×

Что немцу понятно, русскому лучше записать

21 марта состоялся круглый стол «Профессиональная этика адвоката» с участием адвокатов России и Германии
Материал выпуска № 7 (144) 1-15 апреля 2013 года.

ЧТО НЕМЦУ ПОНЯТНО, РУССКОМУ ЛУЧШЕ ЗАПИСАТЬ

21 марта состоялся круглый стол «Профессиональная этика адвоката» с участием адвокатов России и Германии

Берлин

Круглый стол «Профессиональная этика адвоката» был организован в Берлине Германским фондом международного сотрудничества и Федеральными палатами адвокатов России и Германии.

Участников приветствовали вице-президент ФПА Германии Экхарт Шеффер и президент ФПА России Евгений Семеняко.

Выступавшие сошлись во мнении, что у немецких и российских адвокатов много общих задач, в том числе и в плане осмысления вопросов профессиональной этики. Идея сообща обсудить эти вопросы получила поддержку в обеих корпорациях, что, в конечном счете, позволило их представителям собраться за одним столом.

С докладами о тенденциях в сфере действия этических и профессиональных правил в национальных юрисдикциях выступили председатель комиссии ФПА ФРГ по вопросам профессиональных правил Отмар Кури и первый вице-президент ФПА РФ Юрий Пилипенко.

В ходе состоявшейся затем дискуссии выяснилось, что немецкие адвокаты солидарны со своими российскими коллегами в том, что право не должно являться товаром и адвокатская деятельность базируется, прежде всего, на социально-защитительной миссии адвокатуры. Обе корпорации привержены принципам независимости адвокатуры, безусловного соблюдения адвокатской тайны, запрета на представительство в случае конфликта интересов, индивидуальной ответственности за отступления от правил профессионального поведения.

В то же время в вопросах применения правил дисциплинарной ответственности в адвокатурах России и Германии имеются существенные различия. В ФРГ нет отдельного акта, регулирующего правила профессиональной этики. Однако действующее законодательство об адвокатуре и адвокатской деятельности достаточно жестко регулирует данную сферу. Отступление от какой-либо нормы закона влечет дисциплинарное разбирательство в органах корпоративного самоуправления, а в случае возбуждения уголовного дела в отношении адвоката его профессиональная деятельность приостанавливается.

Как подчеркнул господин Э. Шеффер, немецкие адвокаты четко осознают рамки своих свобод. В корпорации достаточно развито чувство ответственности за свою профессию. Это понимание основывается не только на положениях писаного права, но и на тех этических традициях, которые существуют в немецкой адвокатуре.

Российские коллеги, напротив, вынуждены были констатировать, что в адвокатском сообществе России пока не выработано единых представлений о нормах профессионального поведения, имеются серьезные расхождения в дисциплинарной практике палат, что заставляет органы корпоративного самоуправления уделять особое внимание регламентации правил адвокатской профессии.

Российские и немецкие коллеги были едины в оценке некоторых ситуаций неэтичного поведения адвоката, являющихся предметом дискуссии в адвокатском сообществе России. И та, и другая сторона полагают, что ни при каких обстоятельствах адвокат не вправе предавать или компрометировать своего клиента в глазах общественности, использовать профессиональные преимущества в личных, а тем более – в преступных целях, порочить звание защитника непристойным поведением в публичных местах.

Корр. «АГ»


Яндекс.Метрика