×

«Мы постоянно совершенствуем технологии профессионального обучения»

Главная задача Школы адвоката АП Ставропольского края – быть полезной для коллег
Материал выпуска № 2 (403) 16-31 января 2024 года.
Фото: «Адвокатская Газета»
Член Совета ФПА РФ, президент АП Ставропольского края Ольга Руденко удостоена знака отличия ФПА РФ «Лучший наставник» № 1. Публикуем интервью, в котором она рассказала о создании Школы адвоката АПСК и онлайн-курсов повышения профессионального уровня, о своем пути в профессию, работе в Совете ФПА РФ и в краевой палате, пояснила, что она понимает под словом «команда», сообщила, каким должен быть современный адвокат – профессионал с большой буквы и каким она видит будущее российской адвокатуры.

– Ольга Борисовна, вы являетесь инициатором создания Школы адвоката АПСК. Как появилась такая идея, как происходило становление Школы, какой методики обучения в ней придерживаются?

– Путь к созданию системы совершенствования профессионального уровня адвокатов был долгим. Требование повышения профессионального уровня нормативно закреплено, но эффективная реализация данной обязанности зависит не только, а порой и не столько от адвоката, сколько от органов адвокатского самоуправления, на которые возложена обязанность по организации, осуществлению/обеспечению и контролю за профессиональным развитием адвокатов. Я стала председателем Ставропольской краевой коллегии адвокатов в сложный период1, когда даже курсы для молодых адвокатов не проводились, поэтому первым делом мы с коллегами организовали стажерскую школу, приглашали лекторов, передавали им свои знания, как могли.

С образованием адвокатских палат уровень организации способов повышения профессионального уровня адвокатов существенно поднялся и способы стали очень разнообразными. Здесь нам помогала и помогает слаженная работа с ФПА РФ, а также с другими центрами повышения профессионального уровня. Огромную поддержку нам всегда оказывала и оказывает президент ФПА РФ Светлана Игоревна Володина.

Сначала мы проводили 2–3-дневные курсы, на которые к нам приезжали прекрасные лекторы, а потом они стали полноценными выездными программами по повышению квалификации.

Чего мы только не применяли: лекции, тренинги, семинары, конференции, круглые столы… Мы интересовались, как устроена система обучения адвокатов и стажеров в других палатах. Очень интересен мне был опыт Института адвокатуры, созданного в АП Красноярского края Сергеем Мальтовым. Также мы познакомились с прекрасными коллегами из Ульяновского и Санкт-Петербургского институтов адвокатуры. Видя все наши старания, метания и желание сделать что-то свое, Мария Воскобитова2 предложила нам программу – тренинги для тренеров. Это было в 2013 г. и стало импульсом к созданию Школы адвоката в ныне существующем виде3. Сформировался костяк тренеров, которые и воплощают в жизнь все ее проекты.

Главная задача Школы сегодня – быть полезной для коллег. Мы постоянно совершенствуем технологии профессионального обучения, используя как традиционные, так и совершенно новые. В этом плане нам очень помог опыт Американской ассоциации юристов и Совета Европы. Их занятия изначально отличались от привычных для российских адвокатов применением интерактивной методики. Это была стратегия. Содержание мы формировали сами, исходя из реалий – как теории, так и практики.

За весь период существования системы повышения профессионального уровня, в том числе в рамках Школы, мы добились того, чтобы учеба воспринималась адвокатами не как формальная обязанность, неисполнение которой чревато дисциплинарной ответственностью, а как реальная возможность стать компетентнее, способнее и, как результат, эффективнее в своей профессиональной деятельности.

Мы активно используем интерактивный метод (что, по мнению участников каждого проведенного тренинга и курса, повысило заинтересованность слушателей, их вовлеченность в занятия, динамичность учебного процесса).

Специфика применяемых методов обучения влияет и на количество одновременно обучающихся участников – обычно их не более 25 в группе, что повышает эффективность их взаимодействия между собой и с тренерами.

Содержание тренинга или курса, его структура и методика проведения определяются исходя из следующих базовых принципов: соответствие излагаемой информации, развиваемых навыков и умений теме тренинга или курса; важность, актуальность содержания тренинга или курса; практичность, прикладной характер содержания тренинга или курса; правильность, корректность содержания тренинга или курса; доступность доведения содержания.

– Вы стали инициатором создания онлайн-курсов повышения профессионального уровня. Расскажите, пожалуйста, как родилась эта идея, какая система онлайн-курсов действует на сегодняшний день. Кто придумал использовать курируемые и некурируемые курсы?

– Мы не придумывали, мы все учились, как создавать курсы с максимальной эффективностью для тех, кто на них обучается. Примерно в 2015 г. адвокат нашей палаты Оксана Садчикова4 (думаю, она известна многим) предложила идею провести углубленное обучение по допустимости доказательств в уголовном процессе с использованием модельного уголовного дела. Это было началом нового способа профессионального обучения. По нашему замыслу, участники прообраза первого курса до начала работы с материалами уголовного дела должны были освоить объем нормативного материала, который мы предварительно готовили и рассылали по электронной почте. Мы стали искать способы проверки усвоения материала, обнаружили в интернете сайт для размещения тестовых заданий и использовали его наряду с электронной почтой.

Спустя очень короткое время – в пределах нескольких месяцев после окончания первого курса – мы ознакомились с устройством онлайн-платформы для обучения профессионалов в области права HELP Совета Европы, которая по существу являлась удобной оболочкой для упаковки контента и контрольных заданий и одновременно местом для организации взаимодействия между участниками курса и тренером, а также между собой по типу социальной сети – и все это в одном месте в интернете.

Достаточно быстро от программы HELP поступило предложение объединить имевшийся у нас контент с их оболочкой, и начался процесс запуска курсов для отдаленных регионов и всероссийских курсов при ФПА РФ. Популярность курсов на первоначальных этапах была выше наших первоначальных возможностей. Когда ожидалось 100 заявок на участие, а поступало 500, команды тренеров формировались буквально «с колес», перед ними возникали такие организационные и технические задачи, решать которые приходилось в отсутствие опыта, ведь все делалось впервые, но с огромным энтузиазмом.

Причина успеха первых онлайн-курсов – качественное содержание учебного материала и новизна формы его подачи в сочетании с привычными для адвокатов ситуациями отработки полученных знаний и навыков в учебных судебных процессах. Наверное, поэтому и сейчас эти первые большие курсы участники вспоминают с особым чувством, многие из них после прохождения обучения прочно заняли ниши в практике в тех областях права, в которых обучались.

Своя платформа для размещения онлайн-курсов в Школе адвоката АП Ставропольского края появилась в 2017 г., с актуализацией тем, лишь опосредованно связанных с темой прав человека на международном уровне, таких, например, как ведение дел в суде присяжных.

Одновременно мы обрабатывали и анализировали весь опыт проведения онлайн-курсов, рассматривали все поступавшие предложения о сотрудничестве и пришли к выводу, что некурируемые курсы в качестве начала освоения какой-либо тематики тоже имеют право на существование. Мы стали также развивать это направление, и сегодня некурируемые курсы, подготовленные в том числе и командой тренеров АПСК, размещены на учебной платформе ФПА РФ5. В нашей Школе они стали неотъемлемым элементом обучения стажеров и помощников адвокатов и адвокатов со стажем до одного года практики.

Курс длительностью шесть месяцев для стажеров и помощников адвокатов проводится в Школе один раз в год – с апреля по октябрь, курс для адвокатов со стажем до одного года – до четырех раз в год, специализированные курсы по темам «Допустимость доказательств в уголовном процессе», «Семейное право и права человека», «Работа адвоката в суде с участием присяжных заседателей», «Особенности защиты прав граждан при оказании психиатрической помощи в недобровольном порядке» и другие, длительностью 2–3 месяца, проводятся один раз в год. Регулярно мы пополняем каталог курсов новыми актуальными темами.

Постоянно идет и работа по совершенствованию формы. В сентябре 2023 г. была запущена новая, более быстрая и современная версия платформы Школы, тренеры Школы пробуют новые инструменты для упаковки контента с более интересными интерактивными элементами.

Но все же работа Школы – это не только онлайн-курсы. По-прежнему большой популярностью пользуются Высшие курсы повышения квалификации ФПА РФ, предусматривающие в основном лекционный формат по темам гражданской и уголовной специализации длительностью по четыре дня по каждому из этих направлений. Ежегодно их посещают примерно 400–500 адвокатов из Ставропольского края и ближайших к нему субъектов РФ.

– Школа адвоката является базой Южного центра повышения профессионального уровня ФПА РФ. А есть ли примеры, когда выпускники Школы, набравшись опыта, сами становятся лекторами и наставниками молодых адвокатов?

– Такие примеры, безусловно, есть, и они не единичны. Так, весь путь от участника курса в начале собственной адвокатской практики до создателя курса, с промежуточным участием в качестве тренера в курсах других авторов, успешно прошла Нарине Айрапетян. Она с готовностью откликается на все новое, усердно трудится для освоения новых направлений и умеет работать в команде на результат. Свой курс «Особенности защиты прав граждан при оказании психиатрической помощи в недобровольном порядке» она создала в первые пять лет своей адвокатской деятельности и в первые два года работы в качестве тренера в Школе адвоката.

– Расскажите, как Вы пришли в профессию, что для Вас адвокатура, как сложился Ваш путь в профессии?

– Профессия адвоката – по сути вся моя жизнь. Если вести отсчет с момента, когда я стала стажером адвоката, до сегодняшнего дня на посту президента Адвокатской палаты, то я приближаюсь к 50-летнему юбилею в адвокатуре. Поэтому рассказ о пути в профессии может быть очень длинным, но есть, конечно, определенные вехи и даты.

В 1976 г. я окончила Кубанский государственный университет, в июле была принята стажером в Ставропольскую краевую коллегию адвокатов, с 1 сентября 1977 г. стала адвокатом, в 1996-м избрана членом президиума коллегии, в 1999-м – председателем СККА, а в 2002 г. – президентом АПСК. В 2003 г. стала членом Совета ФПА РФ, была председателем Ревизионной комиссии ФПА РФ.

Мои жизненные принципы заложены семьей и окружением. Перед поступлением в вуз я колебалась: хотелось и на юридический, и на романо-германскую филологию. На решение пойти на юридический факультет повлиял пример моего отца, который работал судьей, затем прокурором. Для меня он останется эталоном мудрости и человечности. В адвокатуру я также пришла по его совету, когда учеба в вузе подошла к концу. Попасть в адвокатуру было гораздо сложнее, чем сейчас. Численность адвокатов строго ограничивалась, к ним предъявлялись более жесткие требования. Поэтому я сразу же оказалась в окружении высоких профессионалов, сначала в качестве стажера. Эти замечательные люди помогали мне познать азы адвокатской профессии, преодолеть первые трудности, обрести жизненный опыт. Моим наставником была Тамара Петровна Горновская. Отношения у нас сложились не только профессиональные, но и личные, дружеские. Очень благодарна многим своим старшим коллегам, которые помогали в начале пути, а теперь вижу такое же отношение к себе самой со стороны тех, в чьей судьбе на каком-то этапе приняла участие.

Через год стажировки я стала адвокатом. Разные эмоции и ощущения были поначалу: мне очень нравилась эта работа, я поняла, что пришла туда, куда и должна была прийти, но мне сначала было очень тяжело принять тот факт, что уголовные дела разрешаются не только и не столько на основе одних только доказательств. Поэтому я вывела для себя принцип, которому впоследствии следовала: я сделаю все, что должна сделать по делу, но за то, каким будет результат, не несу ответственности и не моя вина, если он будет несправедливым.

Выйдя из второго декретного отпуска, немного поработав, в 1993 г. я неожиданно попала на отчетно-выборную конференцию Ставропольской краевой коллегии адвокатов, которая проходила в Минеральных Водах. Это был разгар перестройки, когда, казалось, все перевернулось с ног на голову. Некогда блестящее адвокатское сообщество скатывалось в болото, и неожиданно для себя я вышла к микрофону и честно сказала, что не вижу поводов для гордости. Меня поддержали мои коллеги и в результате тайного голосования выбрали в состав нового президиума коллегии. Мы стали возрождать то хорошее, что видели сами в начале своей профессиональной деятельности.

В 1999 г. ушел из жизни председатель коллегии, и я стала исполнять его обязанности. При проведении ревизии финансово-хозяйственной деятельности коллегии с ужасом обнаружили, что наши бухгалтеры, мягко говоря, воспользовались доверием к ним со стороны председателя коллегии. Процесс подготовки собрания и выборов председателя коллегии, на пост которого я выдвигалась, шел на фоне полноценной антикампании с интригами и сплетнями.

Собрание прошло с участием практически всех членов коллегии, и из пяти кандидатур на должность председателя подавляющим числом голосов адвокаты проголосовали за меня.

А в 2001 г. началось обсуждение проекта Закона об адвокатуре. Без преувеличения скажу, что это было потрясающее время, когда мы чувствовали, что нас слышат и нам отвечают! Это был период надежд и профессионального удовлетворения. А еще – адвокатура наконец-таки сплотилась.

Учреждение Адвокатской палаты Ставропольского края тоже сопровождалось рядом трудностей, было серьезное противодействие со стороны территориального органа юстиции. В крае была зарегистрирована только одна коллегия адвокатов – Ставропольская краевая, но действовали и филиалы нескольких коллегий адвокатов Москвы и Санкт-Петербурга. Было решено провести собрание, в котором приняли участие более 1000 делегатов. Оно завершилось поздней ночью, был избран Совет, в состав которого тогда вошли только адвокаты Ставропольской краевой коллегии. Потом уже мы вводили членов других адвокатских образований в порядке ротации, потому что не собирались вступать с так называемыми параллельщиками в конфронтацию, и надо сказать, что все это поняли с первых дней работы Совета. И еще, в нашем Южном федеральном округе большая поддержка была со стороны Дмитрия Петровича Баранова, который объединил все коллегии в Ассоциацию коллегий адвокатов ЮФО6 еще за два года до учреждения адвокатских палат. Вместе обсуждать наши проблемы, преодолевать препятствия было гораздо легче.

А затем состоялись исторический I Всероссийский съезд адвокатов, избрание в состав Совета ФПА РФ, выборы первого президента ФПА РФ.

– С 2002 г. Вы возглавляете АП Ставропольского края. Какие направления работы Вы выделяете как приоритетные?

– Все направления работы адвокатской палаты являются приоритетными в равной степени и реализуются для достижения главного – стабильной работы всего адвокатского сообщества Ставропольского края. Горжусь успехами своих коллег: они одерживают победы в судах самых разных уровней, а главное – поддерживают авторитет профессии. Корпоративная солидарность для адвокатов – не пустые слова, и ее развитие, еще большее сплочение защитников – те задачи, которые мы все (а без поддержки внутри сообщества эти усилия будут бессмысленны) стремимся воплотить в жизнь.

– В течение ряда лет Вы являетесь членом Совета ФПА РФ. Что Вы считаете наиболее важным в этой работе?

– Впервые членом Совета ФПА я была избрана на I Всероссийском съезде адвокатов в 2002 г., тогда же состоялись выборы первого президента ФПА РФ, которым стал Евгений Васильевич Семеняко – человек мудрый, интересный, настоящий адвокат. В этот период в моей жизни появилось очень много новых интересных людей, с которыми мы до сих пор вместе и с которыми сложились дружеские отношения. Я очень благодарна Светлане Игоревне Володиной, которая многие годы идет с нами рука об руку, Юрию Сергеевичу Пилипенко, который многому нас научил, и всем коллегам, с которыми мы делаем общее дело.

Надо сказать, что на членах Совета лежит большая ответственность, мы принимаем решения, которые определяют направления развития и правила для всего сообщества адвокатов и для каждого отдельного адвоката. Именно поэтому на заседаниях Совета часто разгораются бурные споры, высказываются самые разные мнения и точки зрения по разным вопросам. Наверное, именно это и дает возможность принимать взвешенные, ответственные решения.

– Что для Вас означает понятие «команда», какую роль она выполняет в достижении поставленных целей?

– Любое достижение – это достижение не только мое, но и всех моих коллег-единомышленников, которые так же, как и я сама, горят идеями и планами. Если бы не было тех, кто говорит «мы тоже этого хотим», что я одна смогла бы сделать? Ведь именно всем вместе нам удалось многое претворить в жизнь в нашей палате. Поэтому я безмерно всем благодарна – и тем, кто поддерживает, и тем, кто недоволен…

Лучшие командные проекты получаются тогда, когда люди, которые имеют желание передать свои знания и опыт, объединяются с теми, кто знает, как технически это сделать, и с теми, кто умеет организовать текущую работу. Соединить желание, необходимость, обязательность, увлечь тех, кто не желает быть увлеченным, – это нелегкая задача. Но этот труд дает плоды, поэтому Школа будет и впредь развиваться именно благодаря командной работе. И я не могу не сказать им слова благодарности. Прежде всего, Оксане Садчиковой, которая буквально с первого дня в адвокатуре стала моим единомышленником и предлагала самые фантастические проекты (как будто читала мои мысли). Десять лет неизменно работают в команде тренеров Ирина Нарыкова, Кристина Семенова, Наталья Борцова, Любовь Семенова, Дмитрий Игнатьев, Виталий Старченко.

– Вы часто говорите о таком понятии, как «порядочный адвокат». Что Вы под этим подразумеваете и может ли порядочность быть важнее профессиональных качеств?

– Подавляющее большинство наших адвокатов – профессионалы с большой буквы, порядочные и принципиальные люди, для которых все дела одинаково важны, а основу их профессионализма составляют добросовестность, компетентность и честность. Они никогда не ставят себе приоритетной задачей принять участие в «громком» или доходном деле, так же как и занять какое-то «руководящее кресло» в адвокатуре. Они стараются работать честно и всегда поступать по совести, осознавая свою повышенную ответственность. В адвокатуре людей со схожими взглядами достаточно много, мне это очень импонирует, и я готова к совместной деятельности с теми, кто рассматривает и профессию, и общественную деятельность как труд во благо, берет на себя повышенные обязательства. Для них какой-либо статус, как правило, не имеет существенного значения. Если он помогает в определенных обстоятельствах сделать нужное и важное, ну что ж. Это отрадно, но не более того.

Ну а если даже самый талантливый юрист измеряет свою совесть в денежных знаках, у него нет будущего в адвокатуре.

Летом этого года в Пятигорске прошла межрегиональная конференция «Историческое наследие адвокатуры как неотъемлемая часть современного развития (на примере дела Бейлиса)». Мы погрузились в работу присяжных поверенных начала XX в., которые в защите Бейлиса столкнулись со многими до тех пор небывалыми вызовами: были в нем и казусы «двойной защиты», и явная заинтересованность следствия, и давление государства в лице отдельных чиновников, и проблемы освещения процесса в прессе, и уголовное преследование адвокатов за высказанное в ходе осуществления защиты мнение – все то, с чем адвокаты рискуют столкнуться ежедневно и сегодня. Время сохранило для нас имена и примеры добросовестной и профессиональной защиты в этом деле, на которые и сегодня, спустя 100 лет, можно равняться. Интерес адвокатов к истории адвокатуры, в особенности молодых адвокатов, стажеров и помощников, был очевиден. Значит, не только прикладные знания имеют значение для современного адвоката, но и знание и сохранение того наследия, которое оставила нам присяжная адвокатура.

– Вы любите всевозможные активности, регулярно участвуете в спортивных и иных мероприятиях. Откуда черпаете энергию?

– Я не раздумывала об этом в таком ключе. Скорее всего, дело в том, что нет потребности где-либо брать энергию: вероятно, я сама являюсь ее источником и взаимодействую с людьми, которые точно так же позитивно заряжены. Это мое внутреннее мироощущение, мне интересно жить. Именно по этой причине «золотая клетка» не для меня.

– Каким Вы видите будущее российской адвокатуры?

– За время своего существования адвокатура переживала разные времена, сохраняя традиционные ценности – честь и достоинство. Я хорошо помню те времена, когда не было КПЭА, но принципы этики знали все – они передавались из уст в уста. Поэтому уверена: что бы ни случилось, адвокатура сохранится как важнейший правозащитный институт. Мы, по сути, единственные защитники, у всех остальных другая функция. Именно адвокату свойственны уважение к человеку и внимание к личности, даже, казалось бы, к самой последней. Ведь, общаясь со своим доверителем, адвокат очень многое может понять и узнать о нем. Адвокатура – это светлая сторона правосудия, которая должна становиться только лучше и сильнее. Как это произойдет и какие процессы будут влиять на это – мы увидим в будущем, но уже сейчас делаем все от нас зависящее, чтобы это случилось. Адвокатура пополняется главным образом приходящими в профессию свободными юристами, бывшими правоохранителями – этот процесс связан с условиями настоящего времени. Хотя и после студенческой скамьи молодые люди приходят на стажировку в адвокатуру, но хотелось бы, чтобы их было больше.

С 2021 г. в Школе адвоката на регулярной основе проводятся курсы для студентов юридических вузов «Практика в адвокатуре», которые ежегодно проходят около 100 студентов бакалавриата и магистратуры. Вскоре будет анонсирован еще один значимый проект для студентов юридических вузов, который находится в разработке в Совете молодых адвокатов и в Совете АПСК и будет запущен в январе 2024 г.

Также с 2021 г. мы сотрудничаем с вузами в направлении ранней профориентации школьников.

В ноябре – декабре 2022 г. впервые координировали в Ставропольском крае муниципальный и региональный этапы Конкурса учебных судов, который традиционно проводится Санкт-Петербургским институтом права имени Принца П.Г. Ольденбургского (Центр правового и гражданского образования «Живое право») по направлениям гражданского и уголовного права. Главная цель конкурса – отработка практических навыков анализа, аргументации и публичного выступления, а также поддержка талантливых школьников.

Опыт проведения Конкурса мы оценили как исключительно удачный в качестве формы ранней профориентации школьников, а также как способ более глубокого погружения в профессию для студентов юридических вузов, которые были непосредственно задействованы в организации мероприятия. В мероприятии приняли участие в общей сложности около 140 человек, включая участников, учителей, кураторов, преподавателей и студентов ЮИ СКФУ, лингвистов, адвокатов и других юристов.

Весной 2023 г. подготовили команду старшеклассников для участия во всероссийском конкурсе «Amicus Curiae» в формате учебного суда в Конституционном Суде РФ, финал которого состоялся в Подмосковье в гимназии им. Е.М. Примакова. Это направление тоже хотелось бы развивать.

– Как Вам удается находить баланс между семьей и работой?

– Нахожу: для меня очень важна моя работа, ее люблю, но семья важнее. Скажу честно, это получилось не сразу…

В моем графике существенную часть времени занимают мероприятия в других городах, когда приходится ехать или лететь много километров, но я всегда на связи со всеми родными. Часто и по графику работы Школы учебные дни попадают на выходные, но и тогда мой день четко делится на две части – одна для работы, другая обязательно для семьи. Возможности для общих встреч со всей семьей неприкосновенны. Коллеги удивляются, когда им случается меня наблюдать в статусе супруги, матери, бабушки и свекрови, что, впрочем, случается нечасто. Мой дом – это моя крепость, в котором есть мой сад и любимые цветы – моя отдушина.

Баланс в работе и в жизни нахожу в ежедневном планировании, ранней организации участия в важных мероприятиях, ищу между ними возможность для общения с семьей. Очень любим с мужем путешествовать. Разные города, страны, встречи, незабываемые впечатления и эмоции!

Также и совместные поездки с коллегами для участия в разного рода профессиональных мероприятиях дают возможность увидеть что-то новое, анализировать, переделывать, внедрять в нашей палате. Без этого опыта многое из лучшего, что у нас есть, было бы невозможным.

Справка

Ольга Борисовна Руденко родилась 26 января 1954 г. в г. Ейске Краснодарского края.

В 1976 г. окончила Кубанский государственный университет по специальности «Правоведение». 

С июля 1976 г. по сентябрь 1977 г. – стажер Ставропольской краевой коллегии адвокатов. 

С сентября 1977 г. по настоящее время – адвокат Ставропольской краевой коллегии адвокатов. 

С мая 1996 г. по май 1999 г. – заведующая юридической консультацией № 1 г. Ставрополя Ставропольской краевой коллегии адвокатов. 

С мая 1999 г. по настоящее время – председатель Президиума Ставропольской краевой коллегии адвокатов. 

С 2002 по 2014 г. – президент Адвокатской палаты Ставропольского края. 

С 2014 по 2015 г. – первый вице-президент Адвокатской палаты Ставропольского края. 

С 2015 г. – президент Адвокатской палаты Ставропольского края. 

Руководитель «Школы адвоката» Адвокатской палаты Ставропольского края. 

С 2003 по 2007 г. – член Совета Федеральной палаты адвокатов РФ. 

С 2007 по 2009 г. – председатель Ревизионной комиссии Федеральной палаты адвокатов РФ. 

С 2009 по 2017 г. – член Совета Федеральной палаты адвокатов РФ. 

В 2010 г. избрана вице-президентом Федеральной палаты адвокатов РФ, представителем Федеральной палаты адвокатов РФ в Северо-Кавказском федеральном округе. 

С 2007 по 2019 г. – член Ревизионной комиссии Федеральной палаты адвокатов РФ. 

С 2019 г. по настоящее время – член Совета Федеральной палаты адвокатов РФ. 

С 2013 по 2016 г. – член Общественной палаты Ставропольского края. 

Член Ставропольского регионального отделения Ассоциации юристов России. 

Награждена орденом ФПА РФ «За верность адвокатскому долгу», Золотой медалью им. Ф.Н. Плевако, знаком «Лучший наставник» № 1, медалью «За усердие» 2-й степени Министерства юстиции РФ, памятным знаком Министерства юстиции РФ, Почетной грамотой Министерства юстиции РФ, медалью «За заслуги перед Ставропольским краем» губернатора Ставропольского края, знаком «Почетный адвокат России». 



1 В 1999 г. – Прим. ред.

2 М.Р. Воскобитова – эксперт по практико-ориентированному обучению юристов и интерактивным методам преподавания, образовательный дизайнер, автор симуляционных курсов по профессиональным навыкам юристов, к.ю.н. – Прим. ред.

3 См.: https://lawyerschool.palatask.ru/Прим. ред.

4 О.В. Садчикова – член Совета АПСК, тренер Школы адвоката АПСК, к.ю.н. – Прим. ред.

5 См.: https://edu.fparf.ru/ Прим. ред.

6 В настоящее время – НО «Ассоциация адвокатских палат Южного и Северо-Кавказского федеральных округов им. Д.П. Баранова».

Рассказать:
Яндекс.Метрика