В статье анализируется правовая природа саммари, а также вопросы правоприменительной практики, связанные с созданием саммари в отсутствие разрешения правообладателя. Уход из России иностранных правообладателей, массово начавшийся в 2022 г., сегодня порождает не только рост пиратства1, но и потребность в поиске и разработке механизмов, которые бы позволили легально обходить запреты и препятствия, при этом обеспечивая российский рынок актуальным контентом. Такая тенденция не обошла и литературную сферу.
В частности, широко обсуждаемым стало намерение ряда отечественных издательств выпускать зарубежные бестселлеры, права на издание которых в России предоставлены не были, в виде саммари, т.е. краткого изложения содержания книги2. По мнению российских издательств, такой формат позволяет избежать нарушения исключительных прав на произведение, при этом обеспечивая российский рынок литературными новинками. Так ли это на самом деле? Попробуем разобраться.