Цифровизация финансовой отрасли, с одной стороны, упростила порядок взаимодействия между кредитными организациями (иными финансовыми структурами) и клиентами, с другой – привела к тому, что мошенники начали активно использовать социальную инженерию в целях хищения денежных средств. Одним из главных каналов, – который, рискнем предположить, испытал на себе каждый из нас, – это телефонная связь, по которой поступают звонки из «служб безопасности» и даже «следственных органов». В настоящей статье мы проанализируем, готов ли законодатель и правоприменитель предоставить адекватную правовую защиту потерпевшим.
По данным Банка России, методы социальной инженерии являются основным инструментом злоумышленников для хищения денег у граждан. Телефонное мошенничество – один из главных каналов таких действий. Понятие социальной инженерии раскрыто в «Основных направлениях развития финансового рынка Российской Федерации на 2022 год и период 2023 и 2024 годов» – это введение в заблуждение путем обмана или злоупотребления доверием для получения несанкционированного доступа к информации, электронным средствам платежа или побуждения владельцев самостоятельно совершить перевод денежных средств с целью их хищения.