×

Неопределенность необходимо исправить

Баланс интересов всех участников судопроизводства должен рассматриваться с соблюдением ст. 47 Конституции

Как ранее писала «АГ», Конституционный Суд РФ опубликовал Определение от 28 января 2025 г. № 236-О по жалобе на неконституционность ст. 24.4 «Ходатайства» КоАП РФ.

Читайте также
КС указал, что вовлеченный в преступление несовершеннолетний должен признаваться потерпевшим
Суд отметил, что для такого лица статус свидетеля в деле о вовлечении в совершение преступления в период несовершеннолетия способен воспрепятствовать реализации процессуальных гарантий, поскольку в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством свидетель обладает меньшим объемом прав по сравнению с потерпевшим
30 мая 2023 Новости

Может показаться парадоксальным, но я как заявитель жалобы в КС, по которой вынесено это определение, согласен с большей частью аргументов, приведенных Конституционным Судом, и, судя по указанным в тексте основаниям возврата жалобы, пока не доказал ключевой момент, безусловно относящийся к компетенции высшего судебного органа конституционного контроля.

Если вкратце, логика Суда следующая: по закону ходатайство гражданина о рассмотрении дела об административном правонарушении по месту его жительства должно быть рассмотрено немедленно после подачи, но только судом по месту составления протокола – именно потому, что «затрагивает интересы других участников производства по делу об административном правонарушении и предполагает, в частности, оценку возражений потерпевшего». Закон должен обеспечивать баланс интересов участников административного процесса, поэтому оспариваемое законоположение не может рассматриваться как нарушающее конституционные права заявителя в указанном в жалобе аспекте.

При этом в конкретном деле, как и в львиной доле подобных дел, не было и, соответственно, не привлекалось потерпевших и иных лиц с аналогичными правами, а прокуратура и госорганы, в отличие от гражданина, имеют представителей на всей территории России и не несут дополнительных (довольно весомых) издержек, связанных с рассмотрением дела судом не по месту их нахождения.

Таким образом, безусловно верное указание КС на необходимость соблюдения баланса интересов всех участников процесса должно рассматриваться в совокупности с предусмотренным ст. 47 Конституции РФ правом на рассмотрение дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом, и не порождать неопределенность для гражданина. Именно это право реализуется немедленным рассмотрением ходатайства о рассмотрении дела по месту жительства лица, привлекаемого к административной ответственности. В моем случае, как и в огромной массе подобных дел, несоблюдение этого правила привело к тому, что такое ходатайство так и не было разрешено – и на этот аргумент, как следует из текста определения, мне не удалось обратить внимание Суда. Считаю тему общественно значимой и затрагивающей права и охраняемые законом интересы десятков тысяч граждан – участников административного судопроизводства.

Конституционный Суд РФ призван защищать права и свободы человека и гражданина – в том числе неотъемлемое и гарантированное ст. 47 Конституции право на рассмотрение дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом. В данном деле Суд имел возможность исправить несправедливую и порождающую правовую неопределенность правоприменительную практику, при которой ходатайство о рассмотрении дела по месту жительства, заявленное лицом, в отношении которого ведется производство об административном правонарушении, может быть рассмотрено лишь судьей, а не любым должностным лицом, ведущим производство по делу. В результате граждане, которые на стадии составления протокола об административном правонарушении заявляют ходатайство о рассмотрении дела по месту их жительства, не могут получить результат рассмотрения ходатайства незамедлительно и от лица, в производстве которого находится дело. Это прямо противоречит буквальному смыслу оспариваемых в рамках данного дела положений ст. 24.4 КоАП.

С сожалением отмечу, что в рассматриваемом деле КС не только не скорректировал сложившуюся практику, но и посчитал ее правильной, согласившись с высказанной ранее по иному поводу позицией Верховного Суда, укоренившейся в практике, и отказав в принятии жалобы к рассмотрению.

В деле заявителя жалобы в ВС на стадии составления протокола об административном правонарушении должностное лицо удовлетворило ходатайство о рассмотрении дела по месту жительства и передало дело по подсудности – мировому судье в Новосибирской области. Мировой судья, в свою очередь, посчитал, что должностное лицо не имело полномочий рассматривать такое ходатайство, и вернул дело в Москву для разрешения мировым судьей вопроса о подсудности. Московский мировой судья рассмотрел дело по существу и признал заявителя виновным, проигнорировав заявленное и фактически оставшееся нерассмотренным ходатайство о рассмотрении дела по его месту жительства. В результате заявитель, обоснованно полагавший, что удовлетворение ходатайства повлечет рассмотрение дела в суде по месту жительства, оказался в ситуации неопределенности: дело успело побывать в производстве трех должностных лиц, а территориально – в двух городах, находящихся на расстоянии более 3000 км, и в итоге было рассмотрено не по месту жительства заявителя. Суды вышестоящих инстанций, включая Верховный Суд, согласились с выводами первой инстанции.

Как видим, Конституционный Суд поддержал такой подход, указав, что конституционные права заявителя в принципе не нарушены, а потому признал жалобу «недопустимой».

Однако оставим в стороне вопрос о том, кто уполномочен рассматривать ходатайство о передаче дела по подсудности – должностное лицо, ведущее производство по делу, или суд. В определении КС не указано, каковы правовые последствия рассмотрения ходатайства неуполномоченным должностным лицом. Как следует разрешить правовую неопределенность, с которой ежегодно сталкиваются десятки тысяч граждан?

Полагаю, данную неопределенность следует разрешать в пользу граждан, но не должностных лиц, которые по смыслу, придаваемому сложившейся судебной практикой, не уполномочены рассматривать ходатайство и все же по ошибке рассматривают его, вводя граждан в заблуждение относительно того, кем и где будет рассмотрено дело.

Хочется надеяться, что в будущем Конституционный Суд устранит сложившуюся неопределенность.

Рассказать:
Другие мнения
Прокофьев Роман
Прокофьев Роман
Член АП Московской области, адвокат, руководитель группы практики реструктуризации и банкротства ART DE LEX
Когда требование включено судом в реестр необоснованно
Конституционное право
КС – о возможности преодоления законной силы судебного акта
22 сентября 2025
Мухамбетова Айжан
Мухамбетова Айжан
Управляющий партнер EqualLegalPartners
Добросовестность погашения долга третьим лицом на старте процедуры
Арбитражный процесс
ВС указал на недопустимость искусственного «выведения» должника из банкротства
22 сентября 2025
Самойлова Анна
Самойлова Анна
Партнер юридической фирмы BriefcaseLawOffice
Ответственность директора: выводы, представляющиеся спорными
Корпоративное право
ВС аккумулировал практику применения ст. 53.1 ГК
19 сентября 2025
Морозов Николай
Морозов Николай
Член АП Краснодарского края, Лазаревский филиал № 2 КККА г. Сочи
Не каждая самовольная постройка – недвижимость
Гражданское право и процесс
ВС пояснил, что апелляция и кассация ошибочно отклонили заключение строительной экспертизы
18 сентября 2025
Катков Александр
Катков Александр
Партнер NOVATOR Legal Group
Руководитель: номинальный или фактический?
Корпоративное право
Об отдельных пунктах Обзора практики рассмотрения арбитражными судами дел по корпоративным спорам
17 сентября 2025
Федулова Елизавета
Федулова Елизавета
Юрист АБ КИАП
К определению признаков неплатежеспособности нельзя подходить формально
Арбитражный процесс
ВС пояснил, что следует учитывать при введении процедуры банкротства
16 сентября 2025
Яндекс.Метрика