×

Даст обратный эффект

О проекте, направленном на совершенствование порядка предоставления отсрочки отбывания наказания осужденным, имеющим несовершеннолетних детей
Салыкин Дмитрий
Салыкин Дмитрий
Президент Коллегии адвокатов Санкт-Петербурга «Ленинградский адвокат»

24 ноября 2017 г. Законодательная Дума Хабаровского края внесла на рассмотрение Госдумы проект Федерального закона «О внесении изменений в статью 177 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации».

Внесение законопроекта законодатель обуславливает отсутствием определенности в формулировке действующей редакции ст. 177 УИК РФ в части требования о предоставлении по запросу администрации исправительного учреждения документа в виде единой справки, содержащей сведения, которыми располагают не связанные между собой органы власти и управления, физические лица.

Читайте также
Поправки в УИК с целью заботы о несовершеннолетних
Предлагается усовершенствовать порядок предоставления отсрочки отбывания наказания беременным женщинам
07 декабря 2017 Новости

Представляется, что в случае принятия законопроекта все же не будет достигнута цель, ради которой он внесен: более оперативный сбор администрацией исправительного учреждения документов, необходимых для рассмотрения судом ходатайства о предоставлении осужденному отсрочки отбывания наказания, направленной на осуществление заботы о несовершеннолетних детях их родителями. По моему мнению, принятие законопроекта даст обратный эффект – приведет к неоправданному увеличению срока от подачи ходатайства до его поступления в суд.

В соответствии с предлагаемой законопроектом редакцией администрации исправительного учреждения вменяется в обязанность (п. «а» ч. 2 ст. 177 УИК РФ) в течение 10 дней с момента подачи осужденным соответствующего ходатайства направить в органы государственной власти (ОГВ), органы местного самоуправления (ОМС) либо в подведомственные им организации запрос о наличии у осужденного в собственности или пользовании жилья и (или) согласии родственников осужденного предоставить ему и его ребенку в пользование жилое помещение.

Пунктом «б» ч. 2 ст. 177 проекта изменений в УИК РФ предлагается вменить в обязанность администрации исправительного учреждения в этот же срок запросить в органах опеки и попечительства акт обследования жилого помещения, указанного в п. «а» ч. 2 ст. 177 УИК РФ.

Однако в соответствии с требованиями действующего законодательства и положениями внутренних руководящих документов ОГВ и ОМС поступивший запрос регистрируется в течение 3 дней и после этого рассматривается в течение 30 дней. С учетом времени на пересылку срок рассмотрения одного запроса составляет в среднем полтора месяца.

Чтобы выполнить требования п. «б» ч. 2 ст. 177 УИК РФ в редакции, предлагаемой законопроектом, администрации исправительного учреждения необходимо дождаться ответа на первый запрос о наличии жилья у осужденного. Только после этого появится возможность сделать запрос в органы опеки и попечительства о предоставлении акта обследования выявленного у осужденного жилого помещения. Исполнение данного запроса дополнительно займет около полутора месяцев.

Вместе с тем в соответствии с требованиями ст. 6 Федерального закона от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта РФ. Органы местного самоуправления поселений, городских округов, муниципальных районов, внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, на территориях которых отсутствуют органы опеки и попечительства, могут наделяться законом субъекта РФ полномочиями по опеке и попечительству с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. В этом случае органы местного самоуправления являются органами опеки и попечительства.

Таким образом, органы опеки и попечительства входят в систему исполнительной власти, как и остальные органы, в которых предполагается запрашивать сведения о наличии жилья у осужденного. Поэтому целесообразно объединить требования закона о предоставлении ОГВ и ОМС сведений о наличии жилого помещения у осужденного и о предоставлении органами опеки и попечительства акта обследования данного жилья в едином запросе, обязав ОГВ и ОМС к его комплексному исполнению, с предоставлением единого ответа либо ответов в соответствии с компетенциями служб, но в рамках одного запроса, срок рассмотрения которого составляет 30 суток. Эффективное взаимодействие органов и служб с целью своевременного и точного исполнения таких запросов необходимо регулировать локальными актами, внутренними распорядительными документами, совместными межведомственными приказами. Вместе с тем во избежание двусмысленности и неопределенности необходимо в ст. 177 УИК РФ закрепить перечень и объем сведений, которые должен содержать ответ на запрос администрации исправительного учреждения.

Такой подход к направлению и составлению единого запроса позволит сократить время сбора необходимых сведений по ходатайству осужденного в два раза, в отличие от предполагаемого законопроектом, без привлечения дополнительных ресурсов и бюджетных средств, в рамках полномочий, предоставленных законодательством ОГВ и ОМС.

Кроме того, необходимо учесть, что у осужденного в собственности и пользовании может находиться несколько жилых помещений, и, вероятно, не каждое из них будет отвечать необходимым условиям для проживания ребенка. Где гарантия того, что органы опеки и попечительства проверят все эти помещения, а не часть из них, и составят отрицательные заключения (акты) по всем тем, в которых условия проживания ребенка не будут соответствовать установленным требованиям?

Для обеспечения эффективности проверки по запросу необходимо законодательно закрепить право осужденного указывать в ходатайстве предполагаемый адрес проживания с ребенком в период отсрочки от исполнения наказания.

Вместе с тем важным и правильным является положение законопроекта о праве осужденного, его адвоката или законного представителя предоставлять перечисленные сведения, необходимые для рассмотрения ходатайства. Данное положение позволит осужденному более полно реализовывать свои права и обеспечить несовершеннолетним детям действенную заботу их родителями.

Рассказать:
Другие мнения
Тонков Евгений
Тонков Евгений
Член Комиссии Совета ФПА РФ по защите прав адвокатов, председатель Комиссии АП Ленинградской области по защите профессиональных прав адвокатов, к.ю.н., доцент СЗИУ РАНХИГС
Возможно ли исключить фальсификации протоколов судебных заседаний из уголовного процесса?
Уголовное право и процесс
Технически простые изменения в УПК РФ могут изменить ситуацию к лучшему для стороны защиты
03 сентября 2024
Окшин Максим
Окшин Максим
Юрист АБ «Мушаилов, Узденский, Рыбаков и партнеры»
«Портфолио» для осужденного
Уголовно-исполнительное право
Особенности правового сопровождения отбывания наказания в виде лишения свободы
20 августа 2024
Овчинников Владимир
Овчинников Владимир
Адвокат АП Ставропольского края, член Союза журналистов РФ
Равноправие сторон – реальность или иллюзия?
Уголовное право и процесс
Какие изменения, касающиеся отвода защитника от участия в уголовном деле, целесообразно внести в УПК
16 августа 2024
Хмыров Ростислав
Хмыров Ростислав
Вице-президент АП Краснодарского края, председатель Комиссии по защите профессиональных прав адвокатов АП КК, член Комиссии Совета ФПА по защите прав адвокатов, председатель КА «Хмыров, Валявский и партнеры», к.ю.н.
Свидетельский иммунитет – не только адвокатам
Уголовное право и процесс
Только ли при производстве обыска, осмотра и выемки существует риск нарушения адвокатской тайны?
14 августа 2024
Кустова Татьяна
Кустова Татьяна
Юрист ООО «Альтхаус Консалтинг»
Усиление госконтроля или развитие государственно-частного партнерства?
Градостроительное право
Пути решения проблемы параллельного возведения МКД и социальных объектов
12 августа 2024
Шишкин Роман
Шишкин Роман
Адвокат АП Московской области, налоговый адвокат МКА «Филиппов и партнеры», к.ю.н.
Дробление бизнеса – не всегда злоупотребление
Налоговое право
Что может помочь налогоплательщику добиться положительного результата в споре с налоговым органом
08 августа 2024
Яндекс.Метрика