×

Налоговые льготы в IT-индустрии: реалии и перспективы

Государство делает серьезные шаги навстречу отрасли в сфере налогообложения

В настоящее время государство уделяет особое внимание развитию IT-отрасли. При этом с закрытием доступа к иностранным разработкам и решениям в области информационных технологий следует ожидать, что интерес будет только расти.

Важными инструментами развития IT-отрасли выступают различные государственные преференции и льготы, в том числе в области налогообложения. До недавнего времени российское законодательство не могло предложить IT-компаниям широкий перечень налоговых льгот. Как правило, компании, находящиеся на общей системе налогообложения, использовали такие «льготные» механизмы, как:

  • мгновенная амортизация (п. 6 ст. 259 НК РФ). Данная льгота позволяла учитывать расходы на покупку электронно-вычислительной техники единовременно, а не постепенно в порядке амортизации. C 1 января 2021 г. она отменена;
  • затраты на научные исследования и опытно-конструкторские разработки (п. 7 ст. 262 НК). Данная льгота позволяет учитывать затраты на НИОКР, входящие в утвержденный Правительством перечень1, с коэффициентом 1,5. Льгота действует по настоящее время.
Читайте также
Россия идет вперед, хотя и не очень быстро
Ключевые события 2021 года в сфере интеллектуальной собственности
29 декабря 2021 Мнения

В 2020 г. государство сделало серьезный шаг навстречу IT-отрасли. Совокупность мер по перераспределению налоговой нагрузки получила название «налоговый маневр». У IT-компаний появилась возможность применять следующие «льготные» инструменты:

  • по налогу на прибыль (для российских IT-компаний ставка была снижена с 20% до 3%);
  • по страховым взносам (компании получили возможность применять пониженные тарифы страховых взносов в общем размере 7,6% (стандартный размер составляет 30%));
  • по НДС (продажа и передача прав на программы из российского реестра ПО, а также их сопровождение были освобождены от уплаты НДС). 

Для применения льгот по налогу на прибыль и страховым взносам IT-компания должна соответствовать следующим критериям: наличие госаккредитации; среднесписочная численность сотрудников – не менее 7 человек; доходы от IT-деятельности (продажа собственного ПО и услуг по его сопровождению) должны составлять не менее 90%. 

Ключевое условие для применения льготы по НДС – программа должна быть включена в реестр отечественного ПО. При этом из-под действия указанных льгот законодатель вывел IT-компании, осуществляющие рекламную деятельность или деятельность в качестве интеграторов.

В марте 2022 г. государство в ответ на экономические санкции анонсировало дальнейшие налоговые послабления для IT-отрасли. В частности, Указом от 2 марта 2022 г. № 83 «О мерах по обеспечению ускоренного развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации» Президент РФ постановил принять меры, в том числе направленные на: 

  • установление для IT-компаний «нулевой» ставки по налогу на прибыль до 2024 г.2;
  • расширение списка компаний, которые смогут претендовать на налоговые льготы (по налогу на прибыль и страховым взносам). В частности, предлагается распространить соответствующие льготы на компании, получающие доходы от распространения (размещения) рекламы или осуществляющие деятельность в качестве интеграторов (то есть выполняющие работы по адаптации, установке, внедрению, тестированию и поддержке не принадлежащего им отечественного ПО);
  • освобождение аккредитованных IT-компаний от налогового и валютного контроля на срок до трех лет.

Кроме того, есть основания полагать, что круг получателей налоговых льгот будет дополнительно расширен за счет включения в него компаний-маркетплейсов.

Ожидается также, что в текущем году законодательство будет дополнено льготами, анонсированными3 в рамках «второго» пакета мер поддержки IT-отрасли, в частности: 

  • ускоренная амортизация. Льгота предполагает введение повышенного коэффициента амортизации (коэффициент 3) для приобретаемого отечественного ПО, – то есть списывать затраты в расходы можно будет быстрее. Предполагается, что воспользоваться льготой можно будет с 2023 г.;
  • затраты с повышающим коэффициентом. Предусматривается возможность учета затрат на приобретение российского ПО и оборудования в сфере искусственного интеллекта с применением повышающего коэффициента 1.5;
  • инвестиционный налоговый вычет. Данная льгота предполагает возможность учета затрат на внедрение российского ПО и оборудования в рамках инвестиционного налогового вычета, – то есть при соблюдении определенных условий такие расходы можно будет вычесть непосредственно из суммы налога, а не налоговой базы.

Как показывает статистика (по итогам 9 мес. 2021 г.), «налоговый маневр» в IT-отрасли обеспечил рост дополнительных налоговых поступлений на 48 млрд руб. и рост объема реализации IT-компаниями их решений и услуг (свыше 1,14 трлн руб. и рост на 38% по сравнению с аналогичным периодом 2020 г.). При этом важно отметить, что государство не исчерпало запас мер, которые могут способствовать развитию отрасли. Например, в настоящий момент указанные льготы, как правило, не могут применять компании-агрегаторы или компании, получающие выручку от использования ПО иными способами.

Вместе с тем эффективность налоговых льгот во многом зависит от конкретных законодательных формулировок, действий правоприменителей и общей экономической обстановки. Например, «налоговый маневр» в IT-отрасли породил большой круг вопросов по поводу категорий получателей таких льгот, а также вызвал необходимость квалификации IT-терминологии для целей налогообложения. В связи с этим контролирующие и профильные госорганы были вынуждены направлять разъяснения относительно применения новых положений законодательства. Так, Минфин России выпустил письмо от 18 декабря 2020 г. № 03-07-07/111669, в котором привел конкретные виды деятельности IT-компаний, подпадающие под действие льгот; ФНС России опубликовала ответы на точечные вопросы (Письмо от 18 декабря 2020 г. № СД-4-3/20902@ «О налоговом маневре в IT-отрасли»), а Минцифры России в Письме от 27 января 2022 г. № П11-2-05-200-3571 разъяснило значения специальных терминов («адаптация» и «модификация»), используемых в законодательстве.

Правоприменители также контролируют желающих воспользоваться доступными льготами. Например, в деле в отношении АО «Лаборатория Касперского» (№ А40-158523/2020) суды поддержали позицию налогового органа по вопросу возможности квалификации выполненных работ в качестве НИОКР для целей применения повышающего коэффициента к соответствующим затратам. 

Учитывая изложенное, следует предположить, что применение объявленных льгот может быть сопряжено с различными сложностями. Поясним на примере предложения об освобождении IT-компаний от налогового контроля. Законодательство (п. 4 ст. 89 НК) позволяет налоговым органам проводить выездные налоговые проверки за три года (то есть в 2022 г. можно проверить период 2019–2021 гг.). Означает ли предложенная льгота, что по истечении трехлетнего срока налоговые органы не смогут провести выездную налоговую проверку за прошедший период? Этот, а также масса других вопросов (например, о возможности направлять требования в адрес IT-компаний и проводить иные контрольные мероприятия) пока остаются открытыми.

Общая экономическая конъюнктура также оказывает непосредственное влияние на эффективность применения льгот. Так, предложение об «обнулении» ставки по налогу на прибыль не возымеет должного эффекта, если у компании прибыль отсутствует. В связи с этим в период «экономической турбулентности» более эффективными для бизнеса, на наш взгляд, представляются льготы по НДС. 

Вместе с тем есть основания предполагать появление тренда смягчения подходов правоприменителя, и пример тому – Письмо Минфина России и ФНС России от 17 марта 2022 г. № СД-4-2/3289@ «О налоговых преимуществах, установленных для IT-бизнеса». Напомним, ранее ведомство придерживалось подхода4, согласно которому реорганизация бизнеса преимущественно в целях получения льгот для IT-компаний могла рассматриваться в качестве схемы «дробления бизнеса». В связи с этим многие компании довольно сдержанно оценивали перспективы использования соответствующих льгот. Однако в новом письме ФНС существенно смягчила позицию, указав, что реорганизация IT-компании в форме разделения (выделения) не должна рассматриваться как нарушение ст. 54.1 НК.

Таким образом, становится очевидным, что в последние годы государство сделало существенные шаги навстречу IT-отрасли в сфере налогообложения. При этом есть основания полагать, что в перспективе такая поддержка будет расширяться. Однако эффективность мер зависит от большого количества факторов, часть из которых находится за пределами воли законодателя, поэтому важно следить за развитием законодательства и правоприменительной практики и своевременно адаптироваться к новым условиям.


1 Постановление Правительства РФ от 24 декабря 2008 г. № 988 «Об утверждении перечня научных исследований и опытно-конструкторских разработок, расходы налогоплательщика на которые в соответствии с пунктом 7 статьи 262 части второй Налогового кодекса Российской Федерации включаются в состав прочих расходов в размере фактических затрат с коэффициентом 1,5».

2 Федеральный закон от 26 марта 2022 г. № 67-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 2 Федерального закона “О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации”».

3 План мероприятий («дорожная карта») «Создание дополнительных условий для развития отрасли информационных технологий» от 9 сентября 2021 г.

4 Письмо от 20 февраля 2021 г. № СД-4-3/2160.

Рассказать:
Другие мнения
Якупов Тимур
Якупов Тимур
Юрист, партнер агентства практикующих юристов «Правильное право», помощник депутата Госдумы РФ
«Статичное» регулирование или справедливый подход?
Семейное право
И вновь о дуализме механизма взыскания алиментов на содержание детей
11 апреля 2024
Насонов Сергей
Насонов Сергей
Советник Федеральной палаты адвокатов РФ, адвокат АП г. Москвы, профессор кафедры уголовно-процессуального права Московского государственного юридического университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА), д.ю.н.
Смертная казнь: уголовно-процессуальный аспект
Уголовное право и процесс
Включение данной меры в УК заставит вернуть эти составы преступлений в подсудность присяжных
04 апреля 2024
Смола Павел
Высшая мера: материально-правовой аспект
Конституционное право
Ни международное право, ни законодательство РФ не изменились в сторону желательности смертной казни
02 апреля 2024
Саркисов Валерий
Саркисов Валерий
Адвокат АП г. Москвы, АК «Судебный адвокат»
Сопричинение вреда в умышленных преступлениях
Уголовное право и процесс
Статью 153 УПК целесообразно дополнить новым основанием для соединения уголовных дел
01 апреля 2024
Мухаметов Руслан
Мухаметов Руслан
Юрисконсульт ООО «РПК»
Год или три?
Арбитражный процесс
Исчисление срока исковой давности для привлечения КДЛ к субсидиарной ответственности
29 марта 2024
Буробин Виктор
Буробин Виктор
Член Совета ФПА РФ, адвокат АП г. Москвы, президент адвокатской фирмы «ЮСТИНА»
Смертная казнь: «за» и «против»
Уголовное право и процесс
Гражданское общество должно понимать, что с введением смертной казни безопасность людей не усилится
27 марта 2024
Яндекс.Метрика