30 марта на заседании Правительственной комиссии по повышению устойчивости развития российской экономики был одобрен перечень отраслей, наиболее пострадавших от распространения коронавирусной инфекции (авиа- и автоперевозки, культура и др.). Организации и индивидуальные предприниматели, занятые в этих сферах по основному виду деятельности по ОКВЭД, получат первоочередную адресную поддержку.
К сожалению, разработчики данного перечня не приняли во внимание крайне негативное влияние вводимых в стране ограничительных мер на юридический бизнес, и в особенности на адвокатуру. При этом общая численность адвокатского сообщества России составляет более 80 тыс. Число частнопрактикующих юристов, не имеющих адвокатского статуса, выражается сотнями тысяч. Для сравнения: численность лиц, работающих в туристических фирмах, составляет порядка 50 тыс.
Указом Президента РФ от 25 марта 2020 г. № 206 «Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней» с 30 марта по 3 апреля 2020 г. установлены нерабочие дни с сохранением за работниками заработной платы, а также определены категории работников, на которые действие Указа не распространяется. Согласно положениям этого документа адвокаты и частнопрактикующие юристы не имеют права осуществлять свою деятельность «вне дома». В обращении к гражданам России от 2 апреля президент объявил о продлении режима нерабочих дней до 30 апреля.
Профессиональная деятельность адвокатов, а также юристов частной практики (соответственно, их доходы) связана с оказанием правовой помощи гражданам и юрлицам, а также с представлением их интересов в судах и иных органах и организациях. С 19 марта приостановлена деятельность судов, которые теперь рассматривают только дела «безотлагательного характера» (в частности, об избрании (продлении, отмене, изменении) меры пресечения). Также с указанной даты прекратили прием граждан Федеральная служба судебных приставов и ряд других госорганов.
Таким образом, в нынешних реалиях суды приостановили работу более чем на 90% (ведутся только срочные, безотлагательные процессы, количество которых крайне мало), консультационные услуги практически не оказываются ввиду приостановки деятельности большинства предприятий, самоизоляции и карантина граждан и отсутствия у населения денежных средств для оплаты юридической помощи.
Между тем помимо ежемесячных обязательных взносов адвокаты и юристы, как и субъекты малого и среднего предпринимательства, обязаны платить арендные платежи, налоги и содержать штат сотрудников, помощников и стажеров, если речь идет об адвокатских или юридических образованиях. Более того, согласно Закону об адвокатуре адвокаты наделены особым процессуальным статусом, одним из признаков которого является запрет состоять в трудовых отношениях и, как следствие, – быть признанным безработным и встать на учет в центре занятости населения.
То есть в настоящее время адвокаты не имеют права на компенсацию, предусмотренную в указах Президента РФ от 25 марта № 206 и мэра г. Москвы от 29 марта № 34-УМ, поскольку их нельзя юридически приравнять к безработным, не могут находиться в оплачиваемом отпуске. В то же время они в значительной степени утратили потенциал осуществлять профессиональную деятельность, так как все суды и прочие государственные органы приостановили работу. Тем самым адвокаты лишены возможности получать вознаграждение за свою деятельность, равно как и компенсационные выплаты. Считаю, что указанные обстоятельства по своей юридической природе нарушают закрепленное в ст. 7 Конституции РФ право адвокатов как граждан на достойную жизнь.
Не стоит также забывать о том, что основная задача адвокатуры заключается в обеспечении и защите прав граждан независимо от режима чрезвычайной ситуации, чрезвычайного положения, самоизоляции и т.д.
Федеральная палата адвокатов РФ указала, что в условиях пандемии коронавируса и беспрецедентных мер, принимаемых для остановки распространения инфекции, необходимо обеспечить надлежащее оказание квалифицированной юридической помощи гражданам, а также всестороннюю поддержку коллегам старшего поколения. 30 марта ФПА РФ обратилась к мэру г. Москвы Сергею Собянину с предложением обеспечить беспрепятственное передвижение адвокатов в условиях ограничений на перемещения граждан. При этом стоит отметить, что режим самоизоляции введен не только в столице, а уже в 40 регионах России.
К сожалению, госорганы недооценивают важность защиты прав граждан и роль в этом адвокатуры. Так, при определении категорий лиц, имеющих право на работу и оказание помощи гражданам, адвокаты не упоминаются – то есть при осуществлении адвокатами профессиональной деятельности к ним также будут применены штрафные санкции, если им не удастся доказать, что нарушение режима самоизоляции было крайне необходимым, что, в свою очередь, ставится в зависимость от мнения конкретного чиновника.
2 апреля Минюст России сообщил о подготовке предложения распространить на адвокатов (адвокатские образования, адвокатские кабинеты) меры поддержки в условиях распространения коронавирусной инфекции, разрабатываемые Правительством РФ в отношении малого и среднего бизнеса. Безусловно, такое предложение Минюста очень важно для адвокатуры, однако оно касается только предоставления адвокатам частичных льгот по налогам и страховым взносам.
Кроме того, 31 марта ФСИН России запретила допуск адвокатов в СИЗО, а 2 апреля был издан приказ № 187 «Об организации работы учреждений УФСИН России по г. Москве в режиме особых условий». Данный приказ определяет порядок проведения судебно-следственных действий подозреваемых, обвиняемых и осужденных со следователями, дознавателями и свиданий с защитниками, адвокатами и иными лицами на территории следственных изоляторов Москвы в помещениях комнат краткосрочных свиданий (через стекло), а в исключительных случаях – по письменному заявлению прибывших лиц – в следственных кабинетах при наличии средств индивидуальной защиты (масок, бахил и перчаток).
Не вполне понятно, как именно будут работать данные меры защиты, а главное – как адвокаты смогут попасть в СИЗО, когда им запрещено выходить из дома и нарушать режим самоизоляции. При этом работа следственных органов и органов правоохранительной системы не подверглась практически никаким изменениям.
Подобная тенденция нарушения прав граждан без предоставления надлежащей защиты обосновывается исключительно мерами самоизоляции и с каждым днем усиливается.
В связи с этим считаю необходимым консолидировать усилия адвокатуры, а также всего юридического сообщества в разработке мер социальной защищенности представителей данных профессий, в частности:
- включение адвокатуры и юридического бизнеса в перечень отраслей, наиболее пострадавших от введения ограничительных мер по недопущению распространения коронавирусной инфекции;
- рассмотрение возможности выплаты адвокатам и частнопрактикующим юристам пособия по безработице в случае отсутствия у них дохода в период режима самоизоляции (до 1 июня 2020 г.);
- обсуждение возможности предоставления адвокатам и частнопрактикующим юристам льгот по оплате арендных платежей в случае аренды ими государственного и муниципального имущества;
- разработка механизма допуска (общения) адвокатов с доверителями в учреждениях ФСИН при обеспечении необходимых мер безопасности;
- включение адвокатов в список лиц, имеющих право без ограничения покидать дома при соблюдении необходимых правил санитарно-эпидемиологической безопасности.