×
Багдасарян Артем
Багдасарян Артем
Адвокат, член АП города Москвы, КА «Диктатура Закона», член АЮР

Данная сфера являлась темой многочисленных дискуссий как законодателей, так и правоприменителей. Стремительное развитие цифровой экономики и рынка криптовалюты породило потребность в создании новых правовых инструментов и усовершенствовании имеющихся в целях создания необходимой нормативно-правовой базы. Крупные суммы, получаемые в результате майнинга криптовалют, провоцировали множество вопросов, связанных с применением к данным отношениям налогового законодательства. Более того, операторы майнинговой инфраструктуры, которые уплачивали налоги с прибыли от своей деятельности, получали отказ в применении налогового вычета за ввезенное оборудование для майнинга. Данные факторы делали рынок криптовалют теневой сферой экономики, правовое регулирование которой отсутствовало либо характеризовалось существенными пробелами.

Читайте также
Предлагается четче закрепить в НК обязанность платить налоги с дохода от криптовалют
Соответствующий законопроект внесен в Госдуму правительством
03 декабря 2020 Новости

Ноябрь 2024 г. ознаменовал новый виток в правовом регулировании майнинга и оборота криптовалюты: Президент РФ Владимир Путин подписал поправки в НК РФ, установившие правила налогообложения операций с криптовалютой1 (далее – Закон № 418-ФЗ). Основные положения закона вступили в силу с 1 января 2025 г.

Рассмотрим ключевые аспекты нового закона, а также связанного с ними Закона № 221-ФЗ2.

Во-первых, закреплен понятийный аппарат, касающийся процесса добычи криптовалюты. Так, под майнингом согласно ст. 5 Закона № 221-ФЗ понимается деятельность, направленная на выпуск цифровой валюты и (или) получение вознаграждения в цифровой валюте по итогам проведения математических вычислений в результате эксплуатации технических и программно-аппаратных средств для внесения записи в информационную систему с помощью технологий (в том числе технологий распределенного реестра.

Майнинговой инфраструктурой признается оборудование, необходимое для осуществления майнинга, а оператором майнинговой инфраструктуры – лицо, оказывающее услуги по предоставлению данной инфраструктуры. Фактически майнинг легализован посредством законодательного закрепления указанных понятий.

Во-вторых, закреплены правила о необходимых формальных процедурах для осуществления майнинга и перечень лиц, которые имеют и не имеют права им заниматься. Для осуществления майнинга законодатель ввел обязанность по формальному закреплению соответствующих правомочий.

Читайте также
В российском гражданском законодательстве закреплено понятие «цифровые права»
Подписанный президентом закон о внесении соответствующих изменений в ГК вступит в силу с 1 октября
19 марта 2019 Новости

Так, согласно Федеральному закону от 31 июля 2020 г. № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон о ЦФА) российские юридические лица и индивидуальные предприниматели вправе осуществлять указанную деятельность с момента включения в реестр лиц, осуществляющих майнинг цифровой валюты, – «МайнингРеестр». Физические лица могут осуществлять данную деятельность без включения в реестр при условии, если не превышают лимит энергопотребления (ч. 2 ст. 14.2). При этом согласно ч. 3 ст. 14.2 Закона о ЦФА для отдельных категорий лиц установлен запрет на майнинг – в частности, им не могут заниматься ИП с неснятой или непогашенной судимостью за преступления в сфере экономики, против государственной власти либо за умышленные преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие; включенные в список террористов и экстремистов; с «замороженными счетами и имуществом»; юридические лица, учредители, бенефициары, руководители которых занимаются майнингом; организации, занимающиеся производством, продажей и покупкой электроэнергии, а также оперативно-диспетчерским управлением в электроэнергетике.

В-третьих, закреплена обязанность уплаты налогов с полученной в результате майнинга прибыли. Согласно Закону о ЦФА цифровая валюта признается имуществом для целей налогообложения. Доходы в виде цифровой валюты, полученной в результате майнинга, будут учитываться по мере ее получения в размере рыночной стоимости. При этом доходы можно уменьшать на понесенные в связи с майнингом расходы (подп. 9.3 п. 1 ст. 208 НК РФ).

Операции с цифровой валютой не будут облагаться НДС (п. 27 и 28 ст. 146 НК). Доходы от операций с криптовалютой станут учитываться в одной налоговой базе с доходами от операций с ценными бумагами. Таким образом, предельная ставка НДФЛ при налогообложении криптовалюты не будет превышать 15%.

Исходя из данных положений, налогом облагается исключительно доход от операций с криптовалютой – в случае покупки, хранения и продажи цифровой валюты «в убыток» платить налог не нужно. Из обязанности уплачивать данный налог вытекает также обязанность представлять отчеты обо всех операциях с цифровой валютой, а также о ее остатках, если за календарный год сумма поступлений цифровой валюты превысит сумму, эквивалентную в денежном выражении 600 тыс. руб. (при расчетах учитывается рыночная цена на цифровую валюту на дату совершения каждой операции).

Как представляется, введенные с 1 ноября изменения послужили началом нового этапа в формировании нормативно-правовой базы, касающейся криптовалютного рынка. Упомянутые законодательные положения призваны ликвидировать множество пробелов и дискуссионных вопросов, существовавших ранее.

Так, в связи с новыми положениями НК субъекты предпринимательской деятельности, занимающиеся майнингом, получат право на налоговый вычет по ввезенному оборудованию. Например, ранее суды придерживались следующей позиции: в силу того что майнинг не является деятельностью, облагаемой НДС, право на налоговый вычет по ввезенному оборудованию, предназначенному для приобретения криптовалюты, не возникает (в частности, данная позиция выражена в постановлении АС Поволжского округа от 19 июля 2024 г. № Ф06-4300/24 по делу № А55-18711/2023).

При этом нельзя утверждать, что до введения указанных изменений доход от майнинга не облагался налогом. В правоприменительных актах уполномоченных органов (например, в Письме Минфина России от 10 февраля 2022 г. № 03-04-05/9243) не раз указывалось, что налог на майнинг взыскивается по общим правилам в силу отсутствия специального законодательства. Однако применение к таким довольно специфическим правоотношениям общих норм демонстрирует скорее недостаток юридической техники, нежели полноценное правовое регулирование, в силу чего нововведения, пусть и с отсылкой на стандартные сроки, представляются своевременными и необходимыми.

В рамках всесторонней работы по актуализации законодательства в условиях активного развития научно-технического прогресса изменения демонстрируют системный подход, отраженный в Концепции законодательного регламентирования механизмов организации оборота цифровых валют.

При этом даже с учетом введенных специальных норм, касающихся налога на майнинг, к процедуре и нюансам в связи с особой спецификой рынка цифровой валюты осталось немало вопросов.

Во-первых, рассматриваемая сфера характеризуется высокой степенью анонимизации и широкими возможностями, включая информационные технологии, для воспрепятствования идентификации конкретного пользователя – владельца криптокошелька. В судебной практике давно была выявлена проблема невозможности определения принадлежности электронных кошельков конкретным лицам. В силу этого существует риск сокрытия полученных доходов от майнинга следующими способами:

  • полное сокрытие пользователя – владельца криптокошелька, сопровождающееся отсутствием регистрации в реестре субъектов, осуществляющих майнинг, и несообщением о факте осуществления такой деятельности, сопровождающемся неуплатой соответствующих сумм в налоговый орган;
  • частичное сокрытие посредством заведения нескольких цифровых кошельков и декларирования доходов лишь с одного из них, сопровождающееся частичной неуплатой необходимых сумм в налоговый орган.

В первом случае правоприменительная практика (в отсутствие необходимых законодательных механизмов) сформировала ряд методов выявления недобросовестных майнеров – частности, путем анализа потребления электроэнергии, мониторинга интернет-трафика.

Деятельность по выпуску цифровой валюты сопряжена с большим расходом электроэнергии и интернет-трафика. Энергетические компании при подтверждении факта резкого и постоянного роста потребления электроэнергии могут провести проверку в целях выяснения причин. Они имеют доступ к данным о потреблении электроэнергии на уровне отдельных домов и предприятий. Если в каком-то доме или на предприятии наблюдается резкий и постоянный рост энергопотребления, это может вызвать подозрения. В некоторых случаях энергетические компании могут проводить проверки на месте для выяснения причин такого роста. Если выяснится, что причиной является майнинг, информация может быть передана в правоохранительные органы. Интернет-провайдеры в свою очередь могут анализировать трафик пользователей для выявления характерных признаков майнинга. Например, майнинг требует постоянного обмена данными с блокчейном, что создает определенные паттерны трафика. Если провайдер заметит такие паттерны, он вправе передать информацию соответствующим органам. В некоторых случаях провайдеры могут даже блокировать доступ к определенным ресурсам, связанным с майнингом.

Что касается второго случая, выявить факт наличия у одного лица нескольких цифровых кошельков сложно. Как следует из Закона № 418-ФЗ, «цифровые» случаи идентификации не предусмотрены. Суммы, полученные физическими или юридическими лицами, определяются на основании выписки по операциям на счетах, а также справок о переводах электронных денежных средств. При этом сопоставить полученные суммы с объемами потребления интернет-трафика и электроэнергии затруднительно. Следовательно, существует риск, что многие цифровые кошельки и крупные суммы цифровой валюты останутся «в тени» и могут спровоцировать латентный характер майнинга, особенно если майнер не конвертирует цифровую валюту в рубли и не совершает операций по переводу электронных денежных средств. В отсутствие мер проверки состояния кошельков в цифровом пространстве, а также эффективных способов их отождествления с конкретными лицами существует риск, что не все майнеры будут уплачивать налоги, в том числе в полном размере.

Кроме того, вызывает сомнения расчет сумм налога исходя из рыночной цены на цифровую валюту на дату совершения каждой операции, а также закрепления суммы, эквивалентной в денежном выражении 600 тыс. руб. В законодательстве отсутствует запрет на накопление цифровой валюты без регулярного ее вывода на традиционные счета в банках. Соответственно, есть риск обесценивания цифровой валюты, когда на момент совершения операции эквивалентная сумма была гораздо больше, чем в момент перевода криптовалюты в рубли. В отсутствие обязанности незамедлительного перевода полученной цифровой валюты на банковские счета налогоплательщики могут понести убытки, связанные с нестабильностью криптовалюты и зависимостью ее эквивалентных сумм от многих факторов – как объективных, так и субъективных.

Таким образом, введенный налог на майнинг является ожидаемым этапом создания всесторонней и полноценной нормативно-правовой базы, учитывающей большие обороты данной деятельности и ее тенденции. Многие положения закона призваны придать данной сфере прозрачность, усилить ее госрегулирование и контроль. При этом ряд норм представляются требующими конкретизации, в том числе с учетом рискориентированного подхода, направленного на уменьшение латентности получаемых с майнинга доходов и соблюдение баланса интересов государства и налогоплательщиков.


1 Федеральный закон от 29 ноября 2024 г. № 418-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», законопроект № 1065710-7.

2 Федеральный закон от 8 августа 2024 г. № 221-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Рассказать:
Другие мнения
Келебай Екатерина
Келебай Екатерина
Адвокат, член АП города Москвы, МКА «Закон и право» г. Москвы
Защита авторских прав в условиях незаконного копирования произведений издательствами
Право интеллектуальной собственности
Актуальные проблемы и пути их решения
21 мая 2025
Георгиевская Елена
Георгиевская Елена
Адвокат, член АП Московской области, московская коллегия адвокатов «Капитал»
Новая эра миграционного контроля
Миграционное право
Создание Службы по вопросам гражданства и регистрации иностранных граждан – шаг к централизации или ответ на вызовы времени?
20 мая 2025
Сичкаренко Александр
Сичкаренко Александр
Адвокат, член АП Ставропольского края, коллегия адвокатов Ставропольского края «Троя», к.ю.н., доцент
Восстановление срока апелляционного обжалования: негативные тенденции
Уголовное право и процесс
Порядок рассмотрения судом данного вопроса стоит изменить
16 мая 2025
Буштец Никита
Буштец Никита
Юрист, эксперт в сфере нотариата, к.ю.н.
Объем нотариальных льгот предложено расширить
Гражданское право и процесс
От уплаты федерального и регионального тарифов могут быть освобождены 17 категорий заявителей
15 мая 2025
Зубицкий Павел
Зубицкий Павел
Адвокат, член АП города Москвы, Московского филиала Ростовской областной коллегии адвокатов «Советник»
Использование искусственного интеллекта при совершении преступлений
Уголовное право и процесс
О законодательной необходимости расширения перечня отягчающих обстоятельств
13 мая 2025
Федоренкова Светлана
Федоренкова Светлана
Адвокат, член АП Красноярского края, управляющий партнер Красноярской краевой коллегии адвокатов «Налог и Право» (Tax&Right)
Рассмотрение налоговых составов в качестве предикатных
Уголовное право и процесс
Нюансы применения ст. 174.1 УК в контексте усиления борьбы с налоговыми нарушениями
07 мая 2025
Яндекс.Метрика