×

Уведомление или «уведомление»?

Банк-ответчик не смог доказать суду, что хищение денежных средств с клиентского счета произошло не по его вине
Идамжапов Владислав
Идамжапов Владислав
Адвокат АП Свердловской области, АБ «Бельянский и партнеры»

По статистике Генпрокуратуры России, количество хищений денежных средств путем удаленного доступа к счетам граждан за последние несколько лет увеличилось. К сожалению, превалирует тенденция отказа судов в удовлетворении исковых требований граждан по подобным категориям дел и принятия ими стороны кредитных учреждений. В примере, который будет рассмотрен далее, удалось доказать суду, что денежные средства со счета гражданина были похищены по вине банка, а также взыскать с последнего убытки.

Так, Сысертский районный суд Свердловской области удовлетворил исковое заявление гражданина к банку о взыскании убытков на сумму порядка 5 млн руб., похищенных по вине кредитного учреждения.

В конце декабря 2021 г. с банковского счета Ж. были похищены денежные средства (около 5 млн руб.). По данному факту было возбуждено уголовное дело. Ранее Ж. заключил с банком два кредитных договора. Когда появилась возможность погасить долговые обязательства, гражданин явился в банк и по рекомендации менеджера внес денежные средства на счет, с которого должно было произойти списание по кредитным обязательствам.

По информации банка, денежные средства должны были быть зачислены на счет в тот же день во исполнение обязательств перед банком. Однако утром следующего дня Ж. обнаружил, что, во-первых, кредиты не погашены, а, во-вторых, с его личного счета похищены свободные средства.

В ходе расследования уголовного дела было установлено, что неизвестные лица, находясь в г. Москве, похитили денежные средства с банковского счета Ж., а система безопасности кредитного учреждения просто не сработала.

Гражданин незамедлительно обратился в банк с требованием провести проверку. Внутренняя проверка не выявила ошибок в деятельности кредитного учреждения. После этого Ж. обратился ко мне за юридической помощью.

Было решено направить в банк досудебную претензию, однако ответа не последовало. После этого мы обратились в суд с исковым заявлением.

Читайте также
ВС: В делах о телефонном мошенничестве нужно тщательно оценивать добросовестность и осмотрительность банков
Как указал Суд, упрощенный порядок выдачи потребительского кредита путем ввода СМС-сообщения фактически нивелирует все гарантии прав потребителя финансовых услуг
21 февраля 2023 Новости

В ходе судебного разбирательства было установлено, что Ж., являющийся VIP-клиентом банка, даже не получил никаких уведомлений о произведенных 33 (!) операциях по снятию денежных средств со счета: неустановленные лица подключились к мобильному приложению клиента и, действуя удаленно, похитили его денежные средства. При этом клиент не получал СМС-сообщений или push-уведомлений с соответствующими паролями и, соответственно, никому их содержание не передавал.

Мы с доверителем стали выяснять, почему до этого момента ему всегда приходили СМС-сообщения или push-уведомления, когда на расчетный счет поступали деньги или когда он их тратил, а в ночь, когда произошло хищение, не пришло ни одного уведомления. Если бы банк своевременно известил клиента о том, что по его счету совершаются подозрительные операции, Ж. имел бы реальную возможность заблокировать их как в мобильном приложении, так и позвонив в банк. На подозрительность операций по счету указывало много признаков:

  • произведено большое количество операций за короткий промежуток времени (33 операции по снятию денежных средств со счета и одна по оплате покупок);
  • место производства операций отличается от места жительства клиента;
  • значительная сумма денежных средств, снятых со счета (явно отличающаяся от ежедневных или среднестатистических расходов клиента);
  • снятие денежных средств производилось крупными суммами (159 тыс. руб., 99 тыс. руб., 350 тыс. руб., 270 тыс. руб. и пр.), притом что у клиента была возможность однократного снятия денежных средств в большем объеме, без дробления на суммы, подобные указанным.

В ходе судебного разбирательства ответчик давал по существу дела противоречивые, непоследовательные и нелогичные пояснения.

Так, банк утверждал, что клиент имел возможность удостовериться в фактах совершения финансовых операций по его счету путем просмотра текущего состояния счета в банковском приложении на мобильном телефоне. Указанное ответчик именовал «уведомлением» клиента.

Позицию банка в данной части мы посчитали не только непоследовательной, но и противоречащей здравому смыслу.

Из словаря С.И. Ожегова следует, что под уведомлением понимается направление лицу каких-либо новостей, извещение лица о чем-либо.

На мой взгляд, в том что клиент по собственному усмотрению может открыть на мобильном устройстве банковское приложение и заметить, что по его счету совершены какие-либо операции, признаки «уведомления» отсутствуют, поскольку банк в данном случае не предпринял активных действий по информированию клиента. По логике ответчика, истец должен был догадаться, что ему в момент совершения хищения денежных средств со счета требуется зайти в приложение и обратить внимание на совершение операций по снятию денежных средств либо круглосуточно проверять состояние счета в приложении. Однако такое утверждение, очевидно, свидетельствует лишь о необоснованности позиции ответчика.

Кроме того, мы обратили внимание суда на положения закона, в частности ст. 854 ГК РФ, в соответствии с которой банк не вправе списывать денежные средства со счета без соответствующего распоряжения клиента. Вместе с тем в ходе судебного разбирательства нашел подтверждение факт незаконного перечисления денежных средств с одного счета клиента (счет для погашения кредита, т.е. кредитный счет) на текущий счет, с которого злоумышленники похитили денежные средства в отсутствие на то воли Ж., т.е. без прямого распоряжения клиента.

Также мы руководствовались правовой позицией Верховного Суда РФ, изложенной в Определении от 10 января 2017 г. № 4-КГ16-66, в соответствии с которой риск неправомерного списания денежных средств со счета клиента несет банк.

Читайте также
Адвокат добилась в ВС защиты прав клиента банка, на чье имя мошенники оформили кредит
Суд согласился, что заключение договора в результате мошеннических действий является неправомерным действием, посягающим на интересы лица, не подписывавшего его и являющегося третьим лицом, права которого нарушены заключением этого договора
01 февраля 2023 Новости

Особое значение в данном гражданском деле имел важный процессуальный вопрос – распределение бремени доказывания по таким категориям дел. Так, в соответствии с п. 28 Постановления Пленума ВС от 28 июня 2012 г. № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» при рассмотрении требований потребителей бремя доказывания обстоятельств, освобождающих от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательства, в том числе за причинение вреда, лежит на продавце (изготовителе, исполнителе, уполномоченной организации или уполномоченном индивидуальном предпринимателе, импортере) (п. 4 ст. 13, п. 5 ст. 14, п. 5 ст. 23.1, п. 6 ст. 28 Закона о защите прав потребителей, ст. 1098 ГК).

Таким образом, банк не смог доказать, что хищение денежных средств произошло не по его вине, в связи с чем суд с учетом всех обстоятельств дела пришел к правильному и справедливому решению об удовлетворении исковых требований.

Полагаю, что при защите прав и законных интересов доверителей по спорам с кредитными учреждениями прежде всего стоит обращать особое внимание на важные процессуальные аспекты, а именно определение предмета спора и распределение бремени доказывания обстоятельств, имеющих значение для дела. Ориентиром в вопросе стандарта доказывания в подобных спорах всегда выступают ключевые правовые позиции Верховного и Конституционного судов РФ. Кроме того, адвокатам, полагаю, также следует чаще использовать имеющиеся правовые механизмы получения доказательств путем направления адвокатских запросов.

Рассказать:
Другие мнения
Денисов Вячеслав
Денисов Вячеслав
Адвокат, член АП Новосибирской области
Очевидное – невероятное
Уголовное право и процесс
КС обратил внимание на причины необоснованного возвращения апелляционными судами уголовных дел в первую инстанцию
23 мая 2025
Шмелев Евгений
Шмелев Евгений
Адвокат, член АП г. Москвы, КА г. Москвы «Адвокаты на Дубровке»
Если штраф оплачен за пределами установленного срока…
Производство по делам об административных правонарушениях
Прекращение дела по ч. 1 ст. 20.25 КоАП в связи с малозначительностью деяния
22 мая 2025
Зарбабян Мартин
Зарбабян Мартин
Адвокат, член АП г. Москвы
Задача сложная, но возможная
Уголовное право и процесс
Судебная статистика показывает, что добиться реабилитации подзащитного в кассационной инстанции – реально
22 мая 2025
Гаспарян Нвер
Гаспарян Нвер
Вице-президент ФПА РФ, заместитель Председателя Комиссии ФПА по защите прав адвокатов
Скорость нужна, а поспешность вредна*
Уголовное право и процесс
О причине длительных сроков расследования уголовных дел и ознакомления с их материалами
20 мая 2025
Зорин Евгений
Зорин Евгений
Член АП Московской области, Коллегия адвокатов «Сед Лекс»
Правовые дефекты в сфере регулирования объектов интеллектуальной собственности обернулись для лицензиатов миллиардными убытками
Право интеллектуальной собственности
Применение мошеннических схем с использованием объектов интеллектуальной собственности
20 мая 2025
Горяев Тимур
Горяев Тимур
Адвокат, член АП Тюменской области, НО Тюменская межрегиональная коллегия адвокатов
Судебная практика подтверждает
Уголовное право и процесс
Единый подход Верховного Суда Российской Федерации при разрешении вопроса о конфискации предмета взятки исключительно в рамках уголовного судопроизводства
20 мая 2025
Яндекс.Метрика