×

Законопроект о криминализации уклонения от уплаты антидемпинговых пошлин внесен в Госдуму

Изменения в ст. 194 УК, содержащиеся в законопроекте, исходят из возможности исчисления крупного или особо крупного размера неуплаченных таможенных платежей, пошлин как отдельно, так и в совокупности
Ранее один из адвокатов отмечал, что принятие поправок позволит формально восполнить пробел в УК, но не приведет на практике к каким-либо заметным позитивным последствиям. Второй указывал, что попытка криминализировать деяния по неуплате специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин является свидетельством неэффективного использования тех инструментариев, которые уже есть у таможенных и иных контролирующих органов.

В Госдуму внесен законопроект № 1112250-7, которым предлагается распространить действие ст. 194 «Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица» УК РФ и на специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины.

Согласно пояснительной записке, по состоянию на 1 мая 2020 г. таможенными органами учитывалось 288 фактов непогашенной задолженности по уплате пошлин на общую сумму 152 млн руб. у 122 участников внешнеэкономической деятельности. По состоянию на 1 января 2021 г. в таможенных органах учитывается 514 фактов задолженности по пошлинам на общую сумму 384 млн руб. у 96 участников внешнеэкономической деятельности. Однако в настоящее время в законодательстве РФ отсутствуют положения, которые бы предусматривали ответственность за уклонение от уплаты пошлин.

В частности, подчеркивается в пояснительной записке, ст. 194 УК предусматривает ответственность за совершенное в крупном или особо крупном размере уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации и физического лица, в связи с чем не может быть применена к аналогичным деяниям, совершаемым в отношении пошлин, которые не относятся к таможенным платежам и уплачиваются помимо них в отношении ввозимых товаров.

Указывается, что изменения в ст. 194 УК, содержащиеся в законопроекте, исходят из возможности исчисления крупного или особо крупного размера неуплаченных таможенных платежей, пошлин как отдельно (в случае, если крупный или особо крупный размер уклонения, установленный ст. 194 УК, будет выявлен только по одному из указанных видов платежей), так и в совокупности (в случае, если общая сумма уклонения от уплаты таможенных платежей, пошлин будет равна или превысит крупный или особо крупный размер, установленный ст. 194 УК).

Ранее, комментируя «АГ» проект на стадии его подготовки Минфином в ноябре 2019 г., управляющий партнер АБ «ЕМПП», адвокат Сергей Егоров отмечал, что уклонение от уплаты антидемпинговых, компенсационных и иных специальных пошлин в крупном размере по степени общественной опасности сопоставимо с уклонением от уплаты таможенных пошлин. «В этом смысле не видно негативных последствий в случае принятия предлагаемого законопроекта и криминализации данных нарушений», – посчитал он. Сергей Егоров полагает, что в масштабах таможенных оборотов сумма задолженности по уплате антидемпинговых пошлин и пеням представляется незначительной, поэтому принятие проекта позволит формально восполнить пробел в УК, но не приведет на практике к каким-либо заметным позитивным последствиям.

Адвокат КА «Свердловская областная гильдия адвокатов», партнер юридической фирмы INTELLECT Дмитрий Загайнов указывал, что специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины выполняют регулятивную функцию и применяются не ко всем лицам, перемещающим товар через таможенную границу, соответственно, не носят массовый характер. Он посчитал, что попытка криминализировать деяния по неуплате специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин является свидетельством неэффективного использования тех инструментариев, которые уже есть у таможенных и иных контролирующих органов

Рассказать:
Яндекс.Метрика