4 декабря 2024 г. в России вступил в действие Федеральный закон от 23 ноября 2024 г. № 406-ФЗ, которым в Уголовный кодекс РФ введена новая норма – ст. 173.3 «Организация деятельности по представлению в налоговые органы Российской Федерации и (или) сбыту заведомо подложных счетов-фактур и (или) налоговых деклараций (расчетов)».
Данная норма предусматривает ответственность за организацию деятельности по представлению в налоговые органы РФ, а также сбыту заведомо подложных счетов-фактур, налоговых деклараций/расчетов от имени юридических лиц, образованных через подставных лиц, либо с использованием персональных данных, полученных незаконным путем, если эти деяния сопряжены с извлечением дохода в крупном размере. В примечании содержатся критерии подложности документов для целей данной статьи, а именно – счета-фактуры и налоговые декларации признаются подложными, если содержат ложные сведения об отгрузке товаров, выполнении работ, оказании услуг и передаче имущественных прав.
В случае отсутствия отягчающих обстоятельств за совершение деяний, предусмотренных ст. 173.3 УК, установлено наказание в виде:
- штрафа от 100 тыс. до 300 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от года до двух лет;
- принудительных работ на срок до четырех лет;
- лишения свободы на срок до четырех лет с назначением штрафа до 80 тыс. руб. или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового.
Если преступление совершено с такими отягчающими обстоятельствами, как группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, или сопряжено с получением дохода в особо крупном размере, наказание назначается в виде принудительных работ на срок до пяти лет либо лишения свободы сроком до семи лет со штрафом до 800 тыс. руб. или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового.
Действия, образующие состав преступления:
- организация деятельности – создание структуры (регистрация или использование «фирм-однодневок», образованных через подставных лиц или с использованием незаконно полученных персональных данных), координация участников, распределение ролей, поиск заказчиков и взаимодействие с ними;
- представление в налоговые органы или сбыт (продажа третьим лицам) заведомо подложных счетов-фактур или налоговых деклараций.
Субъективной стороной преступления является прямой умысел – т.е. лицо осознает подложность документов и целенаправленно использует их для обмана налогового органа и неуплаты налогов в должном объеме.
Субъектом преступления, в свою очередь, является лицо, которое организует или участвует в деятельности по представлению в налоговые органы или сбыту заведомо подложных счетов-фактур или налоговых деклараций, если эти действия сопряжены с извлечением дохода в крупном или особо крупном размере. Прежде всего это лица, предоставляющие подобного рода «услуги» налогоплательщикам для уменьшения налогооблагаемой базы. При этом в данной статье Кодекса не указано, распространяется ли она на налогоплательщиков, которые приобретают подделку и представляют ее в налоговый орган. Вероятнее всего, они могут быть привлечены к ответственности по ст. 173.3 УК, если их действия будут соответствовать критериям данной статьи – например, если фактический бенефициар организации, зарегистрировавший ее на номинальных лиц, дает распоряжения сотрудникам организации представлять в налоговую инспекцию подложные документы, уменьшая тем самым сумму налога к уплате и извлекая от этого доход в крупном или особо крупном размере.
В настоящее время распространенной является схема уменьшения налогооблагаемой базы, – и соответственно суммы налога, – посредством покупки «бумажного» НДС. Между организацией и «фирмой-однодневкой» заключается договор купли-продажи товара, оказания услуг или иной договор, по которому должна быть произведена оплата; при этом фактической оплаты, как и выполнения условий договора, не происходит. Однако стороны отражают эту операцию в налоговой декларации. Тем самым покупатель «бумажного» НДС берет в зачет НДС и уплачивает меньше налогов. Именно на предотвращение подобных нарушений направлена ст. 173.3 УК.
Когда налоговая инспекция в ходе проверки выявляла факты уклонения налогоплательщика от уплаты налогов путем представления документов и деклараций, в которых отражены формальные контрагенты, фактически не поставлявшие товар или не оказывавшие услуги, она выносила решение о доначислении налогов, а также об уплате штрафа в размере от 20 до 40% и пеней. Если налогоплательщик не уплачивал налог, сумма которого превышала 15 млн руб., налоговый орган передавал материал в Следственный комитет для возбуждения в отношении налогоплательщика уголовного дела по ст. 199 УК. При этом организаторы схем «бумажного» НДС нередко избегали привлечения к ответственности. Хочется надеяться, что ст. 173.3 УК поможет искоренить указанную проблему.