Было в 2017 г. | Стало в 2018 г. |
---|---|
НДС | |
1. Ввели систему Tax Free | |
Иностранные покупатели не могли вернуть НДС, который уплатили в России. | Граждане иностранных государств, которые вывозят приобретенные товары за пределы ЕАЭС, смогут вернуть НДС. Возврат можно будет осуществить при покупке товаров в организациях розничной торговли, которые включат в специальный перечень. Данные организации будут выдавать иностранцу чек для возврата налога, если сумма покупок в течение дня составит не менее 10 000 руб. Сумму возвращенного налога торговая организация вправе принять к вычету. Выплачивать налог иностранцу может продавец или специальная компания (Федеральный закон от 27 ноября 2017 г. № 341-ФЗ). |
2. Льготу по металлолому отменили | |
Реализация лома и отходов черных и цветных металлов не облагалась НДС (подп. 25 п. 2 ст. 149 НК РФ). | Законодатель узаконил отмену льготы по реализации металлолома. Необходимо иметь в виду, что НДС с реализации должен рассчитывать покупатель, а не продавец (Федеральный закон от 27 ноября 2017 г. № 335-ФЗ). |
3. Экспортеры могут отказаться от нулевой ставки | |
При экспорте товаров организации должны были применять ставку 0% (Определение Конституционного Суда РФ от 15 мая 2007 г. № 372-О-П). Закон запрещал сразу начислять налог по ставке 18% или 10%, даже если было известно, что организация не соберет полный пакет документов, подтверждающих нулевую ставку. | Экспортеров наделили правом отказаться от нулевой ставки. Для этого необходимо представить в налоговый орган заявление не позднее 1-го числа квартала, с которого компания не применяет ставку 0%. При соблюдении данного условия экспортер имеет право сразу при отгрузке начислять НДС по ставке 18% или 10% в зависимости от вида товаров. Отказаться от нулевой ставки можно не менее чем на год и по всем экспортным отгрузкам. Нельзя применять разные ставки в зависимости от того, кто является покупателем товаров. Такие же правила ввели для некоторых услуг, облагаемых по нулевой ставке. Например, для услуг по международной перевозке, согласно п. 7 ст. 164 НК РФ (Федеральный закон от 27 ноября 2017 г. № 350-ФЗ). |
4. Компании должны чаще восстанавливать НДС | |
Организация, получившая бюджетную субсидию на возмещение затрат по покупкам, включавшую сумму налога, восстанавливала входной НДС (подп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ). | Теперь организация восстанавливает НДС вне зависимости от того, включена ли субсидия в сумму налога. Также восстановить налог необходимо, если компания получила бюджетные инвестиции на возмещение затрат (подп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ). В случае когда затраты компания возместила за счет бюджета не в полном объеме, восстановить сумму налога необходимо частично (Федеральный закон от 27 ноября 2017 г. № 335-ФЗ (ред. от 28 декабря 2017 г.)). |
5. Раздельный учет нужно вести по новым правилам | |
В случае когда расходы на необлагаемые операции не превышали 5% от общей суммы затрат за квартал, организация была вправе не вести раздельный учет. В соответствии с законом весь входной НДС, который предъявили поставщики в этом квартале, организация могла принять к вычету. Согласно последней позиции Минфина, НДС по покупкам для необлагаемых операций заявить к вычету нельзя. | Если доля расходов на необлагаемые операции не превышает 5%, у компании есть право заявить к вычету НДС по покупкам, которые относятся одновременно к облагаемым и необлагаемым операциям (п. 4 ст. 170 НК РФ). Законодателем введен запрет на принятие к вычету входного НДС по покупкам только для необлагаемых операций вне зависимости от доли расходов на эти операции (Федеральный закон от 27 ноября 2017 г. № 335-ФЗ (ред. от 28 декабря 2017 г.)). |
6. Раздельный учет ввели для компаний, которые получают средства из бюджета | |
У компаний, получивших бюджетные субсидии, отсутствовала обязанность по ведению раздельного учета НДС. | Организация не заявляет вычет по покупкам, которые осуществляются за счет бюджетных субсидий или инвестиций. Организация включает входной НДС в расходы при условии, что также в расходах учитывается стоимость приобретения. Важно отметить необходимость ведения раздельного учета сумм НДС по товарам (работам, услугам, основным средствам, нематериальным активам, имущественным правам), приобретенным организацией за счет бюджетных субсидий или инвестиций. В случае если раздельный учет отсутствует, включить НДС в расходы не представляется возможным согласно новому п. 2.1 ст. 170 НК РФ (Федеральный закон от 27 ноября 2017 г. № 335-ФЗ (ред. от 28 декабря 2017 г.)). |
7. НДС по некоторым товарам вместо продавцов должны рассчитывать покупатели | |
Начисление НДС с отгрузки и авансов ложилось на плечи российских продавцов. | Покупатели металлолома и сырых шкур рассчитывают НДС как налоговые агенты. Данную сумму налога покупатель, применяющий общую систему налогообложения, заявляет к вычету. Покупатели на спецрежиме тоже должны начислять налог как агенты, но права заявить вычет не имеют (Федеральный закон от 27 ноября 2017 г. № 335-ФЗ (ред. от 28 декабря 2017 г.)). |
НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ | |
1. Можно списать больше долгов | |
Минфин считал, что компания не вправе списать задолженность физического лица в связи с его банкротством (Письмо от 23 мая 2017 г. № 03-03-06/2/31460). | Компания вправе учесть в расходах долги физического лица – банкрота, которые считаются погашенными согласно новому абзацу п. 2 ст. 266 НК РФ (Федеральный закон от 27 ноября 2017 г. № 335-ФЗ (ред. от 28 декабря 2017 г.)). |
2. Уточнили, как считать резерв по сомнительным долгам | |
Организация при расчете резерва уменьшала дебиторскую задолженность на встречную кредиторскую перед контрагентом. Оставалось неясным, какое из долговых обязательств уменьшать на кредиторскую задолженность в случае наличия нескольких долговых обязательств перед организацией. | Уменьшать на встречную кредиторскую задолженность необходимо прежде всего ту дебиторскую задолженность, которая возникла раньше согласно п. 1 ст. 266 НК РФ (Федеральный закон от 27 ноября 2017 г. № 335-ФЗ (ред. от 28 декабря 2017 г.)). |
3. Поступления от учредителей компания не включает в доходы при условии, что оформит их как вклад в имущество | |
Можно было не включать в доходы организации имущество, переданное учредителями в целях увеличения чистых активов компании (подп. 3.4 п. 1 ст. 251 НК РФ). | Вместо отмененной льготы для поступлений, направленных на увеличение чистых активов компании, законодатель предусмотрел другую льготу. Организации не учитывают в доходах поступления от учредителей, оформленные как вклады в имущество согласно Гражданскому кодексу РФ (подп. 3.7 п. 1 ст. 251 НК РФ). В случае некорректного оформления вклада поступления придется включить в доходы организации. Новая льгота применяется в том случае, если доля учредителя не превышает 50%. Если же доля превышает указанное значение, то оформлять вклады в имущество необязательно, так как поступления от учредителей с долей более 50%, как и раньше, не являются доходами согласно подп. 1 п. 1 ст. 251 НК (Федеральный закон от 30 сентября 2017 г. № 286-ФЗ (ред. от 27 ноября 2017 г.)). |
4. Расходы на основные средства разрешили возмещать из бюджета | |
Организации списывали стоимость основных средств через амортизацию, а также имели возможность сразу включить в расходы 10% или 30% стоимости объекта в качестве амортизационной премии. | Вместо амортизации теперь предусмотрена возможность применения инвестиционного вычета, который непосредственно уменьшает сумму налога, подлежащего уплате в региональный бюджет. Инвестиционный вычет равен 90% от стоимости основного средства или от расходов на модернизацию (ст. 286.1 НК РФ). Оставшиеся 10% стоимости организация спишет за счет налога в федеральный бюджет. Вопрос введения вычета принимается региональными властями (Федеральный закон от 27 ноября 2017 г. № 335-ФЗ (ред. от 28 декабря 2017 г.)). |
НДФЛ | |
1. Организаторам лотереи придется удерживать НДФЛ | |
Физические лица самостоятельно платили НДФЛ с выигрыша в лотерею независимо от его суммы. | Организатор лотереи удержит НДФЛ с дохода, который превышает 15 000 руб. При выигрыше от 4000 руб. до 15 000 руб. НДФЛ, как и прежде, платит гражданин согласно подп. 5 п. 1 ст. 228 НК РФ (Федеральный закон от 27 ноября 2017 г. № 354-ФЗ (ред. от 28 декабря 2017 г.)). |
2. С выигрыша в лотерею в пределах 4000 руб. НДФЛ платить не нужно | |
Выигрыши в лотерею и другие азартные игры в любой сумме подлежали налогообложению НДФЛ. | Платить НДФЛ нужно лишь с выигрыша, превышающего 4000 руб., согласно п. 28 ст. 217 НК РФ (Федеральный закон от 27 ноября 2017 г. № 354-ФЗ (ред. от 28 декабря 2017 г.)). |
3. Правопреемник обязан отчитаться по формам 2-НДФЛ и 6-НДФЛ за реорганизованную компанию | |
У правопреемников не было обязанности отчитываться по НДФЛ за реорганизованную компанию. | Правопреемник должен сдать отчетность по форме 2-НДФЛ по итогам года, если ликвидированная в результате реорганизации компания не смогла этого сделать. Форму 6- НДФЛ подают и за квартал, и за год согласно п. 5 ст. 230 НК РФ (Федеральный закон от 27 ноября 2017 г. № 335-ФЗ (ред. от 28 декабря 2017 г.)). |
4. Стало меньше случаев, когда с материальной выгоды по договору займа нужно платить НДФЛ | |
Материальная выгода по любому договору займа облагалась НДФЛ. Не имело значения, от каких организации или предпринимателя гражданин получил деньги. Выгода возникала, если проценты по договору были ниже 2/3 ставки рефинансирования на дату начисления процентов. | НДФЛ с материальной выгоды необходимо считать, когда:
|
5. Выплаты дольщикам при банкротстве застройщика не облагают НДФЛ | |
Компенсации гражданам – участникам долевого строительства не освобождались от НДФЛ. | НДФЛ не удерживают с компенсации, которую выплатили из специального фонда, если компания-застройщик признана банкротом (п. 71 ст. 217 НК РФ), (Федеральный закон от 27 ноября 2017 г. № 342-ФЗ). |
СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ | |
1. Личные взносы предпринимателей больше не зависят от МРОТ | |
Предприниматели рассчитывали фиксированные взносы исходя из МРОТ (7500 руб.). Общая сумма взносов составляла 27 990 руб.:
|
В НК РФ теперь содержатся не формулы для расчета личных взносов предпринимателя, а фиксированные суммы. В 2018 г. придется заплатить 32 385 руб.:
|
2. Больше выплат облагается взносами | |
Начислялись пенсионные и медицинские взносы, в том числе на выплаты физическим лицам по договорам передачи исключительных прав на произведения науки, литературы и искусства. | Больше результатов интеллектуальной деятельности облагается пенсионными и медицинскими взносами, если физическое лицо передает их юридическому лицу за деньги. Например, взносы необходимо начислять на выплаты по договорам передачи исключительных прав на компьютерные программы, базы данных, ноу-хау (подп. 3 п. 1 ст. 420, подп. 2 п. 3 ст. 422 НК РФ (Федеральный закон от 27 ноября 2017 г. № 335-ФЗ (ред. от 28 декабря 2017 г.)). |
3. У предпринимателей теперь больше времени, чтобы заплатить личные взносы | |
Фиксированные взносы за 2017 г. надо было перечислять до 2 апреля 2018 г. (1 апреля – выходной). | На 3 месяца сдвинуты сроки уплаты фиксированных взносов (абз. 2 п. 2 ст. 432 НК РФ). Платежи за 2017 г. надо перечислить не позднее 2 июля 2018 г. (1 июля – выходной), (Федеральный закон от 27 ноября 2017 г. № 335-ФЗ (ред. от 28 декабря 2017 г.)). |
4. Некоторые предприниматели могут не платить взносы, если напишут заявление | |
Предприниматели, которые не вели деятельность, если, например, проходили военную службу или ухаживали за ребенком до полутора лет, могли не платить фиксированные взносы. Кодексом не устанавливалась обязанность представлять для этого в налоговый орган документы, но без них налоговики не понимали, почему взносы не перечислялись. Потому фискалы могли потребовать эти платежи вместе с пенями. | В Кодекс внесено уточнение: если предприниматель не ведет деятельность, например, из-за отпуска по уходу за ребенком, ему надо сдать заявление в налоговый орган (п. 7 ст. 430 НК РФ). В нем необходимо отразить намерения не перечислять взносы. К заявлению необходимо приложить подтверждающие бумаги – к примеру, копию свидетельства о рождении ребенка. Инспекторы проверят операции по счетам предпринимателя и, если убедятся, что деятельность не ведется, освободят от взносов. Форма заявления свободная (Федеральный закон от 27 ноября 2017 г. № 335-ФЗ (ред. от 28 декабря 2017 г.)). |
5. Выросли лимиты по страховым взносам | |
Предельная база для пенсионных взносов – 876 000 руб., для взносов на соцстрах – 755 000 руб. Для медицинских взносов и платежей на травматизм лимита не было. |
Новые лимиты установлены в следующих размерах:
|
6. У «налоговиков» есть новые причины не принять расчет по взносам | |
У налоговиков было два основания вернуть компании расчет на доработку:
|
Помимо двух прошлогодних ошибок, из-за которых инспекторы не принимали расчет, теперь учитываются еще две:
|
ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ | |
1. За 2017 г. надо отчитаться по новой форме | |
Компании сдавали декларацию по земельному налогу по форме, утвержденной Приказом ФНС от 28 октября 2011 г. № ММВ-7-11/696. | За 2017 г. налогоплательщики отчитываются по новой форме декларации (Приказ ФНС от 10 мая 2017 г. № ММВ-7-21/347). |
2. Налогоплательщики больше не должны сдавать в налоговую документы, чтобы получить льготу по земельному налогу | |
Уменьшение налоговой базы на 10 000 руб. производилось на основании подтверждающих документов, представленных налогоплательщиком в налоговый орган (п. 6 ст. 391 НК РФ). | Для получения льготы физическому лицу необходимо представить в налоговый орган заявление (Приказ ФНС от 14 ноября 2017 г. № ММВ- 7-21/897), которое будет проверено на соблюдение условий получения льготы (Федеральный закон от 30 сентября 2017 г. № 286-ФЗ). |
ТРАНСПОРТНЫЙ НАЛОГ | |
1. Транспортный налог на дорогие автомобили снизился | |
Для расчета транспортного налога на легковые автомобили, возраст которых составлял от года до 2 лет, стоимостью от 3 млн до 5 млн руб. включительно применялся повышающий коэффициент 1,3. Если возраст до года, то коэффициент 1,5. | Повышающие коэффициенты 1,3 и 1,5 больше не применяются. Налог на легковые автомобили, возраст которых составляет до 3 лет, стоимостью от 3 млн до 5 млн руб. считается с минимальным повышающим коэффициентом 1,1. Налог на такие автомобили снизился вследствие изменений, внесенных на основании подп. «б» п. 68 ст. 2 Федерального закона от 27 ноября 2017 г. № 335-ФЗ (ред. от 28 декабря 2017 г.)). |
2. За 2017 г. надо отчитаться по новой форме | |
В течение 2017 г. декларацию по новой форме можно было сдавать по желанию. | За 2017 г. по транспортному налогу компании обязаны представлять декларации по новой форме (Приказ ФНС от 5 декабря 2016 г. № ММВ-7-21/668). |
НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО ОРГАНИЗАЦИЙ | |
1. Налог на движимое имущество теперь зависит от местных властей региона | |
Организации не платили налог на имущество с движимых основных средств на всей территории РФ, за исключением объектов, которые получили в результате реорганизации, ликвидации компании или от взаимозависимых лиц. | Вопрос о том, как платить налог с движимого имущества, отдан в ведение региональных властей. Предусмотрено ограничение – максимальная ставка налога 1,1%. Также местные власти вправе полностью освободить от налога движимые основные средства, принятые на учет с 1 января 2013 г., с даты выпуска которых прошло не более 3 лет (Федеральный закон от 27 ноября 2017 г. № 335-ФЗ (ред. от 28 декабря 2017 г.)). |
2. За 2017 г. надо отчитаться по новой форме | |
Организации могли подавать налоговую декларацию по авансовым платежам за полугодие и 9 месяцев 2017 г. по старой или новой форме (Письмо ФНС от 23 июня 2017 г. № БС- 4-21/12076). . | До 30 марта 2018 г. организации отчитываются по новой форме декларации (Приказ ФНС от 31 марта 2017 г. № ММВ-7-21/271). . |
3. Иностранные компании, которые не ведут деятельность в России через постоянные представительства, рассчитывают налог на имущество по кадастровой стоимости | |
Квартальные авансы по активам иностранных организаций рассчитывались исходя из среднегодовой стоимости. | В случае если кадастровая стоимость объекта недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекта недвижимого имущества иностранных организаций, не относящихся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства, была определена в соответствии с законодательством Российской Федерации в течение налогового (отчетного) периода, то определение налоговой базы и исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) по текущему налоговому периоду в отношении данного объекта недвижимого имущества осуществляются исходя из кадастровой стоимости, определенной на день внесения в ЕГРН сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости такого объекта. Рассчитать налог необходимо с даты внесения объекта в ЕГРН (Федеральный закон от 30 сентября 2017 г. № 286-ФЗ). |
4. Устанавливать налоговые льготы по высокоэффективным объектам будут регионы | |
Организации не начисляли налог на имущество со стоимости инновационного высокоэффективного оборудования. Льгота предоставлялась в течение 3 лет с момента постановки на учет имущества (п. 21 ст. 381 НК РФ, Письмо ФНС от 30 мая 2017 г. № БС-4- 21/10228). | Региональные власти вправе установить дополнительные льготы или полностью освободить от налога такие активы (п. 2 ст. 381.1 НК РФ), (Федеральный закон от 27 ноября 2017 г. № 335-ФЗ (ред. от 28 декабря 2017 г.)). |
БУХУЧЕТ | |
1. Бюджетные организации ведут бухучет по новым федеральным стандартам | |
Бухгалтеры руководствовались единым порядком ведения бухучета для госсектора, утвержденным Приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н, Законом о бухучете от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ, Методическими указаниями и рекомендациями по бухучету и отчетности для госсектора, казенных и автономных учреждений. А также Инструкцией к Плану счетов бюджетных учреждений, утвержденному Приказом Минфина России от 16 декабря 2010 г. № 174н. | Бюджетные и автономные учреждения применяют 5 новых федеральных стандартов бухучета (приказы Минфина от 31 декабря 2016 г. № 256н, № 257н, № 258н, № 259н и № 260н): «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора», «Основные средства», «Аренда», «Обесценение активов», «Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности». |
2. Появились новые требования к руководителю и главбуху застройщика | |
Главным бухгалтером и руководителем строительной компании, которая занимается долевым строительством, мог работать любой человек. | Запрещено занимать должности главного бухгалтера и директора в строительстве тем лицам, которые совершили экономические преступления или дисквалифицированы за административные правонарушения (п. 4 ст. 25 Федерального закона от 29 июля 2017 г. № 218-ФЗ). |
ПОСОБИЯ | |
1. Индексировать социальные выплаты чиновники теперь будут всегда одинаково | |
Правительство РФ каждый год самостоятельно устанавливало дату индексации пособий. В 2016 и 2017 гг. пособия увеличивали с 1 февраля. | Дату индексации пособий зафиксировали в законе. Теперь каждый год с 1 февраля социальные выплаты будут увеличивать на сумму инфляции за прошлый год (Федеральный закон от 19 декабря 2016 г. № 444-ФЗ). Исключение – материнский капитал. Его величину заморозили до 2020 г. |
2. Увеличился максимальный заработок для расчета пособий | |
Для расчета среднедневного заработка включали выплаты за два года. За 2015 г. – в пределах 670 000 руб., а за 2016 г. – не больше 718 000 руб. | Максимальный заработок за 2017 г., который можно учесть при расчете пособий, – 755 000 руб. А за 2017 г. – 815 000 руб. (Постановление Правительства РФ от 15 ноября 2017 г. № 1378). |
3. Выросло максимальное пособие по беременности и родам | |
Максимальное пособие по беременности и родам составляло 266 191,8 руб. (1901,37 ₽ х 140 дн.). | Максимальное пособие по беременности и родам – 282 493,4 руб. (2017,81 ₽ х 140 дн.), (Постановление Правительства РФ от 15 ноября 2017 г. № 1378). |
4. Установили максимум по страховым выплатам по временной нетрудоспособности, выплачиваемым в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием | |
Правительство РФ каждый год устанавливало максимальный размер выплат. В 2017 г. единовременная максимальная выплата составляла 94 018 руб. А максимум ежемесячной страховой выплаты – 72 290,4 руб. | Единовременная максимальная выплата в январе – 94 018 руб. А размер ежемесячной страховой выплаты – 72 290,4 руб. Ежегодно 1 февраля, в том числе в 2018 г., их будут индексировать исходя из индекса роста потребительских цен за предыдущий год (Федеральный закон от 19 декабря 2016 г. № 444-ФЗ). |
5. Вырос максимальный средний дневной заработок | |
Максимальный средний дневной заработок для расчета пособий составлял 1901,37 руб. ((670 000 ₽ + 718 000 ₽) / 730 дн.). | Максимальный средний дневной заработок для расчета пособий – 2017,81 руб. ((718 000 ₽ + 755 000 ₽) / 730 дн.), (Постановление Правительства РФ от 15 ноября 2017 г. № 1378). |
6. Увеличилось максимальное пособие по уходу за ребенком до 1,5 года | |
Максимальное пособие по уходу за ребенком до 1,5 года составляло 23 120,66 руб. (1901,37 ₽ х 30,4 дн. х 40%). | Максимальное пособие по уходу за ребенком до 1,5 года – 24 536,57 руб. (2017,81 ₽ х 30,4 дн. х 40%) (Постановление Правительства РФ от 15 ноября 2017 г. № 1378). |
ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ | |
1. Изменилась допустимая доля работников-иностранцев для работодателей, которые занимаются определенными видами деятельности | |
Изменения несущественны, но их следует учитывать в работе. | Правительством РФ определена допустимая доля работников-иностранцев для работодателей, которые занимаются определенными видами деятельности, среди которых розничная торговля алкоголем и табачными изделиями в спецмагазинах, продажа лекарств в аптеках, выращивание овощей.
Для деятельности в сфере прочего сухопутного пассажирского транспорта и автомобильного грузового транспорта доля иностранных работников уменьшена на 2% (до 28%). В остальных сферах деятельности доля иностранных работников не изменилась по сравнению с 2017 г. Ограничения по допустимой доле работников-иностранцев должны быть соблюдены до 1 января 2018 г. В случае нарушения юридическим лицам будет грозить штраф от 800 тыс. до 1 млн руб. либо приостановление деятельности на срок от 14 до 90 суток. Должностным лицам будет грозить штраф от 45 тыс. до 50 тыс. руб. (Постановление Правительства РФ от 4 декабря 2017 г. № 1467; вступает в силу 16 декабря 2017 г.). |
2. Усилен контроль за соблюдением требований об обеспечении доступности рабочих мест для инвалидов | |
Роструд и раньше мог проверить, соблюдают ли компании требования к рабочим местам для инвалидов. Но этот аспект не причисляли к основным. | Инспекторы Роструда будут проверять рабочие места и условия труда для инвалидов у тех работодателей, у которых есть сотрудники – лица с ограниченными возможностями (Постановление Правительства РФ от 22 ноября 2017 г. № 1409). |
3. Введен в действие государственный реестр работников, уволенных за взятки | |
У компании не было обязанности передавать сведения о сотрудниках, уволенных за коррупционные нарушения. | Установлена обязанность для работодателей сообщать сведения о работниках, уволенных за взятки. Данные сведения будут заноситься в специальный реестр в государственной информационной системе (Федеральный закон от 1 июля 2017 г. № 132-ФЗ). Порядок работы с реестром устанавливает Правительство РФ (Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ). |
4. Инспекторы Роструда не будут проверять компании с низким классом риска | |
Трудовые инспекторы не делили компании по классам риска. С плановой проверкой приходили в любую организацию. | Инспекторы Роструда будут выборочно подходить к определению компании, в которой следует провести плановую проверку, ориентируясь на класс ее риска (п. 20 Постановления Правительства РФ от 1 сентября 2012 г. № 875). Работодателей с низким классом риска проверять не станут. |
5. Утверждены перечни вопросов, которые инспекторы Роструда могут задавать при проверке | |
Трудовые инспекторы при проверке были вправе задавать любые вопросы. | Инспекторы Роструда должны проводить плановые проверки по проверочным листам. Роструд утвердил 107 таких листов. По ним проверят компании и предпринимателей из группы умеренного риска (Приказ Роструда от 10 ноября 2017 г. № 655, постановления Правительства РФ от 1 сентября 2012 г. № 875 и от 8 сентября 2017 г. № 1080). Проверочные листы включают перечни вопросов. Задавать другие вопросы проверяющие не вправе (п. 11.3 ст. 9 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ). |
ГОСЗАКУПКИ | |
1. Увеличилось число категорий заказчиков, обязанных проводить закупки у малого и среднего бизнеса в соответствии с Федеральным законом № 223-ФЗ | |
До 1 января 2018 г. закупки по Закону № 223-ФЗ у малого и среднего бизнеса не были обязаны проводить заказчики, если годовой объем их выручки не превышал 500 млн руб., а величина активов больше 500 млн руб. (для кредитных организаций). | С 1 января 2018 г. закупки по Закону № 223-ФЗ у малого и среднего бизнеса также обязаны проводить заказчики, если годовой объем их выручки превышает 500 млн руб. и величина их активов больше 500 млн. руб. (для кредитных организаций). Требование не будет применяться, если такой заказчик является субъектом малого или среднего предпринимательства.
С этой же даты указанная обязанность появилась у автономных учреждений, если по итогам закупок они заключили в предшествующем календарном году договоры на общую сумму больше 250 млн руб. (Постановление Правительства РФ от 15 ноября 2017 г. № 1383). |
2. Расширен перечень иностранного программного обеспечения, допускаемого к закупкам | |
До 1 января 2018 г. под запрет на допуск к закупкам иностранного программного обеспечения подпадали все иностранные разработчики программного обеспечения, в том числе из государств – членов ЕАЭС. | С 1 января 2018 г. запрет на допуск к закупкам иностранного программного обеспечения не касается программного обеспечения, разработанного в государствах – членах ЕАЭС. Для допуска к закупкам программное обеспечение должно быть включено в специальный реестр, который появится в дополнение к существующему реестру ПО (Постановление Правительства РФ от 20 декабря 2017 г. № 1594). |
Изменения налогового законодательства в 2018 г.
Сравнительный обзор поправок в налоговое, страховое и трудовое законодательство