Факты биографии
Генри Маркович Резник родился 11 мая 1938 г. в Ленинграде в семье профессиональных музыкантов. За месяц до начала Великой Отечественной войны его отца назначили ректором Саратовской консерватории и семья переехала в Саратов.
Унаследовав от родителей идеальный музыкальный слух, мальчик тем не менее предпочел занятия спортом. Начал с легкой атлетики и в 15 лет стал чемпионом РСФСР среди юношей младшего возраста по прыжкам в высоту. Позже увлекся спортивными играми, входил в сборные юношеские команды РСФСР по баскетболу и волейболу. После окончания школы поступал на факультет журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, но не добрал проходных баллов и год проучился в Московском институте физической культуры. Между тем стремление совмещать спортивный рост с учебой на журналиста привело Генри Резника в Ташкент, где он возглавил сборную волейбольную команду Узбекистана и поступил в Среднеазиатский государственный университет. Но не на филологический факультет, где специализация «журналистика» вводилась только для национального узбекского потока, а на юридический, поскольку, по его словам, уже был знаком с некоторыми работами А.Ф. Кони Вскоре был приглашен в волейбольную команду Казахстана и перевелся на юридический факультет Казахского государственного университета в Алма-Ату. Увлекся судебным доказыванием. Его дипломная работа «О правовых презумпциях» была отмечена на всесоюзном студенческом конкурсе. Окончив вуз в 1962 г., получил рекомендации в аспирантуру и готовился к переезду в Ленинград. Однако судьба распорядилась иначе. Новый министр МВД Казахстана, фанат волейбола, предложил ему поработать в республиканском следственном управлении и заодно сформировать волейбольную команду Министерства. Резник принял предложение и за 5 лет работы следователем участвовал в расследовании ряда крупных экономических преступлений.
Команду тоже создал: алма-атинское «Динамо» уступало только московскому. В 1969 г. окончил очную аспирантуру Всесоюзного института по изучению причин и разработке мер предупреждения преступности Прокуратуры СССР. Тема диссертации – «Оценка доказательств по внутреннему убеждению в советском уголовном процессе». После защиты диссертации остался работать в этом институте научным сотрудником.
С 1982 по 1985 г. заведовал научно-исследовательской лабораторией Всесоюзного института усовершенствования работников юстиции (в настоящее время – Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России)).
В 1985 г. сменил направление профессиональной деятельности и поступил в адвокатуру, став членом Московской городской коллегии адвокатов. Поводом для этого стало обращение руководителей московской адвокатуры с просьбой помочь в защите коллег, на которых прокуратура РСФСР в рамках борьбы с коррупцией завела уголовные дела. Генри Резник успешно провел это дело и завоевал популярность в адвокатской среде.
В 1989–1991 гг. Генри Резник возглавлял НИИ адвокатуры Союза адвокатов СССР. В 1989 г. вошел в состав Московской Хельсинкской группы. В 1990 г. стал членом президиума Московской городской коллегии адвокатов, а с 1997 по 2002 г. был председателем президиума Московской городской коллегии адвокатов.
Стоял у истоков объединения адвокатуры в масштабах всей страны, принимал активное участие в дискуссии о проекте Закона об адвокатуре, на основе которого создавалась единая профессиональная адвокатская корпорация.
Вместе с референтом Государственно-правового управления Администрации Президента РФ Михаилом Палеевым написал текст проекта Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» в первой редакции.
В 2002 г. избран президентом Адвокатской палаты г. Москвы и находился на этом посту до 2015 г. С 2005 по 2023 г. входил в состав Совета Федеральной палаты адвокатов РФ.
До 2023 г. – вице-президент ФПА РФ. С 2005 г. – председатель Комиссии Совета ФПА РФ по защите прав адвокатов.
В 2006–2014 гг. Генри Резник входил в состав Общественной палаты РФ, до декабря 2022 г. был членом Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека.
Является заместителем председателя Экспертного совета при Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации.
Историческая справка: «Каратаевщина»
Упомянутый выше период уголовного преследования адвокатов МГКА, достаточно продолжительный, получил название «каратаевщина» – по имени В.И. Каратаева, руководителя группы следователей, в начале 1980-х гг. привлеченных к расследованию нескольких крупных дел: Елисеевского гастронома («дело Соколова»), овощных и фруктовых баз моя жизнь» («дело Амбарцумяна»), руководящих торговых работников Москвы («дело Трегубова»). «Каратаевщина» была попыткой посадить на скамью подсудимых руководство коллегии и значительное число адвокатов по обвинению в преступных связях с работниками суда и прокуратуры, в коррупции и совершении других серьезных преступлений.
Началась эта кампания 2 июня 1985 г., когда из уголовного дела в отношении руководства и других ответственных лиц системы управления торговли Мосгорисполкома было выделено в отдельное производство дело «О привлечении к уголовной ответственности адвокатов Н.И. Пичугиной и В.Н. Бойко» (против адвоката МОКА В.Н. Бойко дело возбудили в связи с показаниями Н.И. Пичугиной, несколькими месяцами ранее отчисленной из МГКА за неблаговидные поступки). В.Н. Каратаев вел против адвокатов борьбу без правил, применяя шантаж и угрозы, запугивая свидетелей, но особых побед так и не добился, поскольку защита действовала блестяще. Так, Г.М. Резник, защищавший В.Н. Бойко, со ссылками на конкретные материалы дела обвинил Каратаева в утаивании протоколов допросов и очных ставок, ряда документов, в оказании давления на свидетелей, извращении их показаний, введении их в заблуждение по поводу показаний подсудимых и ходатайствовал о привлечении следователя к уголовной ответственности. Хотя суд отклонил ходатайство, для Каратаева это был очень сильный удар, который потом часто напоминал о себе.
Адвокатская деятельность
Уже с первых дел Генри Резник проявил себя как выдающийся адвокат. Он защищал высокопоставленных чиновников – председателя Совета министров Узбекской ССР Нармахонмади Худайбердыева, начальника службы безопасности Президента СССР генерала Юрия Плеханова, известных предпринимателей Эдуарда Тенякова, Владимира Ряшенцева, Бориса Березовского, Владимира Гусинского, журналистов, политиков и правозащитников Вадима Поэгли, Андрея Бабицкого, Валерию Новодворскую, Олега Орлова, Александра Никитина, Александра Пронозина и других.
В гражданских делах Генри Маркович представлял, в частности, интересы первого Президента РФ Бориса Ельцина, известных политиков и бизнесменов – Сергея Филатова, Егора Гайдара, Анатолия Чубайса, Александра Шохина, знаменитых музыкантов Николая Петрова, Леонида Чижика, Юрия Темирканова, писателя и литературоведа Андрея Синявского, журналистов Александра Минкина, Павла Гусева, Натальи Геворкян, Евгения Киселева, телекомпаний ОРТ и НТВ, журналов «Огонек», «Новое время», «Итоги», газет «Московские новости», «Московский комсомолец», Международного фонда «Культурная инициатива», фирмы NORDEX Gmb Н.
Список блестяще проведенных им дел настолько обширен, что в рамки газетной публикации вмещается лишь малая часть. Особое место в этом списке занимают дела, которые берет на контроль Комиссия Совета ФПА РФ по защите прав адвокатов. Как председатель Комиссии Г.М. Резник курирует работу по ним, при необходимости составляет правовые заключения и лично участвует в процессах. В качестве недавних примеров можно привести, в частности, дела адвокатов Александра Лебедева и Сергея Юрьева, завершившиеся вынесением оправдательных приговоров.
Публикации
Генри Резник – автор около 200 работ по проблемам уголовного права и процесса, криминологии, общей теории права, иным юридическим дисциплинам, в том числе книг «Внутреннее убеждение при оценке доказательств» (1977), «Право на защиту» (1976), «Когда наступает ответственность» (1979), «Конституционное право на защиту» (1980). «Честь. Достоинство. Деловая репутация: споры с участием СМИ» (2006; некоторые разделы написаны К.И. Скловским). Статьи и интервью Г.М. Резника выходят во многих периодических изданиях, в том числе в «Адвокатской газете», например: «Защита профессии: прецеденты и алгоритмы» («АГ». 2010. № 2 (067)); «Не дать преюдиции стать капканом» («АГ». 2010. № 10 (075)); «Не поддаться искусу коммерции» («АГ». 2011. № 23 (112)); «Когда правомерен отказ от защиты» («АГ». 2014. № 3 (164)); «Наши разногласия» («АГ». 2015. № 17 (202)); «Общей норме о злоупотреблении правом не место в УПК» («АГ». 2016. № 7 (216)); «Уголовная защита: частноправовая и публичная составляющие» («АГ». 2016. № 22 (231)); «Не атака, а осада. Долгая» («АГ». 2018. № 10 (267)); «Нарушения прав адвокатов были всегда» («АГ». 2022. № 7 (360)) и др.
В 2018 г. издан двухтомник «С драйвом по жизни», в который Г.М. Резник включил свои воспоминания, речи, выступления, статьи, лекции и доклады.
Награды
Заслуги Генри Резника отмечены значительным числом наград, среди которых Национальная премия в области адвокатской деятельности и адвокатуры в высшей номинации – «За честь и достоинство» (2013), Золотая медаль им. Ф.Н. Плевако (1998), Почетный знак «Общественное признание» (2000) за активную правозащитную деятельность и вклад в развитие независимой адвокатуры.
В 2015 г. патриарх Кирилл наградил его Орденом святого благоверного князя Даниила Московского II степени за строительство храмов Серафима Саровского и Покрова в г. Иваново.
Он имеет звание «Заслуженный юрист Российской Федерации», ученую степень кандидата юридических наук, с 2012 г. является почетным доктором Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов (СПбГУП).
Семья
Супруга Г. М. Резника – Лариса Юлиановна Львова, адвокат. Ее сестра, Елена Юлиановна Львова, тоже адвокат, причем родилась она, как и Генри Маркович, 11 мая. Сын Андрей – священник, протоиерей. У Генри Марковича шестеро внуков.
Генри Резник – О профессии
«Адвокат, который говорит: “Я не стану защищать этого человека, потому что мне отвратительно его преступление”, – пусть меняет профессию. Кодекс профессиональной этики гласит: мы не можем признавать вину подзащитного, пока тот сам ее не признал, и всегда отстаиваем его позицию.
Да, защищать субъектов, которых общественное мнение считает заведомыми злодеями, чрезвычайно тяжко, люди нередко отождествляют защитника с обвиняемым» (журнал «Итоги», апрель 2012 г.). «У нас такая профессия, что слова “гарантия” в нашем лексиконе быть не должно. Я никогда никому ничего не гарантировал, хотя и не обижен удачей» (Garant.ru, февраль 2015 г.).
«Мои дела – как дети. Можно ли назвать самого любимого ребенка? Это не обязательно те дела, где нужно защищать известных политических деятелей. Некоторые совершенно не известные общественности процессы очень важны для меня. Так, в 1991 г. я защищал ветерана войны, который был осужден на десять лет за убийство милиционера. Представьте себе, в то время был вынесен оправдательный приговор! (Петербургский правовой портал, июнь 2008 г.). «Юриспруденция для меня – наука, адвокатура – это моя жизнь» (Garant.ru, февраль 2015 г.)
«С драйвом по жизни»
«После школы я не собирался становиться юристом. На юридический факультет Среднеазиатского университета в Ташкенте, куда меня занесло волейбольным ветром, я подался, потому как специализация "журналистика" вводилась с 3-го курса филфака только для национального узбекского потока.
Решил, что, если способности есть, прорвусь в журналистику, и поступил на юридический, благо, кое-что из Кони уже успел прочесть» – это цитата из великолепного двухтомника «С драйвом по жизни»1, куда вошли воспоминания, речи, выступления, статьи, лекции и доклады Генри Марковича Резника. Все написанное им – свидетельство блестящего таланта не только адвоката и ученого-правоведа, но и публициста, журналиста. А тем, кому еще не посчастливилось услышать его вокальные выступления, советуем посмотреть видеозапись его творческого вечера «Адвокатский вальс», размещенную на канале ФПА РФ на Youtube.
«Адвокатский труд – процесс творческий, увлекательный. Точнее, может стать таковым, если судебное дело сложное, а адвокат – не халтурщик, не деляга, не очерствел, не "сдулся" и не опутан намертво шаблонами и стереотипами, кои закономерно нарабатываются за долгие годы практики. Обычно творчество адвоката проявляется в определении неочевидной позиции по делу, разработке тактики и стратегии защиты, умелом перекрестном допросе свидетеля или эксперта, продуманном выступлении в прениях. Но случаются и озарения – внезапно пришедшая мысль, мгновенная догадка, яркий образ куют успех защиты, делая ее доводы особенно убедительными, практически неотбиваемыми. Такими находками блистали корифеи присяжной адвокатуры... Но даже у таких чародеев слова, как Плевако, Спасович, Андреевский, подобного рода находки нечасты: все же наша деятельность протекает в рамках закона, привязана к установленным им материальным и процессуальным нормам. А оригинальничание, нарочитая демонстрация своей эрудиции – дурновкусие, не имеющее с истинными находками ничего общего. Вместе с тем уверен: осеняет не только светил. Находки – плод сплава воображения с личным жизненным опытом и знаниями, обязательно помноженными на глубокое погружение в существо дела» (т. 1, с. 110–111). «Этика играет в адвокатской деятельности особую роль. Нет, пожалуй, другой профессии со столь развитым внутренним, корпоративным контролем не только за действиями и словами, но нередко даже намерениями. Профессиональная правозаступная деятельность покоится на доверительных, близких к интимным, отношениях адвоката с клиентом.
Правила профессиональной морали обеспечивают эту охраняемую адвокатской тайной доверительность. Защищая права и законные интересы клиента, адвокат вступает в сложные, чреватые конфликтами отношения с судом, различными государственными, прежде всего правоохранительными, органами. Профессиональная этика призвана регулировать эти отношения. Мы живем в информационном пространстве, коммуникационном мире. Этические нормы позволят правильно выстроить взаимоотношения адвоката со средствами массовой информации, определят возможности и пределы рекламы правовых услуг» (т. 2, с. 119–120). «Фундаментальное отличие профессии адвоката от других свободных профессий состоит в ее публично-правовом характере. На адвокатуру возложена публичная обязанность обеспечивать защиту прав и свобод человека и гражданина, в том числе и прежде всего в суде. Профессиональный защитник или представитель – адвокат вступает в правовой спор с государством: всегда – в уголовном процессе, нередко – в процессе гражданском. Для выполнения этой своей правозаступной задачи адвокат должен обладать независимостью от административной власти, ни в коем случае не находиться у нее в подчинении. В то же время особая роль адвокатской профессии в правильном, справедливом отправлении правосудия, в утверждении правовых начал в жизни общества не позволяет полностью вывести ее из-под государственного контроля. Исторически определились мягкие, косвенные формы такого контроля, полностью исключающие вмешательство государства в деятельность самоуправляемого института гражданского общества» (т. 2, с. 240).
Дорогой Генри Маркович! Примите самые искренние поздравления с юбилеем от адвокатов Московской городской коллегии адвокатов, с которой начинался Ваш путь в адвокатуре и председателем президиума которой Вы были с мая 1997 по апрель 2003 г.
Вы продолжаете и в 85 восхищать нас своей энергией, работоспособностью, умением находить выход из сложных жизненных и профессиональных ситуаций. Ваша преданность традициям российской адвокатуры заслуживает глубокого уважения. А Ваш интерес к жизни, чувство юмора, способность наслаждаться каждым мгновением вызывают у многих коллег нескрываемое чувство доброй зависти, поскольку так уметь жить, как это получается у Вас, не многим дано даже в более молодом возрасте. Мы по-прежнему любим Вас и торопимся на Ваши концерты, чтобы еще и еще раз услышать Ваш чарующий баритон. Так держать, дорогой друг!
1 Здесь и далее цит. по: С драйвом по жизни. В 2 т. / Автор текста и составитель Г.М. Резник. М., 2018.