В моем производстве находится дело о взыскании ущерба, причиненного пожаром: собственник здания взыскивает убытки с арендатора (я представляю интересы ответчика).
Свою позицию истец основывает на неоднозначном и противоречивом, на мой взгляд, экспертном заключении, из которого нельзя точно установить причину пожара. В частности, эксперт сделал вывод о трех разных причинах возгорания, виновниками которых могут быть как арендатор, так и собственник помещения.
Изучая нормативную базу в области соблюдения требований пожарной безопасности, я обнаружил влекущую судебные ошибки правовую неопределенность относительно распределения обязанностей по соблюдению требований пожарной безопасности между собственником помещения и арендатором и возложения ответственности за ущерб, причиненный их несоблюдением.
Так, согласно ст. 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за пожарную безопасность несут: собственники имущества, руководители федеральных органов исполнительной власти и местного самоуправления, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций. В данной норме названы несколько субъектов, которые могут понести ответственность за несоблюдение правил пожарной безопасности1. Этими субъектами могут выступать как собственник имущества, так и арендатор, который пользуется имуществом на основании договора аренды.
Толкуя упомянутую норму, правоприменитель может сделать вывод, что и собственник, и арендатор помещения отвечают за пожарную безопасность совместно. Устанавливая факт нарушения указанной нормы, суд может возложить обязанность возместить убытки вследствие несоблюдения требований пожарной безопасности как отдельно на собственника помещения, так и на арендатора либо обязать их обоих нести солидарную ответственность (при этом она может быть определена пропорционально –
в зависимости от объема нарушенных обязанностей каждой из сторон).
В соответствии с ч. 1 ст. 6 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности (далее – Технический регламент)2 пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении в полном объеме требований, установленных законом, а также одного из следующих условий:
- выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся в нормативных документах, указанных в п. 1 ч. 3 ст. 4 Технического регламента;
- пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных данным законом;
- выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся в специальных технических условиях, отражающих специфику обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений и содержащих комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, согласованных в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным решать задачи в области пожарной безопасности;
- выполнены требования, содержащиеся в стандарте организации, который согласован в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным решать задачи в области пожарной безопасности;
- результаты исследований, расчетов и (или) испытаний подтверждают обеспечение пожарной безопасности объекта защиты в соответствии с ч. 7 ст. 4 Технического регламента.
В ч. 5 той же статьи указано, что собственник объекта защиты или лицо, которое владеет им на ином законном основании (на праве аренды, хозяйственного ведения, оперативного управления и т.д.), должны в рамках реализации мер пожарной безопасности в соответствии со ст. 64 Технического регламента в течение шести месяцев со дня приобретения такого права разработать и представить в уведомительном порядке декларацию пожарной безопасности.
Важно отметить, что законодатель при возложении обязанности по реализации мер пожарной безопасности в соответствии со ст. 64 Технического регламента, указывая на собственника и арендатора помещения, употребил союз «или». То есть в данном случае правоприменитель не может возложить данную обязанность одновременно и на собственника, и на арендатора (даже в определенных пропорциях) – только на одного из них.
Кроме того, в ст. 64 Технического регламента предусмотрено, что собственник объекта защиты или лицо, владеющее объектом защиты на праве хозяйственного ведения, оперативного управления либо ином законном основании, установленном федеральным законом или договором, должны в рамках реализации мер пожарной безопасности разработать и представить в уведомительном порядке декларацию пожарной безопасности. Лица, представившие декларацию, несут ответственность за полноту и достоверность содержащихся в ней сведений в соответствии с законодательством РФ.
Здесь снова употреблен союз «или», делающий невозможным возложение ответственности за несоблюдение требований пожарной безопасности одновременно и на собственника, и на арендатора помещения.
Подзаконные нормативные правовые акты, а также различные своды правил также не содержат четкого разграничения между собственником и арендатором обязанностей и ответственности за несоблюдение пожарной безопасности. Судебная практика исходит из положений договора аренды, заключенного между собственником и арендатором помещения (что в ситуации правовой неопределенности представляется справедливым).
Однако во многих случаях (в частности, в рассматриваемом деле) положения договора не разграничивают обязанности и ответственность за несоблюдение требований пожарной безопасности между сторонами.
Таким образом, представляется, что выявленная правовая неопределенность должна быть устранена на законодательном уровне. Обязанности по выполнению определенных требований пожарной безопасности и ответственность за их несоблюдение должны быть в законе четко разграничены между собственником помещения и его арендатором (либо иным лицом, пользующимся данным помещением). При этом, на мой взгляд, данные нормы целесообразно сделать диспозитивными, установив возможность перераспределения обязанностей и ответственности между сторонами договора аренды.
1 Правила противопожарного режима в Российской Федерации утверждены Постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 г. № 1479.
2 Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ.