Данная сфера являлась темой многочисленных дискуссий как законодателей, так и правоприменителей. Стремительное развитие цифровой экономики и рынка криптовалюты породило потребность в создании новых правовых инструментов и усовершенствовании имеющихся в целях создания необходимой нормативно-правовой базы. Крупные суммы, получаемые в результате майнинга криптовалют, провоцировали множество вопросов, связанных с применением к данным отношениям налогового законодательства. Более того, операторы майнинговой инфраструктуры, которые уплачивали налоги с прибыли от своей деятельности, получали отказ в применении налогового вычета за ввезенное оборудование для майнинга. Данные факторы делали рынок криптовалют теневой сферой экономики, правовое регулирование которой отсутствовало либо характеризовалось существенными пробелами.
Ноябрь 2024 г. ознаменовал новый виток в правовом регулировании майнинга и оборота криптовалюты: Президент РФ Владимир Путин подписал поправки в НК РФ, установившие правила налогообложения операций с криптовалютой1 (далее – Закон № 418-ФЗ). Основные положения закона вступили в силу с 1 января 2025 г.
Рассмотрим ключевые аспекты нового закона, а также связанного с ними Закона № 221-ФЗ2.
Во-первых, закреплен понятийный аппарат, касающийся процесса добычи криптовалюты. Так, под майнингом согласно ст. 5 Закона № 221-ФЗ понимается деятельность, направленная на выпуск цифровой валюты и (или) получение вознаграждения в цифровой валюте по итогам проведения математических вычислений в результате эксплуатации технических и программно-аппаратных средств для внесения записи в информационную систему с помощью технологий (в том числе технологий распределенного реестра.
Майнинговой инфраструктурой признается оборудование, необходимое для осуществления майнинга, а оператором майнинговой инфраструктуры – лицо, оказывающее услуги по предоставлению данной инфраструктуры. Фактически майнинг легализован посредством законодательного закрепления указанных понятий.
Во-вторых, закреплены правила о необходимых формальных процедурах для осуществления майнинга и перечень лиц, которые имеют и не имеют права им заниматься. Для осуществления майнинга законодатель ввел обязанность по формальному закреплению соответствующих правомочий.
Так, согласно Федеральному закону от 31 июля 2020 г. № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон о ЦФА) российские юридические лица и индивидуальные предприниматели вправе осуществлять указанную деятельность с момента включения в реестр лиц, осуществляющих майнинг цифровой валюты, – «МайнингРеестр». Физические лица могут осуществлять данную деятельность без включения в реестр при условии, если не превышают лимит энергопотребления (ч. 2 ст. 14.2). При этом согласно ч. 3 ст. 14.2 Закона о ЦФА для отдельных категорий лиц установлен запрет на майнинг – в частности, им не могут заниматься ИП с неснятой или непогашенной судимостью за преступления в сфере экономики, против государственной власти либо за умышленные преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие; включенные в список террористов и экстремистов; с «замороженными счетами и имуществом»; юридические лица, учредители, бенефициары, руководители которых занимаются майнингом; организации, занимающиеся производством, продажей и покупкой электроэнергии, а также оперативно-диспетчерским управлением в электроэнергетике.
В-третьих, закреплена обязанность уплаты налогов с полученной в результате майнинга прибыли. Согласно Закону о ЦФА цифровая валюта признается имуществом для целей налогообложения. Доходы в виде цифровой валюты, полученной в результате майнинга, будут учитываться по мере ее получения в размере рыночной стоимости. При этом доходы можно уменьшать на понесенные в связи с майнингом расходы (подп. 9.3 п. 1 ст. 208 НК РФ).
Операции с цифровой валютой не будут облагаться НДС (п. 27 и 28 ст. 146 НК). Доходы от операций с криптовалютой станут учитываться в одной налоговой базе с доходами от операций с ценными бумагами. Таким образом, предельная ставка НДФЛ при налогообложении криптовалюты не будет превышать 15%.
Исходя из данных положений, налогом облагается исключительно доход от операций с криптовалютой – в случае покупки, хранения и продажи цифровой валюты «в убыток» платить налог не нужно. Из обязанности уплачивать данный налог вытекает также обязанность представлять отчеты обо всех операциях с цифровой валютой, а также о ее остатках, если за календарный год сумма поступлений цифровой валюты превысит сумму, эквивалентную в денежном выражении 600 тыс. руб. (при расчетах учитывается рыночная цена на цифровую валюту на дату совершения каждой операции).
Как представляется, введенные с 1 ноября изменения послужили началом нового этапа в формировании нормативно-правовой базы, касающейся криптовалютного рынка. Упомянутые законодательные положения призваны ликвидировать множество пробелов и дискуссионных вопросов, существовавших ранее.
Так, в связи с новыми положениями НК субъекты предпринимательской деятельности, занимающиеся майнингом, получат право на налоговый вычет по ввезенному оборудованию. Например, ранее суды придерживались следующей позиции: в силу того что майнинг не является деятельностью, облагаемой НДС, право на налоговый вычет по ввезенному оборудованию, предназначенному для приобретения криптовалюты, не возникает (в частности, данная позиция выражена в постановлении АС Поволжского округа от 19 июля 2024 г. № Ф06-4300/24 по делу № А55-18711/2023).
При этом нельзя утверждать, что до введения указанных изменений доход от майнинга не облагался налогом. В правоприменительных актах уполномоченных органов (например, в Письме Минфина России от 10 февраля 2022 г. № 03-04-05/9243) не раз указывалось, что налог на майнинг взыскивается по общим правилам в силу отсутствия специального законодательства. Однако применение к таким довольно специфическим правоотношениям общих норм демонстрирует скорее недостаток юридической техники, нежели полноценное правовое регулирование, в силу чего нововведения, пусть и с отсылкой на стандартные сроки, представляются своевременными и необходимыми.
В рамках всесторонней работы по актуализации законодательства в условиях активного развития научно-технического прогресса изменения демонстрируют системный подход, отраженный в Концепции законодательного регламентирования механизмов организации оборота цифровых валют.
При этом даже с учетом введенных специальных норм, касающихся налога на майнинг, к процедуре и нюансам в связи с особой спецификой рынка цифровой валюты осталось немало вопросов.
Во-первых, рассматриваемая сфера характеризуется высокой степенью анонимизации и широкими возможностями, включая информационные технологии, для воспрепятствования идентификации конкретного пользователя – владельца криптокошелька. В судебной практике давно была выявлена проблема невозможности определения принадлежности электронных кошельков конкретным лицам. В силу этого существует риск сокрытия полученных доходов от майнинга следующими способами:
- полное сокрытие пользователя – владельца криптокошелька, сопровождающееся отсутствием регистрации в реестре субъектов, осуществляющих майнинг, и несообщением о факте осуществления такой деятельности, сопровождающемся неуплатой соответствующих сумм в налоговый орган;
- частичное сокрытие посредством заведения нескольких цифровых кошельков и декларирования доходов лишь с одного из них, сопровождающееся частичной неуплатой необходимых сумм в налоговый орган.
В первом случае правоприменительная практика (в отсутствие необходимых законодательных механизмов) сформировала ряд методов выявления недобросовестных майнеров – частности, путем анализа потребления электроэнергии, мониторинга интернет-трафика.
Деятельность по выпуску цифровой валюты сопряжена с большим расходом электроэнергии и интернет-трафика. Энергетические компании при подтверждении факта резкого и постоянного роста потребления электроэнергии могут провести проверку в целях выяснения причин. Они имеют доступ к данным о потреблении электроэнергии на уровне отдельных домов и предприятий. Если в каком-то доме или на предприятии наблюдается резкий и постоянный рост энергопотребления, это может вызвать подозрения. В некоторых случаях энергетические компании могут проводить проверки на месте для выяснения причин такого роста. Если выяснится, что причиной является майнинг, информация может быть передана в правоохранительные органы. Интернет-провайдеры в свою очередь могут анализировать трафик пользователей для выявления характерных признаков майнинга. Например, майнинг требует постоянного обмена данными с блокчейном, что создает определенные паттерны трафика. Если провайдер заметит такие паттерны, он вправе передать информацию соответствующим органам. В некоторых случаях провайдеры могут даже блокировать доступ к определенным ресурсам, связанным с майнингом.
Что касается второго случая, выявить факт наличия у одного лица нескольких цифровых кошельков сложно. Как следует из Закона № 418-ФЗ, «цифровые» случаи идентификации не предусмотрены. Суммы, полученные физическими или юридическими лицами, определяются на основании выписки по операциям на счетах, а также справок о переводах электронных денежных средств. При этом сопоставить полученные суммы с объемами потребления интернет-трафика и электроэнергии затруднительно. Следовательно, существует риск, что многие цифровые кошельки и крупные суммы цифровой валюты останутся «в тени» и могут спровоцировать латентный характер майнинга, особенно если майнер не конвертирует цифровую валюту в рубли и не совершает операций по переводу электронных денежных средств. В отсутствие мер проверки состояния кошельков в цифровом пространстве, а также эффективных способов их отождествления с конкретными лицами существует риск, что не все майнеры будут уплачивать налоги, в том числе в полном размере.
Кроме того, вызывает сомнения расчет сумм налога исходя из рыночной цены на цифровую валюту на дату совершения каждой операции, а также закрепления суммы, эквивалентной в денежном выражении 600 тыс. руб. В законодательстве отсутствует запрет на накопление цифровой валюты без регулярного ее вывода на традиционные счета в банках. Соответственно, есть риск обесценивания цифровой валюты, когда на момент совершения операции эквивалентная сумма была гораздо больше, чем в момент перевода криптовалюты в рубли. В отсутствие обязанности незамедлительного перевода полученной цифровой валюты на банковские счета налогоплательщики могут понести убытки, связанные с нестабильностью криптовалюты и зависимостью ее эквивалентных сумм от многих факторов – как объективных, так и субъективных.
Таким образом, введенный налог на майнинг является ожидаемым этапом создания всесторонней и полноценной нормативно-правовой базы, учитывающей большие обороты данной деятельности и ее тенденции. Многие положения закона призваны придать данной сфере прозрачность, усилить ее госрегулирование и контроль. При этом ряд норм представляются требующими конкретизации, в том числе с учетом рискориентированного подхода, направленного на уменьшение латентности получаемых с майнинга доходов и соблюдение баланса интересов государства и налогоплательщиков.
1 Федеральный закон от 29 ноября 2024 г. № 418-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», законопроект № 1065710-7.
2 Федеральный закон от 8 августа 2024 г. № 221-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».