Правительство внесло в Госдуму законопроект № 909076-8, предусматривающий изменения в ст. 187 «Неправомерный оборот средств платежей» УК РФ, направленные на совершенствование правовых механизмов противодействия преступлениям, совершаемым с использованием информационно-коммуникационных технологий, в том числе электронных средств платежей и доступа к ним, которые применяются для оборота денежных средств, полученных преступным путем.
Как следует из пояснительной записки, в 2024 г. зарегистрировано более 485 тыс. преступлений рассматриваемого вида, предусмотренных ст. 158, 159, 159.3, 159.6 УК РФ. Согласно сведениям ЦБ в том же году объем операций без добровольного согласия клиентов увеличился по сравнению с 2023 г. на 74,4% и составил 119 млн на общую сумму 27,5 млрд руб. «Совершению такой противоправной деятельности способствует вовлечение в преступную цепочку держателей ЭСП, открывающих платежные карты, электронные кошельки и счета на свое имя с целью их дальнейшей передачи или предоставления доступа к ним за денежное вознаграждение третьим лицам либо для неправомерного осуществления операции по приему, переводу денежных средств, выдаче и (или) получению наличных денежных средств», − полагают авторы поправок.
По их мнению, фактически в РФ функционирует «серый» рынок сбыта ЭСП и доступа к ним, позволяющий злоумышленникам выводить похищенные у россиян денежные средства. В условиях введения ограничений по использованию ЭСП возросла и их стоимость, в зависимости от банка, платежной системы и иных аспектов стоимость услуг держателя ЭСП стала варьироваться от 15 тыс. до 30 тыс. руб., средние сроки использования оформленных на них различных электронных средств платежей составляют от двух до пяти дней. В рамках расследования преступлений, совершенных с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, сотрудниками ОВД изымаются значительное количество ЭСП, которые передавались их держателями иному лицу. Помимо вышеуказанной практики купли-продажи ЭСП и доступа к ним также распространены услуги по обналичиванию преступных доходов лицами, не причастными к совершению преступлений, в результате которых такие доходы извлекаются.
Российское законодательство не содержит прямого запрета на такую деятельность, а отсутствие у держателей ЭСП умысла на хищение имущества не позволяет привлекать их к уголовной ответственности в рамках уголовно-правовых запретов на хищения. «Передача ЭСП, предоставление к ним доступа, позволяющего их использование для обналичивания денежных средств, а также перевода денежных средств иным лицам, является средством вывода похищенных денег и применяется злоумышленниками в качестве метода анонимизации преступной деятельности. Сокрытие преступлений, вывод наличных денежных средств, легализация преступных доходов без действий держателя ЭСП невозможны, в связи с чем такой вид деятельности является общественно опасным», − отмечено в пояснительной записке.
В связи с этим предложено дополнить ст. 187 УК четырьмя новыми частями. Так, согласно проектируемой ч. 3 передача из корыстной заинтересованности клиентом оператора по переводу денежных средств предоставленного ему оператором электронного средства платежа или доступа к нему другому лицу для осуществления таким лицом неправомерных операций будет наказываться штрафом в размере от 100 тыс. до 300 тыс. руб. или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период от трех месяцев до одного года, либо обязательными работами на срок до 480 часов или исправительными работами на срок до двух лет, либо ограничением свободы на тот же срок или принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок. Часть 4 предусматривает аналогичное наказание за осуществление из корыстной заинтересованности клиентом оператора по переводу денежных средств неправомерных операций с использованием ЭСП, предоставленного ему оператором, по указанию другого лица или в его интересах (при отсутствии признаков преступления, предусмотренного ст. 172 УК).
В свою очередь, ч. 5 предполагает, что приобретение либо передачу из корыстной заинтересованности ЭСП или доступа к нему, совершенные лицом, не являющимся клиентом оператора по переводу денежных средств, для совершения неправомерных операций либо приобретение таким лицом электронного средства платежа или доступа к нему для последующей их передачи из корыстной заинтересованности предложено наказывать штрафом в размере от 300 тыс. руб. до 1 млн руб. или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере от 100 тыс. до 500 тыс. руб. или в размере зарплаты либо иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет либо без такового. Часть 6 ст. 187 УК предусматривает такое же наказание за неправомерные операции с использованием ЭСП, совершенные лицом, не являющимся клиентом оператора по переводу денежных средств (при отсутствии признаков преступления, предусмотренного ст. 172 УК).
Кроме того, ст. 187 УК РФ предложено дополнить примечаниями, раскрывающими понятия «электронное средство», «электронное средство платежа» и «неправомерная операция». Так, под электронным средством предложено понимать средство или способ, позволяющие поручить оператору по переводу денежных средств осуществление приема, выдачи, перевода денежных средств, не предусмотренное российским законодательством, либо средство, эмитированное (предоставленное) с использованием недостоверных сведений. Под электронным средством платежа проект предлагает понимать эмитированное в соответствии с законодательством РФ средство или способ, позволяющие клиенту оператора по переводу денежных средств составлять, удостоверять и передавать распоряжения в целях осуществления денежного перевода в рамках применяемых форм безналичных расчетов с использованием информационно-коммуникационных технологий, электронных носителей информации, в том числе платежных карт, а также иных технических устройств. К неправомерным операциям предлагается отнести совершенные с использованием ЭСП денежный перевод, выдачу или получение со счета наличных денежных средств, которые зачислены на банковский счет клиента оператора по переводу денежных средств без предусмотренных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований.
Кроме того, предусматривается, что лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное ч. 3 или 4 ст. 187 УК, будет освобождено от уголовной ответственности, если оно активно способствует его раскрытию или расследованию и добровольно сообщило о лицах, совершивших другие преступления с использованием предоставленного ему ЭСП.
Советник уголовно-правовой практики АБ «Соколов, Трусов и партнеры» Мария Бакакина заметила, что деятельность «дропперов», а также значительный рост их числа представляют угрозу экономической стабильности общества и государства, поэтому стремление государства привлечь их к уголовной ответственности представляется обоснованным. «На текущий момент сформировалась практика привлечения “дропперов” по ст. 159 УК как соучастников мошенничества либо по ст. 187 УК. Основная сложность для обоих составов преступления заключается в установлении наличия или отсутствия у привлекаемого лица такого элемента состава преступления, как субъективная сторона. Деяния, предусмотренные ст. 159 и 187 УК, совершаются исключительно умышленно, т.е. когда лицо осознает общественную опасность своих действий или бездействия, предвидит возможность или неизбежность наступления общественно опасных последствий и желает их наступления», − пояснила она.
По словам эксперта, зачастую среднестатистический «дроппер» является студентом, мигрантом или подростком, который откликнулся на объявление о легком, а главное – легальном заработке, получив за свои услуги от 5 тыс. до 10 тыс. руб. «Их редко посвящают в вопросы дальнейшего использования приобретенного банковского продукта: “дроповоды” – как правило, обладающие хорошими психологическими навыками и опытом совершения мошенничества, – рассказывают заранее подготовленную легенду о том, что банковская карта будет необходима для торговли на бирже, арбитража, вывода выигрыша из интернет-казино или для использования лицом, находящимся в процедуре банкротства», − заметила Мария Бакакина.
Заместитель председателя КА «Нянькин и партнеры» Алексей Нянькин полагает, что уголовно-правовое регулирование ответственности «дропперов» давно назрело и удивительно, что законодатель допустил столь длительное созерцание проблем правоприменителя в попытках квалификации действий лиц, фактически пособничавших мошенникам и иным нарушителям уголовного закона, использующим электронные средства платежей в своих корыстных целях. «В целом предложенный законопроект отвечает потребностям сферы экономической и общественной безопасности, поскольку конкретизирует виновные действия “дропперов”, связывая их в большей степени с корыстными мотивами, отграничивая их деяние от квалификации по нормам, предусматривающим ответственность за хищение ст. 158−160 УК РФ, что позволит шире дифференцировать уголовную ответственность и уголовное наказание. Если в настоящее время квалификация действий при неправомерном предоставлении доступа к электронным средствам платежей, как правило, затрагивает применение ч. 1 и 2 ст. 187 УК РФ, а это, к слову, − тяжкое преступление, то введение новой редакции этой нормы уголовного закона позволит как добиться переквалификации действий обвиняемых на менее тяжкую, а в некоторых случаях − применять примечание 4 об освобождении от уголовной ответственности», − счел он.
Адвокат Московской городской юридической консультации Валентин Платонов заметил, что с учетом высокого количества случаев дистанционного мошенничества, а также значительного ущерба, причиняемого ими россиянам, актуальным является вопрос противодействия такому явлению. «Одной из мер противодействия этим деяниям является введение уголовной ответственности за действия, которые способствуют их совершению. В России достаточно часто люди добровольно продают, передают собственные банковские карты другим лицам, которые в дальнейшем их используют для получения преступного дохода. Следует положительно оценить поправки в ст. 187 УК РФ, предусматривающие уголовную ответственность за передачу, приобретение, использование электронного средства платежа или предоставление доступа к нему, а также совершение операций с денежными средствами на банковском счете, если такие действия осуществлены без законных оснований. Вместе с тем в ряде случаев лицо может быть освобождено от уголовной ответственности. Такие изменения в законодательство должны способствовать более внимательному и бережному отношению к электронным средствам платежей со стороны граждан, что позволит сократить число электронных средств, которые используются для хищения денежных средств. Положительными следует признать и законодательные определения понятий “электронное средство” и “электронное средство платежа”, которые позволят сформировать единообразный подход в правоприменительной практике», − полагает он.