На базовом уровне схема судебного финансирования предполагает привлечение средств от инвестора, который не является участником судебного процесса, для покрытия судебных расходов одной из сторон – чаще всего истца. Взамен, при успешном исходе дела, инвестор получает процент от выигранной суммы. Таким образом, судебное финансирование предоставляет доступ к судебному разрешению споров для тех лиц, которые самостоятельно по каким-либо причинам не могут себе позволить оплату судебных расходов. В последние годы подобный сервис стал доступен через специализированные онлайн-платформы.
Как судебное финансирование осуществлялось до появления онлайн-сервисов?
Судебное финансирование возникло в 90-х гг. и стало активно распространяться в 2000-х. Самым развитым рынком на данный момент являются США. Кроме того, судебное финансирование применяется во многих других странах, таких как Великобритания, Австралия, Сингапур, а также одобрено властями одного из ведущих финансовых центров Азии – Гонконга. До появления онлайн-платформ оно осуществлялось при помощи традиционных моделей – подобным финансированием занимались хедж-фонды, инвестиционные банки и другие институциональные инвесторы. Общий объем инвестиций одного из самых крупных фондов США – Burford Capital, специализирующегося на судебном финансировании, на сегодняшний момент уже достиг $1 млрд.
С ростом рынка стали появляться онлайн-платформы, на которых судебного инвестора можно найти онлайн или собрать необходимую сумму, используя схему краудфандинга – «народного финансирования». Одними из самых популярных сервисов на сегодняшний момент являются Funded Justice, Lex Shares и FundRazr.
Как работают онлайн-сервисы судебного инвестирования?
Истцы обращаются на платформу с просьбой опубликовать их дело для поиска инвестора. После прохождения предварительной экспертизы юристами сайта оно становится доступным для инвесторов. Инвесторы, в свою очередь, могут подразделяться на частных и аккредитованных. Они вправе отслеживать дело, в которое инвестируют средства, однако не имеют права влиять на ход его рассмотрения. Если истец выигрывает дело, инвестор получает процент от выигранной суммы; если проигрывает, инвестору его вложения не возвращаются.
Как появление онлайн-платформ судебного инвестирования повлияло на данный рынок и правосудие в целом?
До появления онлайн-платформ судебное финансирование было доступно только истцам по высокодоходным коммерческим спорам, которые остаются популярными для инвестирования и по сей день. Однако благодаря ряду сервисов объявить сбор средств для покрытия судебных расходов сейчас может более широкий круг истцов. Для примера, на сайте LexShare обычно публикуются дела, требующие инвестиции в размере от $100 тыс. до $1 млн, но инвесторы также могут финансировать дела с суммой исковых требований от $2500, которая является минимальной.
Кроме того, в странах с развитой судебной системой, например в США и Великобритании, стали появляться сервисы, специализирующиеся на каком-либо одном виде споров. В частности, американский стартап Mighty занимается исключительно судебными тяжбами по возмещению вреда, причиненного здоровью. Чаще всего такие споры возникают из-за некорректного лечения или врачебной ошибки. Сайт организован как торговая площадка, на которой инвесторы конкурируют между собой за привлечение истцов, требуя наименьший процент от выигранной суммы. При этом средняя прибыль инвесторов от выигранных дел на Mighty колеблется от 20% до 30%, что в разы больше, чем прибыль многих других форм инвестирования.
Популярность данных сервисов вызвала рост рынка судебного финансирования, который за период с 2013 по 2016 г. увеличился с 7% до 26%. Такой успешный старт индустрии можно объяснить не только сплетением двух перспективных направлений – права и финансов, но и развитием интернет-технологий. Всемирная сеть за последние десятилетия значительно изменила подход к ведению бизнеса и оказанию многих видов услуг. Волна «уберизации» не обошла стороной и сферу юриспруденции.
Имеется ли подобный сервис в России?
В декабре прошлого года в России был запущен сервис финансирования судебных процессов Platforma, не имеющий пока аналогов. Его запуск был вызван ежегодно растущим в России количеством судебных тяжб, актуализацией проблемы нехватки средств для отстаивания своих прав в суде, а также успешным опытом оказания аналогичных услуг в западных странах.
Целевой аудиторией сервиса, помимо инвесторов и истцов, которые ищут финансирование для судебного процесса, являются адвокаты. Благодаря сервису они могут подобрать себе перспективные дела и заработать по модели «гонорара успеха», укрепив свою репутацию.
Какие препятствия имеются на пути развития таких платформ в России?
На законодательном уровне нет препятствий для развития платформ судебного инвестирования. Российским правом не запрещено применение судебного финансирования, как в некоторых других странах, например на Кипре. Однако пока отсутствуют специальные нормы, регулирующие данный процесс. Значительно способствовать развитию платформ судебного инвестирования в России могло бы законодательное разрешение «гонорара успеха», в отношении которого российская судебная практика пока достаточно неоднозначна.
Вместе с тем в апреле текущего года в рамках IV Московского юридического форума председатель Совета судей России Виктор Момотов, приводя в пример опыт западных стран, выступил за развитие в России рынка судебного инвестирования, а также за признание «гонорара успеха». Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев поручил Минэкономразвития и Минфину представить до 15 октября текущего года предложения по развитию альтернативных механизмов финансирования, в том числе краудфандинга. Возможно, благодаря ожидаемым законодательным изменениям и поддержке властей в России использование платформ судебного инвестирования станет обычной юридической практикой.
Что даст развитие подобных платформ в России?
В России, несмотря на то, что цена юридических услуг в разы ниже, чем в ряде западных стран, судебное финансирование через специализированные платформы может оказаться перспективным направлением. Во-первых, стоимость качественной адвокатской помощи, экспертиз и других судебных издержек также является препятствием для многих истцов, даже несмотря на то, что закон стоит на их стороне. Во-вторых, высокая доходность судебного финансирования может открыть новые возможности для российских инвесторов.