В минувшем году мировая индустрия юридических услуг стала отраслью с оборотом почти в 800 млрд долл. Во многом этот внушительный показатель обеспечила автоматизация: по оценкам McKinsey, 23% работы, выполняемые юристами, могут быть автоматизированы. Но означает ли это, что компаниям нужно на 23% меньше юристов?
Мы считаем, что технологии помогают юристам выполнять работу, причем не самую интересную, но ни в коем случае не заменяют специалистов.
Искусственный интеллект давно стал одной из движущих сил автоматизации юридических процессов: обработка документов заметно ускорилась, а вместе с ней повысилась эффективность работы специалистов. Например, банк JPMorgan с помощью программы на основе ИИ смог интерпретировать кредитные соглашения за считаные секунды. На ту же работу у юриста обычно уходило 360 тыс. часов1.
При этом требования к ИТ-решениям постоянно повышаются – усложняются сценарии действий с юридическими документами; для работы с их содержанием, структурой, а также для взаимодействия с внешними источниками данных и внутрикорпоративными системами уже недостаточно примитивных сервисов, которые попросту не справятся с бурным разнообразием бумажной волокиты. Так, на юридическом рынке постепенно усиливается спрос на инструменты с интеллектуальной составляющей. Они становятся мощным инструментом помощи, но не заменяют человека.
Работа с конструктором документов начинается с создания шаблонов. Хотя в существенном объеме ее нужно выполнить всего один раз, тем не менее это большой труд. В первую очередь юристу необходимо исследовать все документы компании, провести их содержательный анализ, далее найти и объединить формулировки в типовые блоки, а уже затем приступить к созданию шаблонов. Именно такой подход позволяет наиболее эффективно использовать конструктор документов и все его возможности. Упростить процесс можно, применяя элементы автоматического создания шаблонов. Для этого нужно в начале процесса автоматизации использовать интеллектуальный сервис по содержательному анализу текста, исследовать все документы, планируемые к шаблонированию в конструкторе, и запрограммировать сценарий, по которому будут создаваться типовые фрагменты и шаблоны. Таким образом, получаются «протошаблоны», а библиотека конструктора наполняется формулировками. Подобный подход позволит значительно сократить временные затраты на создание шаблонов.
Сервис по содержательному анализу текста также может применяться для создания типовых документов. Например, сервис анализирует входящий документ, выделяет отдельные смысловые части, а далее по заданному алгоритму формирует ответ на каждую из выделенных частей, используя заложенные в конструкторе типовые формулировки. Такой сценарий подходит для автоматического формирования документов в ответ на типовые претензии, иски, запросы и иные обращения.
Другой пример интеллектуального сервиса – различные надстройки над конструкторами документов, упрощающие разработку документов бизнес-подразделениями, – например, чат-боты, голосовой ввод или технология OCR (оптическое распознавание символов). Таким образом, можно составить документ, общаясь с роботом на «естественном» языке, или проще получить часть необходимой для создания шаблона информации из внешних источников, доверенностей, уставов. После загрузки документов в конструктор они автоматически распознаются и добавляются в изготавливаемый документ.
В заключение подчеркнем, что, объединившись, компетенции юриста и инженера, создающего искусственный интеллект, приносят гораздо больше пользы, чем по отдельности. Это наглядно доказывают конструкторы документов. Чтобы обеспечить дальнейший рост рынка юридических услуг, специалистам недостаточно делегировать интеллектуальным сервисам рутинные задачи. Необходимо также отвечать на сложнейшие технологические вызовы и соответствовать новым требованиям, постоянно возникающим на фоне глобальных экономических и социальных изменений.
1 Harvard Journal of Law & Technology.