×

Даст обратный эффект

О проекте, направленном на совершенствование порядка предоставления отсрочки отбывания наказания осужденным, имеющим несовершеннолетних детей
Салыкин Дмитрий
Салыкин Дмитрий
Президент Коллегии адвокатов Санкт-Петербурга «Ленинградский адвокат»

24 ноября 2017 г. Законодательная Дума Хабаровского края внесла на рассмотрение Госдумы проект Федерального закона «О внесении изменений в статью 177 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации».

Внесение законопроекта законодатель обуславливает отсутствием определенности в формулировке действующей редакции ст. 177 УИК РФ в части требования о предоставлении по запросу администрации исправительного учреждения документа в виде единой справки, содержащей сведения, которыми располагают не связанные между собой органы власти и управления, физические лица.

Читайте также
Поправки в УИК с целью заботы о несовершеннолетних
Предлагается усовершенствовать порядок предоставления отсрочки отбывания наказания беременным женщинам
07 Декабря 2017 Новости

Представляется, что в случае принятия законопроекта все же не будет достигнута цель, ради которой он внесен: более оперативный сбор администрацией исправительного учреждения документов, необходимых для рассмотрения судом ходатайства о предоставлении осужденному отсрочки отбывания наказания, направленной на осуществление заботы о несовершеннолетних детях их родителями. По моему мнению, принятие законопроекта даст обратный эффект – приведет к неоправданному увеличению срока от подачи ходатайства до его поступления в суд.

В соответствии с предлагаемой законопроектом редакцией администрации исправительного учреждения вменяется в обязанность (п. «а» ч. 2 ст. 177 УИК РФ) в течение 10 дней с момента подачи осужденным соответствующего ходатайства направить в органы государственной власти (ОГВ), органы местного самоуправления (ОМС) либо в подведомственные им организации запрос о наличии у осужденного в собственности или пользовании жилья и (или) согласии родственников осужденного предоставить ему и его ребенку в пользование жилое помещение.

Пунктом «б» ч. 2 ст. 177 проекта изменений в УИК РФ предлагается вменить в обязанность администрации исправительного учреждения в этот же срок запросить в органах опеки и попечительства акт обследования жилого помещения, указанного в п. «а» ч. 2 ст. 177 УИК РФ.

Однако в соответствии с требованиями действующего законодательства и положениями внутренних руководящих документов ОГВ и ОМС поступивший запрос регистрируется в течение 3 дней и после этого рассматривается в течение 30 дней. С учетом времени на пересылку срок рассмотрения одного запроса составляет в среднем полтора месяца.

Чтобы выполнить требования п. «б» ч. 2 ст. 177 УИК РФ в редакции, предлагаемой законопроектом, администрации исправительного учреждения необходимо дождаться ответа на первый запрос о наличии жилья у осужденного. Только после этого появится возможность сделать запрос в органы опеки и попечительства о предоставлении акта обследования выявленного у осужденного жилого помещения. Исполнение данного запроса дополнительно займет около полутора месяцев.

Вместе с тем в соответствии с требованиями ст. 6 Федерального закона от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта РФ. Органы местного самоуправления поселений, городских округов, муниципальных районов, внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, на территориях которых отсутствуют органы опеки и попечительства, могут наделяться законом субъекта РФ полномочиями по опеке и попечительству с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. В этом случае органы местного самоуправления являются органами опеки и попечительства.

Таким образом, органы опеки и попечительства входят в систему исполнительной власти, как и остальные органы, в которых предполагается запрашивать сведения о наличии жилья у осужденного. Поэтому целесообразно объединить требования закона о предоставлении ОГВ и ОМС сведений о наличии жилого помещения у осужденного и о предоставлении органами опеки и попечительства акта обследования данного жилья в едином запросе, обязав ОГВ и ОМС к его комплексному исполнению, с предоставлением единого ответа либо ответов в соответствии с компетенциями служб, но в рамках одного запроса, срок рассмотрения которого составляет 30 суток. Эффективное взаимодействие органов и служб с целью своевременного и точного исполнения таких запросов необходимо регулировать локальными актами, внутренними распорядительными документами, совместными межведомственными приказами. Вместе с тем во избежание двусмысленности и неопределенности необходимо в ст. 177 УИК РФ закрепить перечень и объем сведений, которые должен содержать ответ на запрос администрации исправительного учреждения.

Такой подход к направлению и составлению единого запроса позволит сократить время сбора необходимых сведений по ходатайству осужденного в два раза, в отличие от предполагаемого законопроектом, без привлечения дополнительных ресурсов и бюджетных средств, в рамках полномочий, предоставленных законодательством ОГВ и ОМС.

Кроме того, необходимо учесть, что у осужденного в собственности и пользовании может находиться несколько жилых помещений, и, вероятно, не каждое из них будет отвечать необходимым условиям для проживания ребенка. Где гарантия того, что органы опеки и попечительства проверят все эти помещения, а не часть из них, и составят отрицательные заключения (акты) по всем тем, в которых условия проживания ребенка не будут соответствовать установленным требованиям?

Для обеспечения эффективности проверки по запросу необходимо законодательно закрепить право осужденного указывать в ходатайстве предполагаемый адрес проживания с ребенком в период отсрочки от исполнения наказания.

Вместе с тем важным и правильным является положение законопроекта о праве осужденного, его адвоката или законного представителя предоставлять перечисленные сведения, необходимые для рассмотрения ходатайства. Данное положение позволит осужденному более полно реализовывать свои права и обеспечить несовершеннолетним детям действенную заботу их родителями.

Рассказать:
Другие мнения
Гривцов Андрей
Гривцов Андрей
Адвокат, старший партнер АБ «ЗКС»
Об уголовном преследовании адвоката Ивана Павлова
Защита прав адвокатов
Почему необходимо добиваться изменения положений УК и УПК, касающихся разглашения данных предварительного расследования
04 Мая 2021
Пылаева Анастасия
Пылаева Анастасия
Руководитель практики «Банкротство» в консалтинговой компании «Кучерена Групп»
Неурегулированная сфера
Арбитражное право и процесс
Почему Закон о банкротстве целесообразно дополнить разделом об особенностях банкротства групп компаний
29 Апреля 2021
Будылин Сергей
Будылин Сергей
Советник АБ «Бартолиус»
Важные вопросы банкротного права
Арбитражное право и процесс
Правовые позиции ВС в делах о банкротстве
27 Апреля 2021
Сазонов Всеволод
Сазонов Всеволод
Управляющий партнер АБМО «Сазонов и партнеры»
Как предотвратить попадание в санкционные списки
Арбитражное право и процесс
Важные факторы, которые следует учитывать при проведении санкционного комплаенса
26 Апреля 2021
Семенов Алексей
Семенов Алексей
Адвокат АП Московской области, партнер АБ «Система защиты»
Разночтения устранены
Уголовное право и процесс
Исключение из УПК термина «преступления в сфере предпринимательства» помогает свести к минимуму судебные ошибки
22 Апреля 2021
Борщ Юрий
Борщ Юрий
Юрист, партнер консалтинговой компании «Кучерена Групп»
Криптовалюта: пробелы регулирования
Налоговое право
Проект поправок в НК РФ, связанных с налогообложением криптовалюты, требует доработки
20 Апреля 2021
Яндекс.Метрика