×

Поцелуй как преступление?

Для исключения необоснованного вменения уголовной ответственности по ст. 132 УК требуются законодательные разъяснения
Подколзина Вера
Подколзина Вера
Адвокат Московской коллегии арбитражных адвокатов, почетный адвокат Московской области

Конституционный Суд РФ опубликовал Определение от 13 февраля 2024 г. № 241-О по жалобе на неконституционность ч. 2 ст. 20 «Возраст, с которого наступает уголовная ответственность», примечания к ст. 131 «Изнасилование» и п. «б» ч. 4 ст. 132 «Насильственные действия сексуального характера» УК РФ, которыми регулируется вопрос о привлечении к уголовной ответственности за названные преступления лиц, не достигших совершеннолетия.

Читайте также
КС отказал в жалобе на возможность произвольного вменения нормы о сексуальном насилии в отношении малолетних
При этом он напомнил со ссылкой на разъяснения Пленума ВС, что к уголовной ответственности за сексуальное насилие в отношении малолетних привлекаются лица, достигшие 14-летнего возраста
14 марта 2024 Новости

Основная проблема произвольного вменения ст. 132 УК в том, что в законе не определен исчерпывающий перечень насильственных действий сексуального характера. Поэтому в качестве «действия сексуального характера» нередко расценивается, например, поцелуй, объятие или интернет-общение, в то время как законодатель имел в виду совершенно иное.

Как указано в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 4 декабря 2014 г. № 16 «О судебной практике по делам о преступлениях против половой неприкосновенности и половой свободы личности», «В связи с вопросами, возникающими у судов при применении норм главы 18 Уголовного кодекса Российской Федерации, а также в целях формирования единообразной судебной практики Пленум Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьей 126 Конституции Российской Федерации, статьями 2 и 5 Федерального конституционного закона от 5 февраля 2014 г. № 3-ФКЗ “О Верховном Суде Российской Федерации”, постановляет дать судам следующие разъяснения: 1. Обратить внимание судов на то, что к преступлениям, предусмотренным статьями 131 и 132 УК РФ, относятся половое сношение, мужеложство, лесбиянство и иные действия сексуального характера в отношении потерпевшего лица (потерпевшей или потерпевшего), которые совершены вопреки его воле и согласию и с применением насилия или с угрозой его применения к потерпевшему лицу или к другим лицам либо с использованием беспомощного состояния потерпевшего лица. При этом мотив совершения указанных преступлений (удовлетворение половой потребности, месть, национальная или религиозная ненависть, желание унизить потерпевшее лицо и т.п.) для квалификации содеянного значения не имеет».

Иные действия сексуального характера – это удовлетворение половой потребности другими способами, включая понуждение женщиной мужчины к совершению полового акта путем применения насилия или угрозы его применения.

Данные дефиниции обоснованно критиковались в юридической литературе из-за их неконкретности. Однако представляется, что отказ от дачи определений является еще более серьезной проблемой, поскольку понимание содержания составов преступлений, предусмотренных ст. 131 и 132 УК, отдается на откуп практике, что исключает единообразное применение закона.

В литературе1 указано, в частности: «На наш взгляд, данные понятия могут быть раскрыты следующим образом. С учетом наличия в УК РФ ст. 132 следует считать, что понятием “половое сношение” в составе изнасилования охватывается только нормальный в физиологическом отношении половой акт. Половой акт в иной, в так называемой извращенной форме (в иные полости тела женщины) составляет “иные действия сексуального характера”, предусмотренные ст. 132 УК РФ. Мужеложство – это исторически сложившийся термин, под которым понимается только coitus per anum между мужчинами. Все иные действия между мужчинами, направленные на удовлетворение половой потребности, следует относить к иным действиям сексуального характера, предусмотренным той же ст. 132 УК РФ. Понятием лесбиянства должны охватываться такие сексуальные контакты между женщинами, в которых участвует половой орган хотя бы одной из партнерш. Например, путем оральногенитальных контактов, проникновения во влагалище с использованием рук или иных предметов и т.д. Значительную сложность представляет определение иных действий сексуального характера. По нашему мнению, к иным действиям сексуального характера следует относить: 1) половой акт в любой иной форме, кроме естественной, например, анальный или оральный половой акт; 2) половой акт в естественной форме, когда потерпевшим является мужчина; 3) иные действия сексуального характера, связанные с использованием полового органа виновного или потерпевшего лица. Например, совершение фрикций без введения полового члена в полости тела женщины (междубедренный коитус и тому подобные действия). Во всех перечисленных случаях речь идет об использовании при совершении действий сексуального характера полового органа виновного или потерпевшего лица (выделено мной. – В.П.)».

То есть «иные действия сексуального характера» следует трактовать как преступные именно тогда, когда они так или иначе совершены с использованием полового органа потерпевшей или виновного.

Данная точка зрения Санкт-Петербургской юридической школы представляется единственно верной, поскольку в противном случае при бесконтрольном расширении толкования понятия «иные действия сексуального характера» доходит до уголовной ответственности за поцелуй, который тоже является сексуальным актом, удовлетворяющим половую потребность, и вполне может быть насильственным.

Как указано в комментарии к УК под редакцией д.ю.н. Г.А. Есакова, «в объективную сторону преступления входит не естественное половое сношение с потерпевшей женщиной, а мужеложство, лесбиянство или иные действия сексуального характера, например, coitus per oz, coitus per anum, насильственное понуждение женщиной мужчины к совершению полового акта». Таким образом, в комментарии отмечается, что для квалификации «иных действий сексуального характера», а именно преступных действий, должно быть некое действие с половыми органами.

В комментарии к УК под редакцией д.ю.н., профессора А.И. Рарога разъяснено: «Иными действиями сексуального характера являются любые способы удовлетворения полового влечения между мужчинами или между мужчиной и женщиной, за исключением естественного полового сношения и мужеложства2. Это может быть, например, оральный секс (coitus per os), анальный секс (coitus per anum), совокупление между мужчиной и женщиной в естественной форме в том случае, если принуждение исходит со стороны женщины».

То есть также подчеркивается, что иным действием сексуального характера является действие с половыми органами.

Можно привести еще ряд комментариев, но все они сходятся в одном: действия сексуального характера подразумевают некие действия с половыми органами. Это, в частности, любой сексуальный контакт, кроме вагинального, который указан в ст. 131 УК.

Согласно Большой медицинской энциклопедии (БМЭ) под редакцией Б.В. Петровского половые органы [organa genitalia (PNA, JNA, BNA); син. гениталии] – органы полового размножения. Они являются частью мочеполовой системы, обеспечивают развитие и выведение половых клеток, оплодотворение, а у млекопитающих также защиту и питание зародыша в теле матери. Половые гормоны воздействуют на весь организм. Мужские и женские половые органы различны по строению, но между ними существует гомология, обусловленная общностью их эмбриональных зачатков. Соответственно, функциональному назначению в мужских и женских половых органах различают три отдела: половые железы, половые протоки и копулятивные органы. Половые органы делят на внутренние и наружные.

Поэтому для исключения необоснованного вменения преступлений по ст. 132 УК считаю необходимым разъяснение на законодательном уровне, что именно понимается под насильственными действиями сексуального характера.


1 См. Комментарий к Постановлению Пленума ВС РФ «О судебной практике по делам о преступлениях против половой неприкосновенности и половой свободы личности», Академия Генеральной прокуратуры РФ, Санкт-Петербургский юридический университет, под редакцией А.Н. Попова.

2 См.: Половые извращения и их профилактика. М., 1990.

Рассказать:
Другие мнения
Байрамукова Светлана
Байрамукова Светлана
Адвокат, член АП Карачаево-Черкесской Республики, адвокатский кабинет «Твое право 09»
Более 50 лет без улучшения жилищных условий
Административное судопроизводство
Позиция ВС укрепляет принцип правовой определенности в спорах о нарушении жилищных прав инвалидов
19 июня 2025
Водолагин Сергей
Водолагин Сергей
Управляющий партнер юридической фирмы «Вестсайд»
Определение действительной стоимости доли не терпит формализма
Корпоративное право
ВС напомнил особенности рассмотрения споров, связанных с выходом участника из ООО
18 июня 2025
Ершов Игорь
Ершов Игорь
Руководитель арбитражной практики АБ г. Москвы «Халимон и партнеры»
Исключение не должно подменять общее правило
Арбитражный процесс
ВС о проблемах старшинства залогов и приоритета дела о банкротстве при защите прав кредиторов
18 июня 2025
Артеменко Игорь
Артеменко Игорь
Адвокат, член АП Краснодарского края
Примирение с потерпевшим – основание для прекращения дела, а не смягчающее обстоятельство
Уголовное право и процесс
ВС РФ поддержал доводы защиты и отменил приговор
17 июня 2025
Мухамбетова Айжан
Мухамбетова Айжан
Управляющий партнер Equal Legal Partners
Аффилированность не отменяет срок исковой давности
Арбитражный процесс
ВС напомнил: срок давности – не условность, а гарантия стабильности гражданского оборота
16 июня 2025
Иванова Юлия
Иванова Юлия
Управляющий партнер юридической компании ЮКО
Тенденции рассмотрения банкротных споров
Арбитражный процесс
Наиболее интересные положения обзора судебной практики Верховного Суда за 2024 год
11 июня 2025
Яндекс.Метрика