×

«За того парня»…

Задача отделить реальных кандидатов в депутаты от «паровозов», «двойников» и дублеров требует не только поправок в законы
Плахотнюк Вячеслав
Плахотнюк Вячеслав
Адвокат АП Санкт-Петербурга, доктор права НИУ Высшая школа экономики

На 30-м заседании Центральной избирательной комиссии РФ от 24 июля 2021 г., посвященном выборам депутатов Госдумы восьмого созыва, председатель ЦИК Элла Памфилова сообщила, что получила несколько жалоб о применении в ряде регионов страны «грязных» технологий в виде выдвижения кандидатов-«двойников».

Данное заявление не было подкреплено статистикой или конкретными примерами, но поскольку оно было озвучено председателем ЦИК и поддержано лидером партии «Справедливая Россия» Сергеем Мироновым, указанные факты, полагаю, имеют подтверждение.

Тактики переключения внимания избирателей известны и применяются в России с 90-х гг. ХХ в. Выдвижение кандидатов без цели избрания и последующего занятия соответствующей выборной должности или получения депутатского мандата использовалось не только в технологии «двойников». Тогда же была впервые применена технология «паровозов», когда в первые строчки партийных списков включались авторитетные политики, деятели культуры, известные артисты и спортсмены. Люди охотно голосовали за кумиров. Впоследствии «звезды» отказывались от депутатских мандатов, ссылаясь на занятость по основной деятельности, и освобождали мандаты для кандидатов-«вагонов», реально претендующих на них. В прошлых циклах федеральных и региональных выборов это явление было отмечено почти повсеместно1.

Давно используется практика выдвижения дублеров или «технических» кандидатов. Встречались даже «технические» партии. С помощью дублеров решались технические задачи – они, например, предоставляли страховку от признания выборов несостоявшимися: заведомо «непроходной» претендент обеспечивал присутствие как минимум двух фамилий в бюллетене на избирательном участке в день голосования. Случались, правда, курьезы, когда, к примеру, основной кандидат проигрывал дублеру. Последний нередко обеспечивал и дополнительный ресурс для избирательной кампании «основного» кандидата: финансовый, юридический, агитационный. Все жалобы, судебные претензии и компромат исходили, как правило, от «технических» кандидатов («технических» партий), позволяя «основным» кандидатам и партиям не быть обвиненными в нарушении норм этики и морали.

Разумеется, такое использование права выдвигать свою кандидатуру или список для участия в выборах противопоставляется конституционной сущности выборов как способа формирования органов публичной власти на основе свободной воли народа. И тут негодование главы ЦИК можно понять. Как заметила Элла Памфилова, «каждый человек имеет право», но и право не может быть безграничным. Федеральные законы о выборах и референдумах не содержат указания на обязанность кандидатов в выборные органы пользоваться их избирательными правами добросовестно и общего запрета злоупотребления субъективным избирательным правом, – как предусмотрено, например, в цивилистике.

На необходимость введения такого запрета и развития на его основе правоприменительной практики неоднократно указывали как юристы, так и отдельные политики2.

К сожалению, законодатель на этот призыв так не откликнулся, а Центризбирком правом законодательной инициативы не наделен. Серьезных попыток сформировать адекватную судебную практику также не предпринималось, поэтому «призраки выборов 2000-х» возвращаются вновь и вновь. Вся надежда на Госдуму нового, восьмого созыва.

Победителей судят крайне редко. Пока неконституционные, неправовые по духу методы будут конкурентоспособнее и эффективнее правовых, шансов исправить ситуацию нет. Истинность намерений и законность путей их реализации, на мой взгляд, должна быть единственным способом наделения публичной властью. Проблема слабой конкурентоспособности именно законных механизмов затрагивает в России все сферы общественной жизни и даже является зримой предпосылкой политической коррупции.

Норма ч. 3 ст. 17 Конституции РФ запрещает использовать права и свободы человека и гражданина в ущерб правам и свободам других лиц. Аналогичные по смыслу нормы содержит Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (ст. 17). Таким образом, пассивное избирательное право не может быть использовано в качестве инструмента нарушения права граждан на участие в подлинных, свободных выборах. В свою очередь, подлинный выбор не может состояться на «выставке бутафорских кандидатов».

Уже сейчас избирательные комиссии и суды могут, опираясь на нормы Конституции, международные договоры РФ и общепризнанные принципы международного права, брать на себя ответственность за принятие решений об отказе в регистрации, а также об отмене регистрации лиц, выдвинувших себя в качестве кандидатов в депутаты или на выборную должность, но не преследующих цели участвовать в управлении делами общества и государства. Если гражданин, играющий роль «паровоза» или «двойника», не собирается становиться депутатом, почему он должен быть включен в избирательный бюллетень?

Понять намерения «двойника» почти всегда можно, ориентируясь на объем собственных ресурсов, которые такой кандидат вкладывает в избирательную кампанию, по его предыдущей политической истории и взаимодействию с избирателями, – настоящий кандидат всегда идет «в народ». Что касается кандидата-«паровоза», то его намерения могут быть проверены на добросовестность введением запрета на отказ от мандата того органа, в который он избирается, или угрозой действительно крупного штрафа. Немного, думаю, найдется губернаторов или федеральных министров, желающих «переехать» в Госдуму или в региональное законодательное собрание, или звезд шоу-бизнеса, готовых потерять доход в несколько миллионов рублей.

Попыткам «экзаменовать» избирателей на внимательность и сообразительность могут быть противопоставлены и меры уголовно-правового воздействия. Искусственное наполнение избирательного бюллетеня повторяющимися фамилиями и схожими наименованиями отвлекает избирателей, провоцирует непреднамеренные ошибки при его заполнении и, как следствие, – разрушает конституционно значимое тождество между предпочтениями избирателей и результатом голосования.

Задача отделить настоящих кандидатов от «паровозов», «двойников» и дублеров потребует не только поправок в законы, но и формирования стандартов оценки поведения кандидатов и политических партий на предмет добросовестности реализации избирательных прав с последующей проверкой в судебной практике. Остаются опасения, что под видом «чистки» недобросовестных участников выборов усилиями властей будут подвергнуты репрессиям «неугодные», однако полагаю, что думать об избирательной комиссии или о суде как о «куске пластилина», где в открытом для публики заседании можно «продавить» любое решение, все-таки неправильно.


1 См., например: https://newdaynews.ru/moskow/96636.html; https://tass.ru/politika/3415670; https://www.ntv.ru/novosti/104601/; https://www.kommersant.ru/doc/996601; https://www.yabloko.ru/Publ/Book/Selective_technologies/st_017.html; https://novayagazeta.ru/articles/2021/07/27/partiia-s-pritsepom.

2 См., в частности, https://cyberleninka.ru/article/n/kandidaty-dvoyniki-na-vyborah-kak-sposob-obmana-izbiratelya; https://www.kommersant.ru/doc/4910820; https://www.dp.ru/a/2021/07/26/Zachem_mnozhat_sushhnosti; https://www.forbes.ru/novosti-photogallery/241271-14-luchshih-spoylerov-kto-i-radi-chego-putaet-rossiyskih-izbirateley.

Рассказать:
Другие мнения
Кондин Алексей
Кондин Алексей
Адвокат АП г. Санкт-Петербурга, партнер Vinder Law Office
Ответственность за контрабанду возросла
Уголовное право и процесс
Комментарий к изменениям в ст. 226.1 УК РФ
19 апреля 2024
Якупов Тимур
Якупов Тимур
Юрист, партнер агентства практикующих юристов «Правильное право», помощник депутата Госдумы РФ
«Статичное» регулирование или справедливый подход?
Семейное право
И вновь о дуализме механизма взыскания алиментов на содержание детей
11 апреля 2024
Насонов Сергей
Насонов Сергей
Советник Федеральной палаты адвокатов РФ, адвокат АП г. Москвы, профессор кафедры уголовно-процессуального права Московского государственного юридического университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА), д.ю.н.
Смертная казнь: уголовно-процессуальный аспект
Уголовное право и процесс
Включение данной меры в УК заставит вернуть эти составы преступлений в подсудность присяжных
04 апреля 2024
Смола Павел
Высшая мера: материально-правовой аспект
Конституционное право
Ни международное право, ни законодательство РФ не изменились в сторону желательности смертной казни
02 апреля 2024
Саркисов Валерий
Саркисов Валерий
Адвокат АП г. Москвы, АК «Судебный адвокат»
Сопричинение вреда в умышленных преступлениях
Уголовное право и процесс
Статью 153 УПК целесообразно дополнить новым основанием для соединения уголовных дел
01 апреля 2024
Мухаметов Руслан
Мухаметов Руслан
Юрисконсульт ООО «РПК»
Год или три?
Арбитражный процесс
Исчисление срока исковой давности для привлечения КДЛ к субсидиарной ответственности
29 марта 2024
Яндекс.Метрика