманием, в тот же день приказ председателя райсуда отменили.

Ограничения сказались и на приеме граждан в палате. У нас в АП Московской области работала общественная приемная, но пришлось прием населения ограничить и прибегать к техническим средствам связи.

Сказались ограничения и при проведении массовых мероприятий: конференций, заседаний советов палаты, квалификационной и других комиссий. Это заметно затрудняло нашу работу. Многие планы пришлось изменить или скорректировать, а многие мероприятия – проводить онлайн. Но палата и все ее комиссии, аппарат и другие структуры работали, финансовое состояние палаты не ухудшилось, и я всем за это благодарен.

Я низко кланяюсь всем адвокатам, в том числе членам нашей палаты, за то, что в сложнейший период начала пандемии они защищали своих доверителей как на предварительном следствии, так и в судебных заседаниях не менее эффективно, чем в обычное время. Каких-либо нареканий по поводу собственно защиты не было.

Сейчас ситуация, конечно, совсем другая – об ограничениях на передвижение речь не идет, суды работают, все уже привыкли к применению в процессе цифровых технологий, использованию индивидуальных средств защиты. А сложности, которые возникают в связи с ведомственными ограничениями, введенными из-за ухудшения эпидемиологической обстановки, решаем в рабочем порядке.

– В июле 2021 г. вы были переизбраны президентом Федерального союза адвокатов России (ФСАР). В каком направлении планируется развивать деятельность Союза? Какие мероприятия у вас запланированы на этот год?

– У нас в 2020 г. была юбилейная дата – 30-летие создания Союза. К сожалению, мы не смогли, как планировали, провести юбилейные мероприятия. Мы подготовили целый ряд наград и собирались в торжественной обстановке вручить медали имени Александра Викторовича Клигмана многим организаторам работы ФСАР, нашим активистам.

К сожалению, такой представительный форум провести было невозможно, однако Союз продолжал работать. Мы проводили конференции, круглые столы, встречи, отвечали на вызовы времени, реагируя на все законопроекты и проекты других документов, касающихся адвокатуры. Например, в Общественной палате мы обсуждали программу «Юстиция» и поддержали ее. Я бы даже сказал, что непрерывная работа продолжалась и шла в почти нормальном режиме.

Что касается наших планов на будущее, то мы планируем провести как съезд, так и несколько конференций, подписать соглашения с общественными и другими организациями. Отрадно, что мы продолжаем открывать отделения нашего Союза в регионах, недавно такое отделение открылось в Новосибирске.

– Отдельно хотел бы спросить про международную деятельность ФСАР. С какими зарубежными организациями адвокатов вы сотрудничаете и насколько возможны новые контакты в нынешних условиях?

– Несмотря на пандемийные ограничения, мы стараемся поддерживать контакты с нашими коллегами за рубежом. В прошлом году нам удалось организовать в очном формате конференцию в Греции при поддержке Международного Союза (Содружества) адвокатов. Кроме нас, в ней участвовали адвокаты Греческой Республики, Республики Кипр, Германии, Чехии, а также сотрудники муниципалитета Афин, прокуратуры и судебных органов Греции, бизнесмены, у которых есть с нами общие интересы. Греция очень заинтересована в сотрудничестве с Россией.

Это мероприятие содействовало развитию партнерских связей и дружеских отношений между представителями юридической профессии, научного сотрудничества, а также налаживанию деловых контактов между юристами европейских стран и членами адвокатских образований России. Мы рассматривали вопросы защиты прав граждан в рамках уголовного, гражданского и административного судопроизводства, проводили сравнительный анализ российского и греческого права.

В мае этого года мы собираемся провести конференцию на Кипре, открыть там отделение ФСАР, подписать соглашение с коллегами-киприотами.

– Как осуществляется взаимодействие крупнейших адвокатских общественных объединений (ФСАР, ГРА и МС(С)А) с Федеральной палатой адвокатов? Существуют ли какие-то расхождения в позициях?

– Федеральный союз адвокатов России понимает необходимость укрепления единства адвокатской корпорации. Такого же мнения придерживается и руководство Международного Союза, есть понимание и со стороны Гильдии российских адвокатов. Мы провели несколько совместных мероприятий этих трех крупнейших общественных объединений адвокатов и под эгидой Федеральной палаты адвокатов обсуждали насущные вопросы адвокатуры.

Вопросы адвокатской этики и этических отношений для нас всех являются первостепенными, это понимают и наши российские коллеги, и представители бывших республик СССР – члены нашего Международного Союза. Этика у адвокатов общая, и очень важно, чтобы они соблюдали этические нормы.

У нас с Федеральной палатой адвокатов никогда не было противоречий. Противоречия и разногласия, как правило, возникают с некоторыми общественными организациями, деятельность которых порой вредит адвокатуре, мешает нашему институту гражданского общества развиваться, понижает его авторитет.

– Как вы относитесь к предлагаемым Минюстом России поправкам в Закон об адвокатуре? Какие из этих предложений, на ваш взгляд, полезны для адвокатуры, какие неприемлемы?

– Закон об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации скоро будет отмечать свой 20-летний юбилей. Это, пожалуй, лучший адвокатский закон из принятых на территории бывшего Советского Союза. Спасибо его разработчикам! В составе рабочей комиссии я принимал участие в подготовке проекта, родившегося в аппарате Президента РФ.

Если сравнивать наш закон с другими, такими как ГК, УК или УПК, которые постоянно корректировались, то у нас за эти годы было не так уж много принципиальных изменений.

Я бы не стал сейчас вносить в наш закон какие-то резкие поправки, жизнь обычно сама диктует нам необходимые изменения. К предлагаемым в последнее время поправкам есть много вопросов. Не хочу сейчас втягиваться в дискуссию, но благодарен Министерству юстиции РФ, что в рабочую группу включили представителей адвокатуры. Знаю, что они сумели добиться значительного числа компромиссов. В принципе, тот вариант законопроекта, который планируется внести в Правительство, учитывает интересы адвокатуры. Но есть несколько вопросов, по которым, надеюсь, будет достигнут компромисс с учетом позиции Федеральной палаты адвокатов. Естественно, я ее разделяю.

– Вы присутствовали на совещании в Минюсте, где глава ведомства Константин Чуйченко заявил, что «задача Минюста России как регулятора состоит в том, чтобы обеспечить баланс между независимостью адвокатуры и ее ответственностью перед обществом». Как вы считаете, не нарушают ли предложенные поправки этот баланс?

– Главное, на мой взгляд, – сохранить баланс между государством и адвокатурой, чтобы эти поправки не повлияли негативным образом на независимость адвокатуры, не усилили возможность государства влиять на адвокатское сообщество. Государство может выполнять по отношению к адвокатуре только отдельные полномочия, касающиеся лишь организационной стороны ее деятельности. А если баланс будет нарушен, то пострадаем не столько мы – адвокаты, сколько граждане – наши доверители. Некоторые из предложенных Минюстом поправок, на мой взгляд, излишне расширяют полномочия государства. Хотелось бы, чтобы и по этим пунктам был достигнут компромисс. Это необходимо, прежде всего, для защиты прав граждан, которую мы осуществляем.

– Международный Союз (Содружество) адвокатов подготовил отзыв на законопроект № 42307-8, направленный на модернизацию положений УК РФ, устанавливающих ответственность за пытки. Почему Союз, который вы возглавляете, считает необходимым установить в законе ответственность за психологические пытки?

– Мы регулярно даем заключение на законопроекты, в том числе на модельные законопроекты в рамках СНГ. Что касается этого конкретного проекта законодательного акта, то наше предложение, подготовленное вице-президентом Союза Дмитрием Кравченко, основано на нормах международного права и касается, прежде всего, практикующих адвокатов, которые, проводя защиту в уголовном судопроизводстве, регулярно сталкиваются с фактами пыток в отношении своих доверителей. Пытки, как физические, так и психологические, недопустимы в принципе, такие действия должны не только немедленно пресекаться, но и караться по закону. Возможность представителей власти применять такие методы очень опасна для общества, и потому наше предложение я считаю обоснованным, способным изменить ситуацию и победить это негативное явление.

– На совещании в Совете Федерации вы сказали, что «мы должны строить авторитетный институт, который будет достойно защищать права наших граждан». А что необходимо для того, чтобы это строительство было успешным?

– На это строительство влияют как внутренние факторы, так и внешнее воздействие. Законодательство должно позволять нам достойно защищать граждан, соблюдать баланс между государством и адвокатурой, о котором мы говорили. Адвокаты должны спокойно работать, не оглядываясь на действия представителей власти, способных что-то сделать во вред адвокату, если он им не нравится и ведет себя, например, слишком активно. Закон должен защищать профессиональные права адвокатов и препятствовать их нарушению.

Что касается нашего внутрикорпоративного строительства, то здесь на первые роли выходят единство, о котором я уже говорил, и адвокатская этика. Не буду сейчас приводить известные всем примеры, которые больно ударили по репутации адвокатского сообщества и престижу адвокатуры. Эти публичные процессы и так будут помнить еще очень долго. Ф.М. Достоевский в свое время сказал, что красота спасет мир. Я бы сказал сегодня, что этика спасет адвокатуру.

Если мы все вместе будем уважать друг друга и своих доверителей, уважать закон, тогда мы заложим прочную основу в этом строительстве. У нас есть все, чтобы его успешно завершить – Федеральная палата адвокатов, палаты регионов, общественные объединения, много талантливых адвокатов, ученых и практиков, и потому наша адвокатура должна быть не хуже, чем в других странах, а то и лучше – все зависит только от нас. Адвокатура – это первый институт гражданского общества, законодательно закрепленный в нашей стране. Защищать гражданское общество – очень большая ответственность, которая ложится на адвокатуру. Поэтому каждый адвокат должен отвечать не только за свои поступки, но и за всю Корпорацию. И об этом следует помнить всегда.

– Несмотря на все сложности, связанные с коронавирусной инфекцией, ФПА РФ организовала в 2021 г. два больших спортивных праздника: чемпионат по футболу во Владикавказе и турнир по бильярду в Брянске. Состоялась также парусная регата в Карелии. Как вы оцениваете эти мероприятия, что планируется на 2022 г.?

– Мне очень приятно, что в качестве представителя Федеральной палаты я мог присутствовать на всех названных вами мероприятиях. Они прошли на высоком уровне, но прежде всего я хотел бы отметить регату, которая проходила не под эгидой ФПА, но была так блестяще организована, что в дальнейшем Федеральная палата готова включить ее в свой перечень соревнований. Спасибо за проделанную работу президенту АПРК Андрею Закатову, он и коллеги из Карелии доставили нам всем величайшее удовольствие.

Хочу также поблагодарить президента АП Республики Северная Осетия – Алания Марка Гаглоева за организацию юбилейного футбольного чемпионата. Случались там и определенные накладки, вызванные погодой и большим количеством команд. Но в целом турнир прошел на высоком, я бы сказал – на адвокатском уровне.

Прекрасно был проведен и турнир по бильярду, за что большое спасибо президенту АП БО Михаилу Михайлову. Никаких нареканий по проведению турнира не было, хотя к нам дважды приходили с проверками представители Роспотребнадзора и МВД. Даже в условиях санитарных ограничений ими не было высказано никаких замечаний. А у нас после этих турниров не было ни одного заболевшего ковидом.

Мы не успели провести шахматный турнир, но Московская городская палата обещает в ближайшее время организовать эти соревнования в столице.

Спортивные мероприятия для нас очень важны, они сплачивают адвокатов, а чтобы впредь не было каких-то накладок, мы создали Комиссию ФПА по спорту, в которую вошли ваш покорный слуга, президенты адвокатских палат Мордовии, Брянской, Кемеровской, Калининградской и Ивановской областей. Перед каждым чемпионатом мы будем обсуждать все организационные вопросы, чтобы соревнования проходили на еще более высоком уровне.

В ближайшее время мы соберем эту Комиссию и определим порядок проведения конкретных мероприятий в регионах. Наряду с уже упомянутыми турнирами мы собираемся вернуться к проведению соревнований по боулингу. Последний раз они проводились в Карачаево-Черкесии, вызвали большой интерес и очень всем понравились. АП КЧР готова вновь взять на себя организацию этих соревнований. Так что, полагаю, никаких возражений не будет. Надеюсь, что спортивная работа и впредь будет расширяться в адвокатской среде и радовать адвокатское сообщество.

Рассказать:
Яндекс.Метрика