×
Салыкин Дмитрий
Салыкин Дмитрий
Адвокат ННО «Ленинградская областная коллегия адвокатов»

24 ноября 2017 г. Законодательная Дума Хабаровского края внесла на рассмотрение Госдумы проект Федерального закона «О внесении изменений в статью 177 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации».

Внесение законопроекта законодатель обуславливает отсутствием определенности в формулировке действующей редакции ст. 177 УИК РФ в части требования о предоставлении по запросу администрации исправительного учреждения документа в виде единой справки, содержащей сведения, которыми располагают не связанные между собой органы власти и управления, физические лица.

Читайте также
Поправки в УИК с целью заботы о несовершеннолетних
Предлагается усовершенствовать порядок предоставления отсрочки отбывания наказания беременным женщинам
07 Декабря 2017 Новости

Представляется, что в случае принятия законопроекта все же не будет достигнута цель, ради которой он внесен: более оперативный сбор администрацией исправительного учреждения документов, необходимых для рассмотрения судом ходатайства о предоставлении осужденному отсрочки отбывания наказания, направленной на осуществление заботы о несовершеннолетних детях их родителями. По моему мнению, принятие законопроекта даст обратный эффект – приведет к неоправданному увеличению срока от подачи ходатайства до его поступления в суд.

В соответствии с предлагаемой законопроектом редакцией администрации исправительного учреждения вменяется в обязанность (п. «а» ч. 2 ст. 177 УИК РФ) в течение 10 дней с момента подачи осужденным соответствующего ходатайства направить в органы государственной власти (ОГВ), органы местного самоуправления (ОМС) либо в подведомственные им организации запрос о наличии у осужденного в собственности или пользовании жилья и (или) согласии родственников осужденного предоставить ему и его ребенку в пользование жилое помещение.

Пунктом «б» ч. 2 ст. 177 проекта изменений в УИК РФ предлагается вменить в обязанность администрации исправительного учреждения в этот же срок запросить в органах опеки и попечительства акт обследования жилого помещения, указанного в п. «а» ч. 2 ст. 177 УИК РФ.

Однако в соответствии с требованиями действующего законодательства и положениями внутренних руководящих документов ОГВ и ОМС поступивший запрос регистрируется в течение 3 дней и после этого рассматривается в течение 30 дней. С учетом времени на пересылку срок рассмотрения одного запроса составляет в среднем полтора месяца.

Чтобы выполнить требования п. «б» ч. 2 ст. 177 УИК РФ в редакции, предлагаемой законопроектом, администрации исправительного учреждения необходимо дождаться ответа на первый запрос о наличии жилья у осужденного. Только после этого появится возможность сделать запрос в органы опеки и попечительства о предоставлении акта обследования выявленного у осужденного жилого помещения. Исполнение данного запроса дополнительно займет около полутора месяцев.

Вместе с тем в соответствии с требованиями ст. 6 Федерального закона от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта РФ. Органы местного самоуправления поселений, городских округов, муниципальных районов, внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, на территориях которых отсутствуют органы опеки и попечительства, могут наделяться законом субъекта РФ полномочиями по опеке и попечительству с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. В этом случае органы местного самоуправления являются органами опеки и попечительства.

Таким образом, органы опеки и попечительства входят в систему исполнительной власти, как и остальные органы, в которых предполагается запрашивать сведения о наличии жилья у осужденного. Поэтому целесообразно объединить требования закона о предоставлении ОГВ и ОМС сведений о наличии жилого помещения у осужденного и о предоставлении органами опеки и попечительства акта обследования данного жилья в едином запросе, обязав ОГВ и ОМС к его комплексному исполнению, с предоставлением единого ответа либо ответов в соответствии с компетенциями служб, но в рамках одного запроса, срок рассмотрения которого составляет 30 суток. Эффективное взаимодействие органов и служб с целью своевременного и точного исполнения таких запросов необходимо регулировать локальными актами, внутренними распорядительными документами, совместными межведомственными приказами. Вместе с тем во избежание двусмысленности и неопределенности необходимо в ст. 177 УИК РФ закрепить перечень и объем сведений, которые должен содержать ответ на запрос администрации исправительного учреждения.

Такой подход к направлению и составлению единого запроса позволит сократить время сбора необходимых сведений по ходатайству осужденного в два раза, в отличие от предполагаемого законопроектом, без привлечения дополнительных ресурсов и бюджетных средств, в рамках полномочий, предоставленных законодательством ОГВ и ОМС.

Кроме того, необходимо учесть, что у осужденного в собственности и пользовании может находиться несколько жилых помещений, и, вероятно, не каждое из них будет отвечать необходимым условиям для проживания ребенка. Где гарантия того, что органы опеки и попечительства проверят все эти помещения, а не часть из них, и составят отрицательные заключения (акты) по всем тем, в которых условия проживания ребенка не будут соответствовать установленным требованиям?

Для обеспечения эффективности проверки по запросу необходимо законодательно закрепить право осужденного указывать в ходатайстве предполагаемый адрес проживания с ребенком в период отсрочки от исполнения наказания.

Вместе с тем важным и правильным является положение законопроекта о праве осужденного, его адвоката или законного представителя предоставлять перечисленные сведения, необходимые для рассмотрения ходатайства. Данное положение позволит осужденному более полно реализовывать свои права и обеспечить несовершеннолетним детям действенную заботу их родителями.

Рассказать:
Другие мнения
Татаринов Александр
Татаринов Александр
Партнер консалтинговой группы G3
Градостроительный кодекс РФ: обзор ключевых изменений
Градостроительное право
Большинство новелл направлены на смягчение административных барьеров и упрощение процедур
16 Сентября 2019
Чупров Анатолий
Чупров Анатолий
Помощник адвоката в МКА «ГРАД»
Важное за август
Гражданское право и процесс
Новые законы, подзаконные акты в сфере гражданского, финансового, налогового и административного права
06 Сентября 2019
Кузнецов Анатолий
Кузнецов Анатолий
Адвокат АК «Бородин и Партнеры»
Водителей, действительно не заметивших ДТП, предлагается пусть не строго, но наказывать
Производство по делам об административных правонарушениях
Разве это правильно?
05 Сентября 2019
Ахундзянов Сергей
Ахундзянов Сергей
Председатель президиума Московской коллегии адвокатов «РОСАР»
Ввести учреждения ФСИН в информационное общество
Уголовно-исполнительное право
О необходимости разрешить адвокату использовать цифровую технику в следственном изоляторе
02 Сентября 2019
Андреев Андрей
Андреев Андрей
Адвокат, управляющий партнер юридического бюро «U&Partners»
Инициатива ради инициативы
Уголовное право и процесс
Можно ли победить коррупцию с помощью конфискации
30 Августа 2019
Хырхырьян Максим
Хырхырьян Максим
Адвокат, член Совета АП Ростовской области
В фокусе Конституционного Суда
Конституционное право
Обзор общеобязательных правовых позиций КС РФ, касающихся судопроизводства с участием присяжных заседателей
30 Августа 2019