×

За равную строгость оценки действий обоих родителей

При рассмотрении дел о похищении родителем своего ребенка важно учитывать обстоятельства
Макаров Сергей
Макаров Сергей
Советник ФПА РФ, адвокат АП Московской области, руководитель практики по семейным и наследственным делам МКА «ГРАД», медиатор, доцент Университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА), к.ю.н.

27 августа «АГ» опубликовала прекрасную, на мой взгляд, заметку Алексея Саранова «Похищение ребенка вторым родителем: “слабое звено” закона».

Читайте также
Похищение ребенка вторым родителем: «слабое звено» закона
Виной тому – незначительное наказание, не соответствующее социальной опасности деяния
27 августа 2020 Мнения

Автор справедливо обратил внимание на проблему ничтожно малой, а потому совершенно неэффективной ответственности родителя, проживающего отдельно от ребенка, за его похищение (в том числе за невыполнение обязанности вернуть ребенка родителю, с которым определено его место жительства в соответствии с решением суда о порядке общения с ребенком родителя, проживающего отдельно).

Алексей Саранов привел убедительные примеры, в том числе со ссылкой на международно-правовой компонент, способный существенно осложнить возвращение похищенного несовершеннолетнего.

Полностью поддерживая тезис о крайне несерьезной ответственности за похищение родителем собственного ребенка, хочу все же отметить целесообразность диверсификации возможных вариантов привлечения такого родителя к ответственности, чтобы можно было выбирать. В частности, возможно привлечение родителя-похитителя к уголовной ответственности по ст. 315 УК РФ, однако для этого необходимо наличие следующих условий:

  • во-первых, порядок общения отдельно проживающего родителя с ребенком должен быть определен судебным актом (решением или определением об утверждении мирового соглашения);
  • во-вторых, до привлечения к уголовной ответственности родитель уже привлекался к ответственности за административное правонарушение в соответствии с ч. 4 ст. 17.15 КоАП РФ.

Проблема в том, что, как только происходит похищение либо просто нарушение условий, установленных судебным актом, родитель, с которым определено место жительства ребенка, зачастую не считает нужным обращаться в правоохранительные органы, а подает заявление лишь тогда, когда похищение уже состоялось и стало очевидным.

Однако проблема, обозначенная Алексеем Сарановым, шире и глубже. В отличие от автора, не разделявшего ситуации по гендерному признаку, я вынужден затронуть этот аспект, поскольку в подавляющем большинстве случаев суды оставляют ребенка с матерью, и в положении родителя, проживающего отдельно от ребенка и стремящегося поддерживать общение с ним, оказывается отец.

Читайте также
Опасное бездействие
Благими намерениями отца оказался «вымощен» его путь… к лишению родительских прав
24 июля 2020 Мнения

Согласитесь, когда возникает крайняя ситуация и отец увозит ребенка, пряча его от матери, общество ополчается на отца. И лишь адвокаты, оказывающие таким отцам помощь, знают – и готовы рассказать обществу при наличии разрешения доверителя – предысторию такого деяния. А она в большинстве случаев весьма грустная: формально не запрещая отцу видеться с ребенком, мать сопровождает организацию встречи таким нагромождением условий, на соблюдении которых жестко настаивает, что фактически это превращается в запрет.

Причем иногда условия выглядят обоснованными (порой даже кажутся лишь заботой о здоровье ребенка), но из контекста становится понятно, что скорее всего это отговорки, направленные на воспрепятствование встречам ребенка с отцом.

В практике встречаются самые разные обстоятельства, в силу которых матери, с которыми проживают дети, запрещают им встречи с отдельно проживающими отцами, например:

  • запрет на встречу ребенка с нынешней (актуальной) женой его отца;
  • ребенка в семье отца кормят картофелем-фри;
  • отец садится на кровать детей в одежде, в которой ходит по улице;
  • по выходным дети занимаются в секциях (притом, что мать потом увезла детей в отпуск на два месяца);
  • встречаться можно только в городе, где проживают мать и дети, с категорическим запретом вывозить детей за его пределы;
  • именно в день встречи с отцом ребенка пригласил одноклассник на празднование дня рождения;
  • именно в день встречи с отцом бабушка по материнской линии взяла билеты в театр на детский спектакль.

Неудивительно, что отец, стиснутый рамками подобных условий, в какой-то момент, отчаявшись, действительно может забрать ребенка, чтобы общаться с ним без искусственно нагроможденных препятствий, которыми обставила их общение мать сверх условий, установленных решением суда.

И если мотивация отца, забирающего ребенка (прошу обратить внимание – в данном случае я намеренно не использую термин «похищающего»), именно такова, эти обстоятельства обязательно нужно учитывать при рассмотрении соответствующих дел в порядке гражданского, уголовного или административного судопроизводства.

В заключение отмечу, что наличие решения суда, по которому место жительства ребенка определяется с одним родителем, а другой становится «проживающим отдельно», не отменяет равенства прав обоих родителей в отношении общих детей. Следовательно, требования к родителям должны быть равными, и критическая оценка поведения каждого из них также должна быть объективной на одинаковых паритетных началах. То есть при рассмотрении соответствующих споров должно оцениваться поведение обоих родителей.

Рассказать:
Другие мнения
Замалаев Павел
Замалаев Павел
Управляющий партнер юридической компании «Замалаев, Стороженко и партнеры», арбитражный управляющий
Арбитражный управляющий в поиске цифровых активов должника
Арбитражный процесс
Практические вопросы, которые остаются открытыми
26 апреля 2024
Иванков Никита
Иванков Никита
Адвокат АП Новосибирской области, КА «Бойко и партнеры» (г. Новосибирск)
Негативные последствия продажи доли в уставном капитале ООО
Корпоративное право
В каких случаях добровольная ликвидация общества целесообразнее
24 апреля 2024
Авясов Максим
Авясов Максим
Адвокат АП Самарской области
Нюансы апелляционного обжалования итогового решения суда
Уголовное право и процесс
ВС указал ошибки, допущенные судами первой и кассационной инстанций по уголовному делу
23 апреля 2024
Саркисян Артем
Саркисян Артем
Адвокат АП г. Москвы, старший юрист АБ «Забейда и партнеры»
Минимизировать абсолютизацию судейского усмотрения
Уголовное право и процесс
Институт дискреционных полномочий судей нуждается в серьезной модернизации
23 апреля 2024
Чекотков Артем
Чекотков Артем
Адвокат МКА «Князев и партнеры», к.ю.н., доцент кафедры уголовного процесса, правосудия и прокурорского надзора юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова
Исключение, которое становится правилом
Уголовное право и процесс
Изменение территориальной подсудности уголовного дела должно приниматься только в исключительных случаях
23 апреля 2024
Ушакевич Виктор
Ушакевич Виктор
Адвокат АП Санкт-Петербурга, партнер АБ Санкт-Петербурга «Q&A»
Указать совокупность обстоятельств
Уголовное право и процесс
Практические вопросы изменения территориальной подсудности по принципу проживания большинства участников уголовного судопроизводства
23 апреля 2024
Яндекс.Метрика