Петрозаводский городской суд Республики Карелия не допустил адвоката АП Санкт-Петербурга Яну Григуць к участию в судебном заседании из-за отсутствия справки, содержащей отрицательные результаты тестирования на COVID-19.
Суд потребовал справку о здоровье, выданную за два дня до заседания
10 июня адвокат Яна Григуць прибыла для участия в судебном заседании в Петрозаводском городском суде Республики Карелия. Однако, так как у нее не было справки, содержащей отрицательные результаты обследования на предмет наличия новой коронавирусной инфекции, полученной не более чем за два дня до прибытия в республику, судебный пристав не допустил адвоката в здание суда. Свои действия он обосновал распоряжением председателя Петрозаводского городского суда Республики Карелия Андрея Злобина.
Не согласившись с действиями судебного пристава, Яна Григуць позвонила в приемную председателя суда и потребовала разрешить ей войти в здание суда для осуществления профессиональной деятельности по оказанию юридической помощи истцу в ходе судебного заседания по гражданскому делу. После этого на пост судебных приставов кто-то позвонил и сообщил о том, что адвокату нельзя войти в здание суда.
Далее Яна Григуць позвонила в зал председательствующего по делу и попросила отложить судебное заседание на другой день, однако судья сделать это отказалась. Суд рассмотрел гражданское дело по существу (в том числе допросил свидетелей, а также получил объяснения от истца), объявил об окончании рассмотрения дела и назначил на 16 июня судебные прения.
Ответы на обращения
В связи с этим адвокат обратилась в АП Санкт-Петербурга, АП Республики Карелия и Петрозаводский городской суд Республики Карелия, ответы которых имеются у «АГ».
Председатель Петрозаводского городского суда Республики Карелия Андрей Злобин отметил, что во исполнение требований, предусмотренных постановлениями Главного государственного санитарного врача РФ, распоряжением главы Республики Карелия от 12 марта № 127-р «О введении с 12 марта 2020 года на территории Республики Карелия режима повышенной готовности», с учетом эпидемиологической обстановки в регионе, в целях предупреждения распространения коронавируса в здании и на территории суда введен особый порядок доступа и посещения суда. Согласно данному порядку возможность посещения суда лицами, прибывшими в республику из других регионов для участия в судебном заседании, предусмотрена исключительно при наличии отрицательных результатов обследования на коронавирус, полученных не более чем за два дня до прибытия на территорию республики.
Данные требования, предъявляемые к порядку посещения суда, находятся в открытом доступе на сайте суда, что не исключало возможности, исходя из сложившейся ситуации по эпидемиологической обстановке в Республике Карелия, ознакомиться с ними заблаговременно, заметил Андрей Злобин. «Поскольку, прибыв из другого региона, Вы не предоставили результаты обследования на новую коронавирусную инфекцию (COVID-19), оснований для пропуска Вас в судебное заседание 11 июня 2020 г. не имелось», – подчеркивалось в ответе.
Комиссия по защите профессиональных прав адвокатов АП Санкт-Петербурга в своем заключении отметила, что 28 мая Минюст России опубликовал сообщение, в котором указал, что направил в адрес руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Федерации письмо об обеспечении беспрепятственного передвижения адвокатов, прибывших из других субъектов РФ в целях исполнения профессиональных обязанностей по оказанию квалифицированной юридической помощи, по предъявлении ими адвокатских удостоверений.
«Минюстом России также направлено обращение руководителю Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека – Главному государственному санитарному врачу Российской Федерации А.Ю. Поповой с просьбой направить в субъекты Российской Федерации разъяснения Роспотребнадзора о нераспространении ограничений, связанных с передвижением по территории Российской Федерации, на адвокатов, осуществляющих свою профессиональную деятельность, при предъявлении ими удостоверений», – подчеркивало ведомство.
Комиссия указала, что в соответствии с п. 1 ст. 18 Закона об адвокатуре вмешательство в адвокатскую деятельность, осуществляемую в соответствии с законодательством, либо препятствование этой деятельности каким бы то ни было образом запрещаются. Согласно п. 5 ст. 9 Закона адвокат вправе осуществлять адвокатскую деятельность на всей территории России без какого-либо дополнительного разрешения. В п. 3 ст. 15 Закона удостоверение подтверждает право беспрепятственного доступа адвоката в здания районных судов в связи с осуществлением профессиональной деятельности.
Комиссия отметила, что недопуск Яны Григуць из-за отсутствия справки является нарушением ее профессиональных прав, а также нарушением права истца на получение квалифицированной юридической помощи, гарантированного ст. 48 Конституции РФ. Также в заключении указано, что п. 7.3 распоряжения главы Республики Карелия от 12 марта № 127-р содержит признаки нормативного правого акта, не соответствующего нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу (в частности, Закону об адвокатуре).
Таким образом, Комиссия по защите прав адвокатов АП СПб решила направить в Управление Минюста РФ по Республике Карелия, главе Республики Карелия, в Верховный Суд РК и в Петрозаводский городской суд обращения с просьбой обеспечить доступ адвокатов, прибывающих на территорию Республики из других субъектов РФ, в здания судов в соответствии с положениями Закона об адвокатуре без истребования дополнительных документов. Также было решено направить в Совет АП Республики Карелия обращение с просьбой оказать содействие в защите профессиональных прав адвоката.
22 июня Совет АП РК также попросил председателя ВС РК Анатолия Накваса, председателя Петрозаводского городского суда Республики Карелия Андрея Злобина, начальника Управления Минюста по Республике Карелия Дениса Горшкова и врио руководителя Управления Роспотребнадзора по Республике Карелия Людмилу Котович обеспечить право беспрепятственного доступа адвокатов в здания судов на территории Республики в связи с осуществлением профессиональной деятельности при предъявлении адвокатского удостоверения. Также Совет попросил не распространять на адвокатов, прибывших в служебную командировку на территорию республики из других субъектов России, а также на адвокатов АП Республики Карелия, вернувшихся из служебных командировок, требование иметь при себе отрицательные результаты обследования на коронавирус.
Позиция карельского Верховного Суда
26 июня Верховный Суд РК ответил на обращение Совета АП Республики Карелия (письмо имеется у «АГ»). В ответе указано, что в настоящее время п. 7.3 распоряжения главы Республики Карелия является действующим, каких-либо изменений, дополнений, касающихся передвижения по территории России адвокатов, в указанное распоряжение, в том числе после направления Минюстом информационного письма от 28 мая об обеспечении возможности беспрепятственного передвижения адвокатов, прибывших из других субъектов РФ в целях исполнения ими профессиональных обязанностей по оказанию квалифицированной юридической помощи, внесено не было.
Отмечается, что адвокатам обеспечено право беспрепятственного доступа в здания судов на территории Республики Карелия при предъявлении ими адвокатского удостоверения, при условии соблюдения установленных с учетом санитарно-эпидемиологической ситуации требований, предусмотренных постановлениями Главного государственного санитарного врача РФ и условиями режима повышенной готовности, введенного на территории республики.
На просьбу Совета АП РК о нераспространении на адвокатов, прибывших в служебную командировку в Карелию из других субъектов России, а также на адвокатов АП РК, вернувшихся из служебных командировок, требования иметь при себе отрицательные результаты обследования на коронавирус ВС РК ответил, что направил обращение по этому поводу главе республики.
Главное – не навредить доверителю
В комментарии «АГ» Яна Григуць рассказала, что такую позицию занял исключительно Петрозаводский городской суд. «Верховный Суд республики, несмотря на размещенные на сайте ограничения, допускал меня для участия в судебных заседаниях при предъявлении только удостоверения», – указала она.
На вопрос о том, может ли недопуск быть связан с гражданским делом, в котором она представляет интересы истца, адвокат ответила отрицательно. «Решение по гражданскому делу о возмещении морального вреда, причиненного незаконным уголовным преследованием. Несмотря на частичное удовлетворение, мы намерены его обжаловать в связи с нарушением судом первой инстанции материальных и процессуальных норм права», – заметила Яна Григуць. Она пояснила также, что в связи с активным подключением к защите нарушенных прав адвокатской корпорации не обжаловала действия судьи.
Председатель Комиссии по защите профессиональных прав адвокатов АП Санкт-Петербурга Сергей Краузе предположил, что данная ситуация возникла из-за «обычной бюрократической проволочки». «Работники суда действуют вопреки здравому смыслу, причисляя адвокатов чуть ли не к категории туристов. Разумеется, что адвокат приезжает, чтобы выполнять свою работу, и предоставить справку об отсутствии заболевания ему практически невозможно, так как ее получение связано с прохождением тестирования», – указал он.
По мнению Сергея Краузе, странными представляются два обстоятельства. «Первое – отказ судьи в отложении разбирательства, при том, что она знала о факте недопуска представителя в здание суда. Второе – это то, что спустя несколько дней в здание ВС РК для участия в процессе нашу коллегу пропустили. При таком условии поведение работников нижестоящего суда представляется тем более некорректным. Надеюсь, что виновные должностные лица понесут наказание за воспрепятствование деятельности петербургского адвоката», – резюмировал председатель Комиссии по защите профессиональных прав адвокатов АП Санкт-Петербурга.
Президент АП Республики Карелия Андрей Закатов рассказал, что аналогичная ситуация произошла с другим коллегой из Санкт-Петербурга, который приехал к той же судье. Другие же суды пропускают приезжих адвокатов без справки. «Настораживает тот факт, что кого-то пропускают, а кого-то нет», – отметил он.
Андрей Закатов рассказал также, что сам выезжал за пределы республики и делал тест. «По моему опыту, результаты готовятся три-четыре дня. То есть получается, что результаты уже просрочены на момент выдачи справки. При этом в других регионах от меня ничего, кроме удостоверения, не требовали», – заметил президент АП РК.
Вице-президент ФПА РФ Геннадий Шаров вспомнил известную фразу «формально правильно, а по сути – издевательство». «Действительно, Минюст России в своем заявлении обращал внимание высших должностных лиц субъектов РФ на то, что возможность свободного передвижения адвокатов по всей территории Российской Федерации позволит обеспечить конституционные гарантии получения квалифицированной юридической помощи. Как мы видим, не везде оно сработало в полной мере. Поэтому предлагаю коллегам не забывать, что свои права они отстаивают не столько для себя, сколько на пользу представляемого истца. В данной ситуации, может быть, истцу было бы полезнее, чтобы адвокат выполнил требование суда и представил эту справку, тем более что сдать анализ на коронавирус и получить такую справку легко и быстро можно и в Петрозаводске, и Санкт-Петербурге», – посчитал вице-президент ФПА.