×

Адвокатам стоит проводить опросы, даже если они не будут оценены как доказательства

Также их необходимо чаще приобщать к материалам дела

21 ноября 2022 г. в «АГ» была опубликована статья коллектива авторов на тему «Признание проведенных адвокатами опросов доказательствами в арбитражном и уголовном процессах».

Читайте также
Признание проведенных адвокатами опросов доказательствами в арбитражном и уголовном процессах
Об ограничениях в применении адвокатских опросов
21 ноября 2022 Мнения

Я внимательно изучил материал и хочу выразить мнение относительно признания доказательствами адвокатских опросов в уголовном судопроизводстве.

В практической деятельности я неоднократно прибегал к фиксированию сведений, имеющих значение для установления подлежащих доказыванию обстоятельств, сообщенных лицами, которые не являлись участниками уголовного разбирательства. Согласен с выводами авторов статьи о законодательно установленном праве адвоката проводить опрос. Также поддерживаю позицию АП г. Москвы о том, что адвокаты могут опрашивать только тех лиц, которые не являются участниками судопроизводства, иначе следователь и суд могут расценить контакты защиты со свидетелями как способ оказания давления с целью изменить показания либо отказаться от них.

Замечу, что опрос может проводиться по-разному.

Представьте ситуацию: на встречу с адвокатом пришли доверитель и какой-то человек. В ходе беседы с ними адвокат понимает, что пришедшего вместе с доверителем можно привлечь в дело в качестве свидетеля со стороны защиты. Адвокат начинает задавать ему уточняющие вопросы, выяснять интересующие обстоятельства…

С одной стороны, это была просто беседа, но с точки зрения закона адвокат провел опрос. Вот только опрос он решил в письменном виде не оформлять, а запомнил информацию и зафиксировал ее в блокноте. Ту же самую беседу можно было оформить протоколом опроса и пойти с ним к следователю или в суд для заявления ходатайства о допросе свидетеля, а протокол опроса приложить в качестве обоснования.

Полагаю, протокол опроса адвоката не может являться доказательством по уголовному делу, поскольку законодатель не наделил адвоката правом проводить расследование по делу, собирать и оценивать доказательства. Адвокат может лишь заявить ходатайство о признании доказательства недопустимым или неотносимым, а решение, связанное с оценкой доказательства, принимает следователь или суд.

В связи с этим я бы не торопился утверждать, что адвокат является субъектом сбора доказательств, поскольку это может привести к усилению его ответственности (в том числе уголовной). В таком случае адвокат, как и следователь, должен будет проверять доказательства на относимость и допустимость.

В настоящее время адвокат, получая информацию и документы от доверителя, в силу доверительных отношений с ним не обязан проверять полученные сведения с точки зрения относимости и допустимости – он должен лишь использовать полученную информацию и документы в качестве доказательств защиты, а оценивать их – прерогатива следователя и суда.

Соглашусь с мнением авторов, что следователи и суды неохотно приобщают протоколы опросов к материалам дела. Тем не менее считаю, что адвокату стоит оформлять опросы письменно по ряду причин:

  • для фиксации сведений, полученных от опрашиваемого лица, с обязательным получением согласия на проведение опроса;
  • протоколы опросов необходимо хранить в адвокатском производстве;
  • для использования опросов в обоснование ходатайств о проведении следственных действий (допросов свидетелей, назначения судебных экспертиз и т.д.).

Таким образом, считаю, что адвокатам стоит проводить опросы, несмотря на то что их в качестве доказательств могут не оценить. Кроме того, опросы необходимо чаще приобщать к материалам дела, чтобы формировать соответствующую практику и изменять правосознание следователей, прокуроров и суда.

Рассказать:
Другие мнения
Бушманов Игорь
Бушманов Игорь
Почетный адвокат АП Московской области, управляющий партнер АБ «АВЕКС ЮСТ» (г. Москва), член Общественного Совета при Министерстве культуры РФ
Специализация в адвокатуре: насущное требование современности
Правовые вопросы статуса адвоката
Основные направления, по которым стоит закрепить контролируемую специализацию
18 сентября 2024
Краузе Сергей
Краузе Сергей
Cоветник ФПА РФ, заместитель председателя Комиссии Совета ФПА РФ по защите прав адвокатов, заместитель президента АП Санкт-Петербурга, председатель Комиссии по защите профессиональных прав адвокатов АП СПб
Вести на постоянной основе методическую работу по минимизации всех факторов риска адвокатской деятельности
Правовые вопросы статуса адвоката
Наиболее эффективным будет сочетание самозащиты адвокатов и целенаправленных действий государства и органов адвокатского самоуправления
17 сентября 2024
Гаспарян Нвер
Гаспарян Нвер
Заместитель Председателя Комиссии ФПА РФ по защите прав адвокатов
О факторах безопасности адвокатов
Правовые вопросы статуса адвоката
Защита адвокатов от уголовного преследования
17 сентября 2024
Купрейченко Сергей
Купрейченко Сергей
Адвокат, член Квалификационной комиссии АП города Москвы, к.ю.н.
Факторы, влияющие на профессиональные риски
Правовые вопросы статуса адвоката
Обеспечение безопасности адвокатской деятельности как условие реализации права на квалифицированную юридическую помощь
17 сентября 2024
Муратова Надежда
Муратова Надежда
Адвокат АП Республики Татарстан, управляющий партнер АБ «Муратова и партнеры», к.ю.н., доктор юридического администрирования
Реализация адвокатом полномочия привлекать на договорной основе специалиста при оказании юридической помощи по гражданскому делу
Правовые вопросы статуса адвоката
Практические аспекты и риски
17 сентября 2024
Гривцов Андрей
Гривцов Андрей
Адвокат АП г. Москвы, член Совета АПГМ, старший партнер АБ ZKS
Памяти друга и соратника
Адвокатура, государство, общество
Ушел из жизни адвокат АП Санкт-Петербурга Сергей Токарев
10 сентября 2024
Яндекс.Метрика