Этой весной во время ежегодной декларационной кампании в СМИ вновь появились публикации о блогерах-предпринимателях, привлеченных к уголовной ответственности за совершение налоговых преступлений. Во всех этих случаях помимо уклонения от уплаты налогов (ст. 198 УК РФ) фигурирует довольно экзотический, по мнению многих практикующих адвокатов, состав – ст. 174.1 УК.
На апрельской коллегии ФНС России, где обсуждалось межведомственное взаимодействие по выявлению и пресечению налоговых правонарушений силами ФНС, Следственного комитета и МВД России, госорганами была сформулирована единая цель: сделать непривлекательным и опасным использование налоговых схем. В сложившейся ситуации важно определить нюансы применения ст. 174.1 УК «Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления» на практике.
Данная норма направлена на борьбу с «теневой экономикой» и относится к категории вторичной преступной деятельности по отношению к «предикатным» преступлениям, в результате совершения которых приобретаются (добываются) денежные средства или иное имущество, являющиеся предметом преступления по ст. 174.1 УК. Цель совершения преступного деяния – придание правомерного вида владению, использованию или распоряжению этими средствами или имуществом, несмотря на их незаконное происхождение.
Разнообразие финансовых операций с имуществом продемонстрировали уголовные дела в отношении ряда блогеров, которым вменялся основной состав – ч. 2 ст. 198 УК и дополнительно – ст. 174.1 Кодекса.
Выявление легализации по делам об уклонении от уплаты налогов не является новшеством. Ранее в уголовном законодательстве «налоговые» составы преступлений (ст. 198, 199, 199.1 и 199.2 УК) исключались из диспозиции ст. 174 и 174.1 Кодекса, но с июня 2013 г. запрет снят. В связи с этим вменение блогерам-предпринимателям указанных налоговых преступлений не обусловлено изменениями в законодательстве. Напротив, оно ожидаемо более 10 лет. На мой взгляд, активизация применения ст. 174.1 УК связана с процессом «реанимирования» существующих составов после частичной декриминализации налоговых преступлений в апреле 2024 г. При этом практика применения ст. 174.1 УК пошла по пути широко обсуждавшейся ст. 187 «Неправомерный оборот средств платежей» Кодекса, которая из категории «спящих» составов также перешла в ставшие применяться массово.
Статистические данные ФНС России за 2023–2024 гг. по количеству выездных проверок в отношении физических лиц и сумм доначислений дают основания для выводов об усилении борьбы с уклонением от уплаты налогов. В частности:
- в 2023 г. проведена 121 выездная проверка, с доначислениями завершены 96. Доначислено 331 млн руб. налогов и штрафов;
- в 2024 г. проведено 155 выездных налоговых проверок, с доначислениями завершены 135. Доначислено 1,431 млрд руб. налогов и штрафов.
Год |
Основная квалификация |
||
---|---|---|---|
Осуждено |
Оправдано |
||
2024 |
15 |
0 |
|
2023 |
11 |
0 |
|
2022 |
22 |
1 |
Как видим, число осужденных за уклонение от уплаты налогов по ст. 198 УК ничтожно мало. Однако формирование тренда на расширительное применение легализации по выездным налоговым проверкам в отношении граждан и ИП – очевидно.
По делам об уклонении от уплаты налогов – независимо от суммы – срок давности для уголовного наказания составляет два года. Этим объясняется то обстоятельство, что уголовные дела по ст. 198 УК в отношении блогеров-предпринимателей были прекращены – ординарный период выездной налоговой проверки составляет три года, а с учетом минимальных сроков следствия вероятность истечения сроков давности к судебной стадии или во время таковой высока.
Кроме того, эти преступления отнесены к преступлениям небольшой тяжести и по ним запрещено избирать в качестве меры пресечения заключение под стражу. Существует также возможность прекращения уголовного преследования по ст. 198 УК в случае добровольной уплаты недоимки, пеней и суммы штрафа для лиц, впервые совершивших данное деяние.
Таким образом, действующая редакция УК позволяет физлицам избежать уголовного наказания за неуплату налогов, даже несмотря на непогашенные многомиллионные доначисления. Возможно, это подтолкнуло правоприменителей к поиску альтернативных составов налоговых преступлений – в частности, к вменению нормы УК о легализации.
Если оценить примеры финансовых операций, совершение которых вменяется блогерам-предпринимателям по ст. 174.1 УК, можно выделить:
- куплю-продажу имущества, включая валюту;
- перечисление денежных средств на банковские счета.
Из дополнительного анализа приговоров по ст. 174.1 УК к операциям по «легализации» можно добавить:
- выдачу наличных денежных средств из кассы организации;
- выплату дивидендов;
- внесение денежных средств на банковский счет;
- уступку требования (цессия);
- предоставление займов или передачу личных сбережений;
- оказание услуг.
Совершение операций на сумму свыше 6 млн руб. или организованной группой (ч. 4 ст. 174.1 УК) относится уже к категории тяжких преступлений. Срок давности по ним составляет 10 лет, возможность прекратить уголовное преследование даже при возмещении ущерба отсутствует – как и запрет на заключение под стражу.
По данным статистики Судебного департамента при ВС по уголовным делам, в которых легализация – основная квалификация деяния, примерно в 40–45 % случаев наказание в виде лишения свободы назначается условно. Однако уже в 2024 г. реальные сроки лишения свободы назначены 13 из 29 осужденных, шестерым из них – от пяти до восьми лет.
Тенденции в расследовании и осуждении по ст. 174.1 УК также видны из анализа статистики Судебного департамента при ВС за 2022–2024 гг.
Год |
Основная квалификация |
Дополнительная квалификация | |||
---|---|---|---|---|---|
Осуждено |
Оправдано |
Прекращено |
Осуждено |
Оправдано |
|
2024 |
29 |
0 |
0 |
442 |
177 |
2023 |
23 |
1 |
1 |
310 |
197 |
2022 |
15 |
0 |
0 |
273 |
140 |
Факт, который, думаю, порадует как адвокатов, так и предпринимателей: по ст. 174.1 УК как дополнительной квалификации достаточно велика вероятность вынесения оправдательного приговора или прекращения уголовного дела в связи с отсутствием состава преступления: в 2022–2023 гг. доля дел с таким исходом была на уровне 41–44%. За 2024 г. показатель немного снизился до 35%. Но по-прежнему можно говорить о том, что правоприменительная практика по данной категории дел еще формируется, а органы предварительного расследования не всегда применяют ее законно и обоснованно. Важно отметить, что анализируемая статистика касается только дел, переданных в суды, и не включает дела, которые были прекращены на стадии расследования.
Толкование и разъяснение для формирования судебной практики по легализации содержится в Постановлении Пленума Верховного Суда от 7 июля 2015 г. № 32, которому в этом году исполнится 10 лет. Тогда до судов доводилось, что необходимо устанавливать, от каких именно преступлений и в какой сумме получены легализованные денежные средства. При недоказанности указанных обстоятельств суды зачастую оправдывали подсудимых. Однако в Кассационном определении СК по уголовным делам от 16 июля 2024 г. по делу № 53-УДП24-23-К8 ВС отошел от сформулированных им ранее правил, поэтому не исключено, что правовые подходы Суда в ближайшее время будут актуализированы.
Борьба с незаконной экономией на налогах остается одним из основных направлений работы госорганов, а риски, связанные с этой деятельностью, кратно растут. Не учитывать в налоговом планировании сигналы, которые транслирует государство посредством уголовных дел «медийных» предпринимателей, как минимум, неосмотрительно.
В то же время рассмотрение налоговых составов в качестве предикатных всегда вызывало много споров и рассуждений среди адвокатов и юристов-практиков, начиная с того, что:
-
денежные средства, не перечисленные в бюджет на уплату налогов, как правило, являются законно заработанными, но не перечисленными;
-
неясно, как в таком случае отграничить преступные денежные средства от неуплаченных налогов от иного имущества.
Указанные спорные позиции сохраняют актуальность.