×

Право знать или право не знать?

К вопросу о секспросвете в российских школах
Материал выпуска № 15 (152) 1-15 августа 2013 года.

ПРАВО ЗНАТЬ ИЛИ ПРАВО НЕ ЗНАТЬ?

К вопросу о секспросвете в российских школах

МальчиковаВ начале мая этого года к нам в организацию обратился родитель, обеспокоенный тем, что с 1 сентября 2013 г. в российских школах могут начаться уроки сексуального просвещения. Вопрос родителя состоял в том, как он может обезопасить своего ребенка от подобных инициатив.

7 мая 2013 г. Россия ратифицировала Конвенцию Совета Европы о защите детей от сексуальной эксплуатации и сексуального насилия от 25 октября 2007 г.

В ст. 6 Конвенции «Просвещение детей» указано: «Каждая Сторона принимает необходимые законодательные или иные меры, направленные на обеспечение включения в программы начального и среднего школьного образования информации для детей об опасностях, связанных с сексуальной эксплуатацией и сексуальным насилием, а также информации о способах защиты себя, адаптированной к их развивающимся способностям. Такая информация, предоставляемая, при необходимости, во взаимодействии с родителями, дается в более широком контексте полового воспитания, и в ней особое внимание уделяется ситуациям повышенной опасности, в особенности связанным с использованием новых информационных и коммуникационных технологий».

Данная статья Конвенции не содержит обязательных к исполнению норм, устанавливающих стандарты преподавания предмета «сексуальное просвещение». Предполагается, что каждая страна, ратифицировавшая Конвенцию, самостоятельно вырабатывает стандарт по данному предмету.

Полномочия школ
В России базовым документом, регулирующим отношения в сфере образования и образовательных программ, является Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», вступающий в силу 1 сентября 2013 г. (далее – Закон № 283-ФЗ).

Согласно ст. 11 Закона № 273-ФЗ образовательную деятельность в нашей стране регламентируют в том числе Федеральные образовательные стандарты (ФГОС) первого поколения (2010 г.).

В настоящее время к ФГОС основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897, относятся следующие обязательные предметные области и учебные предметы:

– филология (русский язык, родной язык, литература, родная литература, иностранный язык, второй иностранный язык);

– общественно-научные предметы (история России, всеобщая история, обществознание, география);

– математика и информатика (математика, алгебра, геометрия, информатика);

– основы духовно-нравственной культуры народов России;

– естественно-научные предметы (физика, биология, химия);

– искусство (изобразительное искусство, музыка);

– технология (технология);

– физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности (физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности).

На сегодняшний день предмет «сексуальное просвещение» не внесен в перечень обязательных предметов, поэтому он может быть только дополнительным.

В п. 4 ст. 75 Закона № 273-ФЗ указано: «Содержание дополнительных общеразвивающих программ и сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность. Содержание дополнительных предпрофессиональных программ определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральными государственными требованиями».

Следовательно, каждое общеобразовательное учреждение вправе самостоятельно выбирать дополнительные общеобразовательные программы, которые на практике и отличают школы друг от друга, а также становятся значимым фактором при выборе родителями учебного заведения для ребенка. Иными словами, окончательное решение остается за школой.

Права родителей
В соответствии с положениями Закона № 273-ФЗ родители обучающихся имеют следующие права (п. 3 ст. 43):

«1) выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) формы получения образования и формы обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, язык, языки образования, факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность;

2) дать ребенку дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее образование в семье. Ребенок, получающий образование в семье, по решению его родителей (законных представителей) с учетом его мнения на любом этапе обучения вправе продолжить образование в образовательной организации;

3) знакомиться с уставом организации, осуществляющей образовательную деятельность, лицензией на осуществление образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации, с учебно-программной документацией и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности;

4) знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, а также с оценками успеваемости своих детей;

5) защищать права и законные интересы обучающихся;

6) получать информацию о всех видах планируемых обследований (психологических, психолого-педагогических) обучающихся, давать согласие на проведение таких обследований или участие в таких обследованиях, отказаться от их проведения или участия в них, получать информацию о результатах проведенных обследований обучающихся;

7) принимать участие в управлении организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в форме, определяемой уставом этой организации;

8) присутствовать при обследовании детей психолого-медико-педагогической комиссией, обсуждении результатов обследования и рекомендаций, полученных по результатам обследования, высказывать свое мнение относительно предлагаемых условий для организации обучения и воспитания детей».

В ст. 45 Закона № 273-ФЗ предусмотрена защита прав обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся:

«В целях защиты своих прав обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся самостоятельно или через своих представителей вправе:

1) направлять в органы управления организацией, осуществляющей образовательную деятельность, обращения о применении к работникам указанных организаций, нарушающим и (или) ущемляющим права обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, дисциплинарных взысканий. Такие обращения подлежат обязательному рассмотрению указанными органами с привлечением обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;

2) использовать не запрещенные законодательством Российской Федерации иные способы защиты прав и законных интересов».

Кроме того, каждый родитель подписывает договор об образовании со школой согласно ст. 54 Закона № 273-ФЗ:

«1. Договор об образовании заключается в простой письменной форме между:

1) организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и лицом, зачисляемым на обучение (родителями (законными представителями) несовершеннолетнего лица);

2) организацией, осуществляющей образовательную деятельность, лицом, зачисляемым на обучение, и физическим или юридическим лицом, обязующимся оплатить обучение лица, зачисляемого на обучение.

2. В договоре об образовании должны быть указаны основные характеристики образования, в том числе вид, уровень и (или) направленность образовательной программы (часть образовательной программы определенных уровня, вида и (или) направленности), форма обучения, срок освоения образовательной программы (продолжительность обучения)».

С учетом изложенных положений Закона № 273-ФЗ предмет «сексуальное просвещение» не является основным, может включаться в образовательную программу как дополнительный, и каждый родитель вправе получить об этом информацию заранее, ознакомиться с методикой преподавания этого предмета и отказаться от выбора именно этого образовательного учреждения.

Однако если договор между школой и родителем уже заключен, то согласно Закону № 273-ФЗ родитель не может отказаться от преподаваемого предмета – он может только поменять школу, в которой этого предмета нет или методика его преподавания другая.

Как защитить ребенка?
Безусловно, ст. 45 Закона № 273-ФЗ предусматривает все меры защиты детей в случае, если преподаватель во время урока отклонится от темы предмета и начнет «творить» в сторону развращения. При наличии доказательств этих фактов родитель может добиться удовлетворения своего иска.

И важно помнить, что согласно ст. 42 Закона № 273-ФЗ «психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь оказывается детям на основании заявления или согласия в письменной форме их родителей (законных представителей)». Эта статья закона дает родителям возможность не допускать никаких тестирований, обследований, оказания психологической помощи без их согласия.

Таким образом, если во исполнение Конвенции Россия примет решение утвердить предмет «сексуальное просвещение» в школах, то необходимо будет установить ФГОС по данному предмету.

Для того чтобы стать стандартом (основным или дополнительным), предмет должен пройти установленную законом процедуру, предусмотренную Постановлением Правительства РФ от 24 февраля 2009 г. № 142 «Об утверждении правил разработки и утверждения федеральных государственных общеобразовательных стандартов».

Поскольку Закон № 273-ФЗ предполагает общественный контроль за разработкой стандарта, необходимо активно пользоваться этой возможностью с привлечением независимой экспертизы, если указанный предмет отклонится от положений ст. 6 Конвенции: «…информации для детей об опасностях, связанных с сексуальной эксплуатацией и сексуальным насилием, а также информации о способах защиты себя, адаптированной к их развивающимся способностям».

На сайте ФГОС имеются разделы для общественного контроля (см.: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=229; http://standart.edu.ru/Board.aspx?Tmpl=Themes&BoardId=572).

И самое главное: надо понимать, что согласно Семейному кодексу РФ воспитание детей – это в первую очередь ответственность родителей. И если вы считаете, что ваши права на воспитание ребенка нарушены или кто-то пытается вторгнуться в вашу жизнь, то можете обратиться в суд с целью защитить вашего ребенка и вашу семью от деструктивного влияния.

Татьяна МАЛЬЧИКОВА,
президент Гражданской комиссии по правам человека