×

Обязательное и желательное

В США адвокат несет дисциплинарную ответственность только за проступки, которые непосредственно указывают на его непригодность к выполнению профессиональных обязанностей
Материал выпуска № 7 (144) 1-15 апреля 2013 года.

ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ И ЖЕЛАТЕЛЬНОЕ

В США адвокат несет дисциплинарную ответственность только за проступки, которые непосредственно указывают на его непригодность к выполнению профессиональных обязанностей

ГлинкаТиповые правила профессиональной этики Американской ассоциации юристов (ТППЭ ААЮ) не ограничивают американских адвокатов рамками профессиональной деятельности – как и у нас, адвокат в Штатах является адвокатом 24 часа в сутки и обязан вести себя соответственно, – но дисциплинарная ответственность возникает только за поведение, которое свидетельствует или о его нечестности, или о его некомпетентности.

В связи с оживлeнной полемикой относительно пределов дисциплинарной ответственности адвокатов в последнем номере «АГ» (№ 6, 15–31 марта) появился обзор зарубежного опыта по данному основополагающему вопросу. В этом сравнительном исследовании Международный отдел ФПА РФ, безусловно, проделал огромную и крайне ценную просветительскую работу.

Изучив материалы по 15 странам, автор исследования разделяет их на три категории, основываясь на ответственности за «действия адвоката в профессиональной, публичной и частной сферах» , и делает категорический вывод: «результаты этого исследования свидетельствуют о том, что, согласно зарубежному опыту, действие правил адвокатской этики не ограничивается рамками профессиональной сферы».

Такой вывод в отношении других стран я не могу прокомментировать, однако в отношении Типовых правил профессиональной этики Американской ассоциации юристов (ТППЭ ААЮ), как мне представляется, требуются разъяснения.

ТППЭ и основанные на них кодексы полагаются, в первую очередь, не на разделение действий на профессиональные, публичные и частные, а на обязательные, желательные и дозволительные положения. Это разделение отражается в используемых в кодексе вспомогательных глаголах — shall (должен), should (следует), may (может). Дисциплинарная ответственность в Штатах наступает только в случаях нарушения обязательного (shall) правила .

Разумеется, адвокат должен всегда и везде поддерживать высокое звание нашей славной профессии. Но дисциплинарную ответственность он несет только за проступки, которые свидетельствуют о его нечестности или некомпетентности. Основная цель мер дисциплинарного воздействия — защитить доверителя от недобросовестного выполнения адвокатом своего поручения.

Следовательно, как правильно заметил автор обзора, по ТППЭ, «хотя адвокат лично находится в сфере действия всего уголовного права, профессионально он отвечает только за те правонарушения, которые указывают на отсутствие у него способностей, необходимых для ведения юридической практики. Сюда относятся такие правонарушения, как насилие, обман или мошенничество, нарушение доверительным собственником своих обязанностей, серьезное вмешательство в отправление правосудия» . Дисциплинарное производство не должно дублировать уголовное право, ст. 152 ГК РФ или другие законы.

Поэтому, наверное, будет не совсем правильно безоговорочно утверждать, что «действие правил адвокатской этики не ограничивается рамками профессиональной сферы» в кодексах этики США. Проводя разграничение между тем, что адвокат должен или не должен делать, и тем, что ему следует или не следует делать, ТППЭ возлагает на адвоката дисциплинарную ответственность и наказывает его только за проступки, которые непосредственно указывают на его непригодность к выполнению своих профессиональных обязанностей.

Глеб ГЛИНКА,
 J.D., адвокат АПМО и Штата Вермонт (США),
 управляющий партнер Московского офиса АБ «Глинка, Герасимов и Партнёры»


Яндекс.Метрика