×

Когда у мобилизованного возникает статус военнослужащего?

Указ Президента РФ № 647 поднимает множество вопросов, требующих регулирования
Загайнов Дмитрий
Загайнов Дмитрий
Адвокат АП Свердловской области, партнер INTELLECT, Почетный адвокат России

Согласно п. 3 ст. 2 Закона о военной службе1 граждане, проходящие военную службу, являются военнослужащими. На военнослужащих возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите, а также вооруженная защита Российской Федерации. Данные обязанности предусматривают необходимость беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни (абз. 2 п. 2 ст. 1 Закона о статусе военнослужащих2).

В Законе «О военной службе» четко разделены статусы граждан:

  • военнослужащий;
  • гражданин, проходящий военные сборы;
  • гражданин, пребывающий в мобилизационном людском резерве.

В последнюю категорию входят только те граждане, которые заключили контракт о пребывании в резерве. Все остальные граждане, пребывающие в запасе, состоят в мобилизационном людском ресурсе (ст. 51.2 Закона о военной службе).

В период мобилизации у граждан возникают дополнительные воинские обязанности, которые предусматривает п. 2 ст. 1 Закона о военной службе, а именно:

  • призыв на военную службу по мобилизации;
  • прохождение военной службы в период мобилизации.

В связи с изданием Указа Президента РФ от 21 сентября 2022 г. № 647 «Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации» (далее – Указ № 647) возникла необходимость четко определить статус лиц, которые призываются на военную службу по мобилизации, и ответственность за неявку по призыву.

Несмотря на схожесть понятий «призыв на военную службу» и «призыв на военную службу по мобилизации», в Законе о военной службе они разделены. Уклонение от призыва на военную службу и от призыва на военную службу по мобилизации имеет разные правовые последствия.

Законодатель четко определяет категорию лиц, в отношении которых используются понятия «призыв на военную службу» и «прохождение военной службы по призыву»: это граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе, за исключением освобожденных от призыва на военную службу, получивших отсрочку, или не подлежащих призыву (ст. 22 Закона о военной службе).

Читайте также
Пацифиста признали уклонистом и присудили штраф
ЕСПЧ оценит, нарушают ли Конвенцию лишение права на альтернативную службу и уголовный штраф
09 ноября 2018 Мнения

Практика по привлечению лиц, уклоняющихся от прохождения военной или альтернативной гражданской службы, к уголовной ответственности по ст. 328 УК РФ ранее складывалась только в отношении лиц, подлежащих призыву на военную службу. На это также указал в свое время Верховный Суд РФ в Постановлении Пленума от 3 апреля 2008 г. № 3 «О практике рассмотрения судами уголовных дел об уклонении от призыва на военную службу и от прохождения военной или альтернативной гражданской службы».

Практики о привлечении к ответственности лиц, уклоняющихся от призыва на военную службу по мобилизации, никогда не было; соответствующая статья в УК в настоящее время отсутствует. В связи с этим считаю опасными мнения юристов-консультантов, предупреждающих о возможном уголовном преследовании лиц, которые призваны по мобилизации.

Тем не менее УК содержит главу, посвященную преступлениям против военной службы, где субъектом ответственности выступает военнослужащий, проходящий военную службу по призыву либо по контракту, а также граждане, пребывающие в запасе, во время прохождения ими военных сборов (ч. 1 ст. 331 Кодекса). С 24 сентября Федеральным законом № 365-ФЗ в гл. 33 УК были внесены изменения: добавлена уголовная ответственность за деяния, совершенные в период мобилизации.

Среди субъектов возможной ответственности лица, проходящие военную службу по мобилизации, прямо не поименованы. Полагаю, что такое несоответствие устраняется путем внимательного прочтения Указа № 647. Так, для определения и уяснения статуса мобилизованного необходимо обратить внимание на п. 2 Указа № 647, который гласит: «Осуществить призыв граждан Российской Федерации на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации. Граждане Российской Федерации, призванные на военную службу по мобилизации, имеют статус военнослужащих, проходящих военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации по контракту (выделено мной. – Д.З.)».

Читайте также
Адвокаты проанализировали закон об ужесточении ответственности за преступления против военной службы
Согласно поправкам устанавливается уголовная ответственность за мародерство и добровольную сдачу в плен, а также ужесточается ответственность за ряд воинских преступлений в период военного положения или мобилизации
21 сентября 2022 Новости

Такая формулировка многих вводит в заблуждение, поскольку понятия «призванные на военную службу по мобилизации» и «статус военнослужащего по контракту» соседствуют в одном предложении.

Пункт 1 ст. 2 Закона о статусе военнослужащих относит к военнослужащим лиц, проходящих военную службу как по контракту, так и по призыву.

Прохождение военной службы по контракту осуществляется в добровольном порядке – это следует из анализа п. 2 ст. 2 Закона о военной службе, а также п. 4 ст. 4 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 г. № 1237 «Вопросы прохождения военной службы» (далее – Положение о порядке прохождения военной службы). Статус военнослужащего приобретается гражданами с начала военной службы и утрачивается с окончанием военной службы (п. 2 ст. 2 Закона «О статусе военнослужащего»). На граждан, пребывающих в мобилизационном людском резерве, статус военнослужащего распространяется в случаях и порядке, которые предусмотрены Законом о статусе военнослужащего, федеральными законами и иными нормативными актами РФ.

Таким образом, если гражданин не пребывает в резерве, т.е. у него не подписан соответствующий контракт с Вооруженными силами РФ, он не приобретает статус военнослужащего до того момента, пока юридически у него не начнется военная служба.

Так мы подошли к главному вопросу: когда же начинается военная служба у мобилизованного (не «резервиста»)?

Ответ на данный вопрос содержится в п. 1 ст. 3 Положения о порядке прохождения военной службы. Началом военной службы считается:

  • для граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, – день присвоения воинского звания рядового;
  • для граждан (иностранных граждан), поступивших на военную службу по контракту, – день вступления в силу контракта;
  • для граждан, поступивших в военно-учебные заведения и не проходивших военную службу или прошедших военную службу ранее, – день зачисления в указанные учебные заведения.

Поскольку Указом № 647 лица, призванные на военную служу по мобилизации, приравнены по статусу к военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, важно правильно ответить на вопрос, когда для «контрактника» вступает в силу контракт?

Статья 4 Положения о порядке прохождения военной службы определяются условия заключения контракта и прекращения его действия. Контракт, предполагая добровольность поступления на военную службу, содержит в качестве обязательного требования указание на даты подписания контракта

  • гражданином (иностранным гражданином) и
  • должностным лицом федерального органа исполнительной власти или федерального государственного органа, заключающего контракт от имени Российской Федерации.

Только после подписания контракта под подписями гражданина (иностранного гражданина) и должностного лица указываются:

  • дата и номер приказа соответствующего должностного лица, в котором объявлено о вступлении контракта в силу;
  • дата и основание прекращения действия контракта.

В любом случае статус военнослужащего как призывником по мобилизации, так и «контрактником» приобретается в день издания приказа.

Данная оговорка представляется уместной, поскольку лицо, призванное на военную службу по мобилизации, может не подписать предлагаемый ему контракт. В таком случае возникает дилемма, ведь нормативное обоснование для пребывания такого «кандидата в военнослужащие» на военной службе отсутствует. Будет ли достаточно в этом случае приказа соответствующего должностного лица о направлении мобилизованного к месту прохождения военной службы?

В то же время отправка в воинскую часть не означает начала военной службы – такое разграничение содержится в п. 1 ст. 31 Закона о военной службе» и связано с призывниками-«срочниками».

Учитывая, что призванные на военную службу по мобилизации по статусу приравнены к военнослужащим по контракту, считаю необходимым условием для начала несения военной службы для мобилизованных подписанный сторонами контракт и издание приказа о вступлении контракта в силу. Гражданин, отказавшийся подписывать контракт, должен быть отозван из всех сборочных и пересыльных пунктов, поскольку он не может быть допущен к несению военной службы и обладать правами и свободами, гарантированными государством, а также обязанностями, установленными для военнослужащих.

Указ № 647 вскрывает множество вопросов, которые в настоящее время не урегулированы.

Полагаю, что любое изменение в законодательстве, связанное с призывом на военную службу по мобилизации, особенно в части ужесточения ответственности, вызванного уклонением от призыва по мобилизации, должно учитывать возможность предоставления гражданину права на прохождение альтернативной гражданской службы, т.е. особого вида трудовой деятельности в интересах общества и государства. На данный момент такая возможность предоставляется только «срочникам» – взамен военной службы по призыву. Правовая основа для этого предусмотрена п. 3 ст. 59 Конституции: если убеждениям или вероисповеданию гражданина РФ противоречит несение военной службы, он имеет право на ее замену альтернативной гражданской службой, равно как и в иных установленных федеральным законом случаях. Призыв «срочников» на военную службу осуществляется в соответствии не только с Законом о военной службе, но и Законом об альтернативной гражданской службе. Не следует доводить ситуацию до крайности, когда мобилизованный, ссылаясь на свои убеждения и вероисповедание, о которых призывная комиссия поставлена в известность, встанет перед выбором – подписывать или не подписывать контракт на военную службу по причине отсутствия договора на альтернативную гражданскую службу.

До тех пор, пока государством не будет гарантировано право на альтернативную гражданскую службу по мобилизации, гражданин не может считаться не исполняющим обязанности по прохождению военной (альтернативной гражданской) службы по причине неподписания контракта (договора). Именно неподписание контракта в настоящее время является единственной возможностью для лица, призванного по мобилизации, не быть принужденным к исполнению обязанностей, которые противоречили бы его убеждениям и вероисповеданию. Попытки должностных лиц Вооруженных сил РФ обойти условия подписания контракта с мобилизованным за счет издания приказа о его направлении к месту несения военной службы при отсутствии гражданской альтернативы должны, на мой взгляд, восприниматься и оцениваться как злоупотребление полномочиями и преследоваться по закону в административном и уголовном порядке.

Выполнение такого долга и обязанности перед государством, как защита Отечества (п. 1 ст. 59 Конституции), не может осуществляться с принуждением гражданина к отказу от своих убеждений и веры. Считаю, что служба Отечеству необязательно должна быть военной, она может быть и гражданской, поэтому запугивание граждан уголовным преследованием в случае неявки на призывной пункт является незаконным. Гражданин, получивший повестку по мобилизации, должен быть уверен, что не будет принужден к подписанию контракта о военной службе и отправлен к месту ее несения, если сообщит на призывном пункте о своих убеждениях и вероисповедании. Он должен быть уверен, что его отправят домой без последствий в виде уголовного преследования и наказания. В случае неявки гражданина на призывной пункт по повестке без уважительной причины он не может быть подвергнут иному наказанию, кроме привлечения к административной ответственности по ст. 21.5 КоАП РФ в виде предупреждения или штрафа в размере от 500 до 3000 руб.

В заключение добавлю, что согласно п. 2 ст. 7 Закона о военной службе уважительными причинами неявки гражданина по повестке военного комиссариата являются:

  • заболевание или увечье, связанные с утратой трудоспособности;
  • тяжелое состояние здоровья отца (матери), жены (мужа), сына (дочери), родного брата (родной сестры), дедушки (бабушки) или усыновителя либо участие в похоронах указанных лиц;
  • препятствие, возникшее в результате действия непреодолимой силы, или иное обстоятельство, не зависящее от воли гражданина;
  • иные причины, признанные уважительными призывной комиссией, комиссией по первоначальной постановке на воинский учет или судом.

Уважительность причины неявки должна быть документально подтверждена.


1 Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ.

2 Федеральный закон «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ.

Рассказать:
Другие мнения
Тонков Евгений
Тонков Евгений
Член Комиссии Совета ФПА РФ по защите прав адвокатов, председатель Комиссии АП Ленинградской области по защите профессиональных прав адвокатов, к.ю.н., доцент СЗИУ РАНХИГС
Возможно ли исключить фальсификации протоколов судебных заседаний из уголовного процесса?
Уголовное право и процесс
Технически простые изменения в УПК РФ могут изменить ситуацию к лучшему для стороны защиты
03 сентября 2024
Окшин Максим
Окшин Максим
Юрист АБ «Мушаилов, Узденский, Рыбаков и партнеры»
«Портфолио» для осужденного
Уголовно-исполнительное право
Особенности правового сопровождения отбывания наказания в виде лишения свободы
20 августа 2024
Овчинников Владимир
Овчинников Владимир
Адвокат АП Ставропольского края, член Союза журналистов РФ
Равноправие сторон – реальность или иллюзия?
Уголовное право и процесс
Какие изменения, касающиеся отвода защитника от участия в уголовном деле, целесообразно внести в УПК
16 августа 2024
Хмыров Ростислав
Хмыров Ростислав
Вице-президент АП Краснодарского края, председатель Комиссии по защите профессиональных прав адвокатов АП КК, член Комиссии Совета ФПА по защите прав адвокатов, председатель КА «Хмыров, Валявский и партнеры», к.ю.н.
Свидетельский иммунитет – не только адвокатам
Уголовное право и процесс
Только ли при производстве обыска, осмотра и выемки существует риск нарушения адвокатской тайны?
14 августа 2024
Кустова Татьяна
Кустова Татьяна
Юрист ООО «Альтхаус Консалтинг»
Усиление госконтроля или развитие государственно-частного партнерства?
Градостроительное право
Пути решения проблемы параллельного возведения МКД и социальных объектов
12 августа 2024
Шишкин Роман
Шишкин Роман
Адвокат АП Московской области, налоговый адвокат МКА «Филиппов и партнеры», к.ю.н.
Дробление бизнеса – не всегда злоупотребление
Налоговое право
Что может помочь налогоплательщику добиться положительного результата в споре с налоговым органом
08 августа 2024
Яндекс.Метрика