×

Введение в профессию разработчика онлайн-курсов

Эксперты адвокатской корпорации смогут научиться передавать свои знания с помощью онлайн-контента
Материал выпуска № 18 (395) 16-30 сентября 2023 года.

На образовательной платформе «Дистанционные курсы ФПА для адвокатов «Обмениваемся профессиональным опытом» размещен новый курс «Некурируемый образовательный онлайн-курс. Создание и использование». Его авторы: Мария Воскобитова – кандидат юридических наук, эксперт по практико-ориентированному обучению юристов и интерактивным методам преподавания, образовательный дизайнер, автор симуляционных курсов по профессиональным навыкам юристов; Наталья Кузнецова – педагог, методист, автор-разработчик образовательного контента для онлайн-обучения.

Наталья Кузнецова рассказала о предпосылках создания курса, о его целях и задачах, а также о навыках, которые смогут получить адвокаты после его прохождения.

– Наталья, расскажите, пожалуйста, чем была обусловлена разработка курса «Некурируемый образовательный онлайн-курс. Создание и использование».

– Актуальностью момента. Курс мы открыли в эпоху перемен, обусловленную пандемией COVID-2019. Всем пришлось срочно адаптироваться к новым реалиям. Мы с моим соавтором Марией Воскобитовой решили проводить вебинары для экспертов, работающих тренерами в программах повышения квалификации адвокатов, и подготовить онлайн-контент для самостоятельного изучения.

Первые потоки курса проходили обучение в смешанном формате. В течение недели участники самостоятельно изучали соответствующий учебный модуль на портале, затем отвечали на вопросы на специальном форуме. На основе их ответов эксперты готовили и проводили вебинар через неделю с момента открытия доступа к учебному модулю. В ходе вебинаров участники обсуждали примеры курсов, делились собственным опытом онлайн-обучения, разбирали сложные ситуации – все это не только помогало усваивать материал, но и давало идеи, как применять его на практике.

Для образовательной платформы ФПА мы переработали курс с учетом особенностей адвокатской деятельности таким образом, чтобы адвокаты могли работать с ним полностью самостоятельно.

– Возникали ли у Вас в процессе работы над курсом трудности и как удалось их преодолеть?

– Трудность была одна-единственная и самая большая – как вовремя остановиться и не перегрузить наших будущих обучающихся обилием знаний, инструментов, средств, чтобы не напугать, но заинтересовать. Мы будем ждать обратную связь от всех участников. В курсе такой инструмент есть.

– Курс подойдет всем адвокатам?

– Он ориентирован, прежде всего, на тех, кто хотел бы делиться своими знаниями, умениями и опытом с помощью онлайн-контента, т.е. «оцифровать» свою экспертность, преобразовать в образовательные, информационные ресурсы.

– Каковы цели и задачи курса?

– Цель мы сформулировали так: «Определять способы создания своих и/или использования готовых некурируемых образовательных онлайн-курсов и контента для решения профессиональных задач».

Способов создания онлайн-курсов и контента сегодня существует очень много, также много специализированных программных продуктов и онлайн-сервисов общего доступа. Нужно ли, например, адвокату, преподающему в вузе, тратить время и осваивать технически сложную программу, чтобы создать что-то свое или продуктивнее встроить в учебный процесс грамотно разработанный чужой курс с соблюдением авторских и лицензионных прав? Курс отвечает на этот вопрос.

– Как построен курс?

– Четыре учебных модуля курса с помощью видеокомментариев, разнообразных презентационных материалов, тестовых вопросов и практических заданий для самостоятельной работы помогают понять, какие бывают онлайн-курсы, что обязательно необходимо в них включать, чтобы обучающийся дошел до конца, запомнил, понял, захотел применить полученные знания в своей деятельности, а не бросил все в начале пути.

Модули настроены таким образом, чтобы каждый обучающийся мог без ограничения попыток и времени осваивать материал – начинать в любое время, прерываться и возвращаться вновь. Портал и модуль запоминают, где была остановка, и предлагают начать с того же места или с начала.

Сейчас курс предполагается полностью некурируемый, т.е. нас с Марией в нем не будет, как не будет и онлайн-встреч. Зато будет рабочая тетрадь, где вы сможете фиксировать свои мысли, идеи. К тому же всегда можно договориться с кем-то из коллег и проходить курс одновременно, обмениваясь впечатлениями. Для многих такое парное обучение – тоже новшество. Мы часто слышим вопрос: «А что, так можно было?» – Можно и нужно! Вместе всегда интереснее.

– Какие навыки получат адвокаты по итогам прохождения курса?

– В анонсе мы указали, что каждый, кто качественно (!) выполняет все задания и следует нашим рекомендациям, после курса сможет:

  • использовать готовые некурируемые онлайн-курсы и контент в своей образовательной практике;
  • определять, в каких случаях использование некурируемого образовательного онлайн-курса будет преимущественным;
  • готовить контент самостоятельно или с помощью экспертов для создания некурируемых учебных модулей, следуя подходам педагогического проектирования.

Например, адвокат, обучающий стажеров в адвокатской палате, нашел на сторонней онлайн-платформе открытый курс, доступный всем желающим, изучил его и считает полезным для стажеров. Он сможет решить, как лучше включить его в процесс обучения, какие задания использовать из этого курса, как проверить, насколько качественно его стажеры выполнили задания.

– Сможет ли адвокат, пройдя Ваш курс, разработать собственный онлайн-курс?

– Наш с Марией курс можно назвать введением в профессию автора-разработчика. Он характеризует основные моменты, связанные с разработкой. Чтобы самостоятельно проектировать и создавать собственные онлайн-курсы, нужно учитывать много нюансов, например, в каких условиях будет изучаться материал курса, достаточно ли только тестовых заданий, которые проверяются автоматически, для самоконтроля, какими способами можно тренировать навыки в онлайн-курсе и т.д.

Всем, кто хочет серьезно посвятить себя разработке онлайн-курсов, мы рекомендуем постоянное обучение – как самостоятельное, так и в профессиональном сообществе, выделение времени на освоение инструментов разработчика, исследование тенденций современного образования взрослых. Сейчас бум нейросетей. Это просто ажиотаж или действительно полезное средство? Пишут об этом много, а пробовали ли вы сами, какой опыт получили? И так во всем, что можно методически грамотно и целесообразно применять для обучения.

– Большое спасибо. В заключение расскажите, пожалуйста, о себе и Вашем соавторе Марии Воскобитовой.

– Я магистр педагогики по специальности «Электронные образовательные технологии», занимаюсь разработкой технологий и процессов онлайн-обучения. Сертифицированный эксперт по работе с программными продуктами для создания и использования образовательного онлайн-контента. Веду как методолог и образовательный дизайнер проект https://lms.just.study/. Выступаю как тренер для тренеров в профессиональных сообществах адвокатов. Опыт разработки и использования онлайн-контента в образовании разного уровня более 13 лет, в том числе подтвержденный дипломом победителя международного конкурса онлайн-курсов EdCranch Award 2018. Как сказал один мой молодой коллега, я – динозавр доковидной эпохи, влюбленный в качественный онлайн.

Мария Воскобитова – кандидат юридических наук, эксперт по практико-ориентированному обучению юристов и интерактивным методам преподавания, образовательный дизайнер, автор симуляционных курсов по профессиональным навыкам юристов. Специализируется как юрист в сфере международной защиты прав человека, более 20 лет представляла заявителей в ЕСПЧ. С 2008 г. проводит различные программы для преподавателей и адвокатов в формате «тренинг для тренеров», активно работала с региональными адвокатскими палатами до 2016 г. С 2017 г. разрабатывает онлайн-курсы для юристов. Создала несколько курсов для платформы ФПА РФ, платформы АП Ставропольского края, онлайн-платформы lms.just.study.

Рассказать:
Яндекс.Метрика