×

Раздел имущества, приобретенного за рубежом, при разводе

Подход ВС позволит изменить правоприменительную практику по данному вопросу
Задорожняя Екатерина
Задорожняя Екатерина
Адвокат АП Воронежской области

20 июля 2021 г. Верховный Суд РФ вынес интересное решение по вопросу раздела совместно нажитого имущества супругов (Определение № 53-КГ21-5-К8).

Читайте также
ВС: Разделить совместно нажитое имущество, если одна из квартир находится за рубежом, можно и в России
Суд пояснил, что такие требования сторон спора не относятся к исключительной компетенции иностранных судов: на них распространяются общие правила подсудности, установленные ГПК
24 августа 2021 Новости

Суть дела такова: граждане России, постоянно проживающие на территории страны, приобрели в период брака недвижимое имущество, расположенное на территории Азербайджанской Республики. Впоследствии, при расторжении брака, супруг просил включить эту квартиру, зарегистрированную на имя жены, в состав совместно нажитого имущества и поделить. Супруга против раздела квартиры возражала.

Российские суды (первая и кассационная инстанции) отказали в требовании о включении зарубежной недвижимости в состав совместно нажитого имущества и не стали его делить. При этом суды исходили из того, что иски о правах на недвижимость следует заявлять по месту нахождения такого имущества – то есть на территории иностранного государства.

Верховный Суд с ними не согласился, указав, что при определении состава совместно нажитого имущества и, соответственно, при его разделе необходимо руководствоваться прежде всего Семейным кодексом РФ. Так, согласно ст. 34 и 161 СК РФ состав совместно нажитого имущества содержит указание на то, что имущественные права супругов определяются законодательством России, а не другой страны. При этом в ГПК РФ не указано, что иски о разделе имущества необходимо рассматривать по месту его нахождения.

В 2018 г. ВС (Определение Судебной коллегии по гражданским делам от 4 декабря № 78-КГ18-67) уже высказывал схожую позицию в деле о разделе имущества супругов, приобретенного в Сингапуре. Согласно материалам этого дела супруги хотели поделить между собой недвижимое имущество и машину, зарегистрированную в Сингапуре, а также доходы от предпринимательской деятельности, осуществляемой за пределами России, и суммы доходов от сдачи в аренду недвижимого имущества за рубежом.

Суд первой инстанции тогда даже не стал рассматривать заявленные требования, вернув иск. При этом он указал, что имущество, приобретенное на территории иностранного государства, подлежит разделу в той стране, где оно находится. Тот факт, что супруги находились в браке более 30 лет и все это время проживали в России, на решение суда не повлиял: хотите делить имущество – обращайтесь с иском в Сингапуре.

ВС тогда также напомнил нижестоящим судам, что требование супругов о разделе совместно нажитого имущества – это не требование о правах на недвижимость, здесь нет исключительной подсудности спора. Правом на имущество супруг наделен в силу законов РФ: это право собственности, но собственности совместной. Обращаясь в суд с иском, супруги лишь хотят изменить режим совместной собственности на имущество.

Кроме того, Верховный Суд заметил, что ГПК РФ не относит требование о разделе совместно нажитого имущества супругов (граждан РФ), находящегося на территории иностранных государств, к исключительной компетенции иностранных судов, в связи с чем на данные требования распространяются общие правила подсудности, установленные гл. 3 ГПК. Такого рода иски подлежат рассмотрению судами общей юрисдикции РФ, если иное не предусмотрено международным договором.

Схожая позиция повторно была отражена ВС в рассматриваемом определении. Таким образом, Суд занимает прочную позицию о том, что все иски о разделе имущества супругов, проживающих в России, независимо от состава имущества и места его нахождения, подлежат рассмотрению на территории РФ. Считаю, что это верный подход.

К сожалению, на практике суды первых, а порой и вышестоящих инстанций поступают с точностью до наоборот.

В моей практике был случай, когда суд отказался делить при разводе квартиру, приобретенную в Болгарии, направив супругов в иностранный суд. Мотивировка была классической для данных дел – спор о правах на недвижимое имущество подлежит рассмотрению по месту нахождения имущества. К счастью, супругам впоследствии удалось решить дело миром, и обращение в международный суд с иском не потребовалось: имущество передали супругу, а бывшая жена получила денежную компенсацию.

А вот в другом деле супругам повезло меньше. Суды первой и апелляционной инстанций отказались делить российское имущество, расположенное в ином регионе страны, нежели место жительства супругов, указав на исключительную подсудность дела тому суду, который компетентен рассматривать дела по месту нахождения имущества. Супругам, проживающим в г. Мурманске, пришлось обращаться в суд в г. Воронеже – по месту нахождения квартиры, – поскольку жалобы по вопросу неверно определенной подсудности дела не помогли. В связи с этим подход ВС в вопросе определения компетентного суда по искам о разделе совместно нажитого имущества представляется более обоснованным.

Развод – стрессовая ситуация для многих супругов. Редко когда он проходит мирно, и далеко не все супруги могут позволить себе получить юридическую помощь за рубежом.

При той позиции, которую занимают сейчас некоторые суды, отказ рассматривать в России дела о разделе совместно нажитого за границей имущества ведет к нарушению одного из основных конституционных прав человека – права на судебную защиту.

Надеюсь, Определение ВС № 53-КГ21-5-К8 позволит изменить правоприменительную практику в части раздела совместно нажитого имущества, находящегося за рубежом, в сторону защиты прав и законных интересов граждан, избавив их от необходимости бесконечного обжалования судебных актов по делу, и будет способствовать укреплению доверия к системе правосудия в РФ.

Рассказать:
Другие мнения
Завертяев Михаил
«Вмененный» договор страхования имущества при ипотеке
Страховое право
В споре о страховом случае по такому договору права страхователя требуют большей защиты

25 июля 2024
Ефимчук Евгений
Ефимчук Евгений
Адвокат, член совета АП Сахалинской области, председатель комиссии по защите профессиональных прав адвокатов,  управляющий партнер АБ «Белянин, Ефимчук и партнёры»
Завышение наказания как тенденция?
Уголовное право и процесс
Решение ВС определило положительный вектор для формирования практики законного и справедливого наказания
24 июля 2024
Бабинцева Ирина
Бабинцева Ирина
Патентный поверенный РФ, сооснователь юридической компании «ИНТЕЛАЙТ»
Не занижена ли цена?
Право интеллектуальной собственности
Оспаривание сделок по отчуждению исключительных прав и оценка товарного знака как нематериального актива
22 июля 2024
Владимиров Вячеслав
Владимиров Вячеслав
Адвокат АП Ставропольского края, КА «Дзалаев и Партнеры»
«Неопределенный» ущерб
Уголовное право и процесс
Кассация поддержала доводы защиты, отменив приговор и вернув дело на новое рассмотрение в первую инстанцию
19 июля 2024
Бибиков Сергей
Бибиков Сергей
Старший юрист МГКА «Бюро адвокатов "Де-юре"», преподаватель Университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА), к.ю.н.
Добросовестность – прежде всего
Третейское разбирательство
КС конкретизировал понятие публичного порядка для целей выдачи исполнительного листа по решению третейского суда
18 июля 2024
Романов Роман
Романов Роман
Адвокат АП Краснодарского края, управляющий партнер АБ «РОМАНОВ И ПАРТНЕРЫ»
Стратегии защиты по уголовным делам о мошенничестве
Уголовное право и процесс
Разграничение уголовной и гражданской ответственности
18 июля 2024
Яндекс.Метрика