В настоящем комментарии к материалу Анны Смолы «Требование расторгнуть договор» (см.: «АГ». 2022. № 4 (357)) автор соглашается с тем, что вопрос правовой природы предупреждений антимонопольного органа является дискуссионным. Казалось бы, предупреждение фиксирует лишь признаки нарушения, однако в нем нередко содержится и требование совершить действие, обоснованное тогда, когда нарушение уже доказано (как бы «присваивая» функцию и содержание предписания). Впрочем, в погоне за эффективностью антимонопольные органы и суды не всегда озадачиваются данным противоречием.
Превентивная природа предупреждения зачастую входит в противоречие с его содержанием и тем бременем, которое ФАС России может возложить на организацию, в действиях которой выявлены признаки правонарушения. С одной стороны, антимонопольный орган при выдаче предупреждения только фиксирует признаки нарушения, с другой – нередко требует от субъекта рынка предпринять действия, которые могли бы быть обоснованы лишь тогда, когда факт нарушения уже доказан по результатам расследования в соответствии с установленными стандартами.