Автор настоящей статьи, являясь сертифицированным специалистом-полиграфологом, неоднократно выступая в качестве лектора на курсах повышения квалификации адвокатов, сталкивался с ситуацией, когда слушатели владели недостоверной информацией о сути судебной психофизиологической экспертизы с применением полиграфа. По его мнению, основной причиной недопонимания является искаженная информация, публикуемая в изданиях, в том числе лицами, не сведущими в вопросах прикладной психофизиологии, не проводившими лично экспертиз с применением полиграфа. В качестве примера он приводит одну из недавних публикаций1. В связи с неоднозначностью изложенных в ней суждений автор считает целесообразным уточнить некоторые важные детали и предоставить читателям дополнительную информацию.
Читайте также комментарии к данному материалу доцента кафедры биоэтики и международного медицинского права ЮНЕСКО РНИМУ им. Н.И. Пирогова, к.ю.н., эксперта-криминалиста Игоря Ефремова и директора ООО «Рязанский НИЦ судебной экспертизы», к.ю.н., доцента, ведущего направления «Судебная экспертиза» АНО «Рязанский институт дополнительного профессионального образования, переподготовки и инноваций», почетного юриста Рязанской области Павла Милюхина.
Психофизиологическое исследование с применением полиграфа в целях получения заключения специалиста-полиграфолога (включая проведение ПФИ согласно ст. 80 УПК РФ), опрос с использованием полиграфа – ОИП (в том числе как разновидность оперативно-розыскного мероприятия «опроса», который может проводиться согласно ст. 6 Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» с применением технических средств, не наносящих ущерба жизни и здоровью людей), производство судебной психофизиологической экспертизы с применением полиграфа (СПФЭ) представляют собой различные организационно-правовые формы использования специальных знаний одновременно из области психологии, физиологии и криминалистики2.