×

Обязанностей без адекватного возмещения быть не должно

КС подтвердил законность предъявления к работнику требований наравне с госслужащим
Плахотнюк Вячеслав
Плахотнюк Вячеслав
Адвокат АП Санкт-Петербурга, доктор права НИУ Высшая школа экономики

Конституционный Суд РФ опубликовал Определение от 21 июля 2022 г. № 1998-О, в котором посчитал законным применение к лицу, работающему в должности, не относящейся к государственной службе, ограничений, налагаемых на госслужащих.

Читайте также
КС не усмотрел нарушений прав работника, к которому предъявлялись требования наравне с госслужащим
Суд посчитал, что распространение постановлением правительства ограничений, запретов и обязанностей на работников организаций, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, не может расцениваться как нарушающее Конституцию
14 сентября 2022 Новости

Напомню, что жалоба Дмитрия Фоминцева в КС касалась конституционности наложения юридических обременений – обязанностей, ограничений и запретов – на работников организаций, фактически реализующих полномочия федеральных органов публичной власти, но при этом не наделяемых статусом и гарантиями госслужащих. Такие работники на основании ст. 349.2 ТК РФ под страхом увольнения с нового места работы или расторжения гражданско-правового договора обязаны наравне с госслужащими соблюдать требования ст. 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» – в частности, получать предусмотренное указанной нормой согласие комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.

Конституционный Суд по процедурным причинам уклонился от прямого ответа на вопрос заявителя жалобы о конституционности отдельных положений Трудового кодекса РФ, федеральных законов «О противодействии коррупции» и «О государственной гражданской службе Российской Федерации», констатировав при этом важность реализации государственной антикоррупционной политики, а также полномочий федеральных органов государственной власти принимать соответствующие нормативные правовые акты.

Оценивая проблему, затронутую заявителем жалобы, отмечу следующее.

Во-первых, ст. 37 Конституции РФ гарантирует свободу труда. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. При этом ст. 55 Конституции запрещает введение несоразмерных и произвольных ограничений основных прав и свобод человека. То что перечни организаций и должностей работников, подпадающих под действие указанных норм, фактически приравнивающих этих лиц к госслужащим, устанавливаются подзаконными нормативными правовыми актами, а также локальными нормативными актами государственных фондов и организаций, на мой взгляд, «размывает» конституционные гарантии и создает новые самостоятельные коррупционные риски.

Для устранения этого недостатка правового регулирования представляется целесообразным установить уровень постановления Правительства РФ в качестве «нижнего порога» нормотворчества в указанной сфере.

Во-вторых, не должно быть обязанностей без адекватного возмещения. Практика сокращения штата госслужащих за счет перевода их должностей в «неслужащие», делегирования отдельных функций подведомственным организациям привела к некоторому дисбалансу трудовых прав и обязанностей.

Исходя из принципов равенства и справедливости, указанных в ст. 19 Конституции, для обеспечивающих реализацию полномочий органов публичной власти работников, фактически приравниваемых антикоррупционным законодательством к государственным служащим, справедливо было бы предусмотреть компенсации и гарантии, аналогичные предоставленным госслужащим. Это соответствовало бы тенденциям настоящего времени, когда, например, для применения мер юридической ответственности судами принимается во внимание не формальный статус или должность лица, а его реальное влияние на решения, принимаемые органами власти и управления.

В целом совершенствование антикоррупционного законодательства, а также его гармонизацию с нормами трудового права считаю своевременными и необходимыми.

Рассказать:
Другие мнения
Розманов Алексей
Розманов Алексей
Адвокат АП г. Москвы, Межреспубликанская коллегия адвокатов (г. Москва), филиал «Адвокатская консультация № 63»
Уголовное дело как инструмент корпоративных конфликтов
Уголовное право и процесс
Следствие переквалифицировало действия доверителя с ч. 4 ст. 159 на ч. 1 ст. 201 УК РФ
23 сентября 2025
Солощенко Антон
Солощенко Антон
Управляющий партнер экспертной компании «АльфаПро»
«Банкротный туризм» и вывод имущества как критерии злоупотребления правом
Арбитражный процесс
ВС подчеркнул важность оценки реального финансового состояния должника
23 сентября 2025
Прокофьев Роман
Прокофьев Роман
Член АП Московской области, адвокат, руководитель группы практики реструктуризации и банкротства ART DE LEX
Когда требование включено судом в реестр необоснованно
Конституционное право
КС – о возможности преодоления законной силы судебного акта
22 сентября 2025
Мухамбетова Айжан
Мухамбетова Айжан
Управляющий партнер EqualLegalPartners
Добросовестность погашения долга третьим лицом на старте процедуры
Арбитражный процесс
ВС указал на недопустимость искусственного «выведения» должника из банкротства
22 сентября 2025
Самойлова Анна
Самойлова Анна
Партнер юридической фирмы BriefcaseLawOffice
Ответственность директора: выводы, представляющиеся спорными
Корпоративное право
ВС аккумулировал практику применения ст. 53.1 ГК
19 сентября 2025
Морозов Николай
Морозов Николай
Член АП Краснодарского края, Лазаревский филиал № 2 КККА г. Сочи
Не каждая самовольная постройка – недвижимость
Гражданское право и процесс
ВС пояснил, что апелляция и кассация ошибочно отклонили заключение строительной экспертизы
18 сентября 2025
Яндекс.Метрика