×

«Плюсы» и «минусы» досудебного обжалования решений контрольно-надзорных органов

Проблемы негармонизированного регулирования
Менде Елена
Менде Елена
Адвокат АП Санкт-Петербурга, Санкт-Петербургская коллегия адвокатов «Смоленка 33»

С начала 2023 г. процедура досудебного обжалования решений контрольно-надзорных органов стала обязательной. По мнению Правительства РФ, предприниматели таким образом избавлены от необходимости оспаривать решения контрольных органов в суде за счет более удобной и быстрой онлайн-процедуры.

В первую очередь отмечу, что, несмотря на то что в пресс-релизе Правительства указано на обязательность процедуры досудебного обжалования решений контрольно-надзорных органов, из действия Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Закон № 248-ФЗ) исключены более 40 видов контроля, предусмотренных законодательством, в том числе наиболее «конфликтные» по количеству инициированных судебных процессов (налоговый и таможенный контроль, контроль кредитных и финансовых организаций), каждый из которых работает по разным правилам.

В пресс-релизе также подчеркнуто сокращение сроков рассмотрения жалоб с 13 до 10 дней, что, на мой взгляд, в контексте защиты прав и законных интересов заявителей таких жалоб вряд ли можно расценить как критерий эффективности, тем более если возникнет необходимость в последующей судебной защите.

Читайте также
КС уточнил течение срока исковой давности при оспаривании отказов налоговиков в предоставлении субсидий
Суд указал, что пропуск срока подачи в суд заявления о признании отказа незаконным не влечет отказ в его удовлетворении, если отказ налоговой инспекции был до этого обжалован в вышестоящий налоговый орган
03 февраля 2023 Новости

В качестве иллюстрации того, что ведомственное обжалование является довольно сложной процедурой, можно привести дело, жалоба по которому была рассмотрена Конституционным Судом РФ (Постановление от 31 января 2023 г. № 5-П «По делу о проверке конституционности статьи 1, пункта 1 статьи 2 и пункта 2 статьи 138 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки Н.Н. Налевой»).

Заявитель не смогла разобраться в особенностях обжалования решения налогового органа по вопросу «коронавирусной» субсидии, вследствие чего пропустила срок на судебное обжалование. Только на уровне КС в конкретном деле была поставлена точка в разграничении вопросов, подлежащих обязательному досудебному обжалованию, и тех, которые могут быть альтернативно рассмотрены судом.

В рассматриваемом случае три судебные инстанции отказали в удовлетворении исковых требований заявителя, а количество споров по данной категории дел оказалось настолько большим, что Верховный Суд РФ выпустил отдельный «коронавирусный» Обзор судебной практики № 3 (2020), утвержденный Президиумом ВС РФ 25 ноября 2020 г.

Читайте также
Президиум ВС утвердил третий коронавирусный обзор
ВС ответил на вопросы о дополнительных гарантиях медицинским и иным работникам медицинских организаций, применения гражданского и уголовного законодательства, законодательства о налогах и сборах и вопросы применения законодательства об административных правонарушениях
18 февраля 2021 Новости

Это наглядно показывает, что разобраться в порядке обжалования решений госорганов довольно сложно; подходы как различных госорганов, так и в разных субъектах РФ могут отличаться, что, как представляется, не способствует эффективной защите прав.

Из упомянутого релиза также следует, что решение по каждому четвертому досудебному обжалованию принято в пользу бизнеса – на мой взгляд, это довольно высокий показатель. При этом пока сложно сказать, с чем это может быть связано – с очевидными ошибками на уровне принятия решений или серьезной компетенцией инспектора, рассматривающего жалобу.

Основываясь на статистических данных, приведенных в пресс-релизе Правительства, можно предположить, что судебная нагрузка и дальше будет снижаться, но позитивный это фактор или негативный, возможно будет оценить только спустя два-три года, в течение которых будет проходить адаптация реформы, ведь зеркально возрастет нагрузка на контролирующие органы, что может повлиять на качество рассмотрения жалоб и превратить новый инструмент в формальность. Кроме того, если увеличивать численность чиновников не планируется и нагрузка будет возложена на действующий штат, то можно ли ожидать вдумчивого рассмотрения жалоб с учетом правовых норм и позиций высших судов – большой вопрос.

Более того, помимо отмены или подтверждения решений в рамках проверки жалобы госорган будет устанавливать или опровергать определенные факты, ссылаясь на ведомственную практику, что, как представляется, может впоследствии оказать влияние на внутреннее убеждение судьи и рискует негативно отразиться на интересах заявителей.

Еще один «минус» процедуры досудебного обжалования решений госорганов – отсутствие публичности рассмотрения жалоб. Несмотря на то что ст. 47 Закона № 248-ФЗ указывает на возможность обобщения практики, отсутствие единой базы и решений всех госорганов, полагаю, вряд ли позволит это исполнить.

Из потенциальных «плюсов» отмечу возможность быстрого исправления очевидных ошибок, допущенных госорганами. Но и здесь речь идет только о случаях, когда не затрагиваются вопросы права и когда инспектор не должен разрешать вопросы толкования законодательства.

При судебном обжаловании у предпринимателей есть возможность в порядке обеспечительных мер добиться приостановления обжалуемых решений госорганов, в то время как обязательное досудебное обжалование такой порядок не предусматривает. Как быть в такой ситуации?

Формально Закон № 248-ФЗ также допускает приостановление действия соответствующих решений госорганов, но если практика судебных обеспечительных мер довольно обширна, публично доступна и предполагает возможность обжалования в разных инстанциях, то о практике применения административного приостановления действия соответствующих решений открытых данных нет.

Должны ли правоприменители руководствоваться теми же подходами, что и суды? Ответ, полагаю, скорее всего, отрицательный, так как судебные меры являются средством ускоренной защиты и действуют на протяжении всего периода рассмотрения спора, который может длиться от трех месяцев до нескольких лет. В ситуации с административным обжалованием законодатель ставит задачу рассмотреть жалобу очень быстро, а потому приостановление требуется только в экстраординарных случаях. При этом после ведомственного обжалования, на мой взгляд, могут возникнуть некоторые проблемы с доказыванием и позицией.

Приведу два очень похожих примера из собственной адвокатской практики по обжалованию решений Банка России: одно решение обжаловалось непосредственно в суд; судебному обжалованию другого предшествовало обжалование в Службу по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России. Смысл был в том, что к данным правоотношениям необходимо было применять концепции ГК РФ и позиции КС, что мог сделать только суд. Банк России применял только профильное законодательство и свои же нормативные правовые акты, что не обеспечивало справедливого рассмотрения спора.

Читайте также
На ПМЮФ обсудили проблемы современной уголовно-правовой политики
Эксперты, в частности, уделили внимание борьбе с преступностью, уголовному преследованию бизнеса и декриминализации ряда экономических статей
12 мая 2023 Новости

Таким образом, негармонизированное регулирование, на мой взгляд, – существенный «минус», и в перспективе может обернуться долгими разбирательствами, к которым готовы далеко не все предприниматели.

Для стабилизации экономики законодатель предпринимает важные меры, направленные на снижение давления на бизнес, в частности – либерализация и декриминализация некоторых составов экономических преступлений, уменьшение размеров административных штрафов и, конечно, возможность обжаловать решения контрольно-надзорных органов в досудебном порядке. При этом пока это выглядит скорее как замена некоторых элементов устаревшего механизма, без комплексной «починки». Многие из принимаемых законов полезны и своевременны, но «буксуют» на правоприменительном уровне. Таким образом, точечные законодательные «припарки» представляются не только малоэффективными, но и способными существенно «осложнить жизнь» бизнесу.

Рассказать:
Другие мнения
Буров Владимир
Буров Владимир
Эксперт по земельному праву, к.ю.н.
Специальный порядок предоставления участков для ведения КФХ без торгов
Земельное право
Новое регулирование и неоднородность судебной практики
18 апреля 2024
Гаранин Михаил
Гаранин Михаил
Адвокат Палаты адвокатов Нижегородской области, канд. философ. наук, доцент по специальности «правоведение»
Право арендодателя на односторонний отказ от договора аренды не абсолютно
Гражданское право и процесс
Удалось добиться исключения из муниципального НПА незаконной нормы
17 апреля 2024
Антонова Екатерина
Антонова Екатерина
Адвокат АП Краснодарского края, КА «Антонова и партнеры»
Если удержания из пенсии чрезмерно высоки…
Гражданское право и процесс
ВС обратил внимание на важность правильного выбора способа защиты права
17 апреля 2024
Воронкова Ирина
Воронкова Ирина
Адвокат АП г. Москвы, партнер АБ «Казаков и партнеры»
Недропользование или застройка: что в приоритете?
Земельное право
Кассация напомнила об особом порядке аренды земельных участков для добычи полезных ископаемых
12 апреля 2024
Трубецкой Никита
Трубецкой Никита
Вице-президент АП Ставропольского края
Фактически выполненная адвокатом работа должна быть оплачена
Уголовное право и процесс
«Двойная защита» с «санкции» суда и ее последствия
10 апреля 2024
Мамров Феликс
Мамров Феликс
Адвокат АП Приморского края, сооснователь и партнер АБ «Рыженко, Мамров и партнеры»

Суд признал бездействие следственного органа незаконным
Уголовное право и процесс
В нарушение ст. 144 УПК сообщение о преступлении не было рассмотрено в трехдневный срок
09 апреля 2024
Яндекс.Метрика