×
Уэллс Бен
Уэллс Бен
Партнер компании CANDEY

В данный момент в Великобритании нет законодательства, регулирующего внешнее финансирование судебных процессов.

В обзоре Правительства Великобритании относительно внешнего финансирования судебных процессов было констатировано, что оно «находится на относительно ранней стадии своего развития». Правительство заявило, что готово в дальнейшем при необходимости изучать данное явление, хотя в настоящее время в этом нет надобности, при том что рынок остается в значительной степени нерегулируемым.

Документы Ассоциации судебных финансистов (ALF) и другие способы регулирования
Ассоциацией судебных финансистов приняты Кодекс поведения и процедура подачи жалоб в связи с внешним финансированием судебных процессов в Великобритании в порядке саморегулирования.

ALF – это частная компания, учрежденная фирмами-членами – потенциальными инвесторами.

Кодекс поведения для инвесторов в судебные разбирательства был впервые опубликован в ноябре 2011 г., и, хотя соблюдение его положений носит в принципе добровольный характер, инвесторы, которые стремятся стать членами ALF, обязаны подчиняться его нормам.

Кодекс поведения был разработан рабочей группой Министерства юстиции Великобритании по внешнему финансированию судебных процессов, созданной по результатам комплексного анализа судебных издержек по гражданским спорам, проведенного лордом-судьей Джексоном. Согласно требованиям Кодекса финансирующие организации не правомочны в числе прочего пытаться повлиять на исход судебного процесса и обязаны оплатить все судебные издержки, когда они станут «подлежащими уплате». Они также должны обеспечить наличие капитала, достаточного чтобы выполнить все обязательства в течение минимального периода в 36 месяцев.

Кроме того, инвесторы не имеют права расторгать соглашение о финансировании «без веских оснований» и должны обеспечить получение стороной в споре независимых консультаций, как правило, от ее адвоката на условиях соглашения о финансировании.

Если поведение членов Ассоциации не соответствует требованиям Кодекса, они могут быть привлечены к ответственности в виде штрафа в размере до 500 фунтов стерлингов и/или прекращения их членства в Ассоциации. Прекращение членства не исключает тем не менее возможности продолжать финансирование, и многие активные инвесторы не являются членами Ассоциации.

Лорд Нойбергер, бывший президент Верховного суда Соединенного Королевства, отметил, что Кодекс «поможет укрепить стандарты» и будет «способствовать большей прозрачности» во внешнем финансировании судебных процессов, что отвечает интересам сторон, использующих эти услуги.

Многие из тех, кто работает в этой сфере, – юристы и соблюдают кодексы профессиональной этики. Внешние инвесторы имеют в штате адвокатов, которые являются членами Органа регулирования прав солиситоров (SRA). Это означает, что они должны следовать принципам SRA, которые являются обязательными и охватывают все области правовой практики, а также Кодексу поведения SRA.

В рамках этих требований все солиситоры обязаны консультировать участников процесса по вариантам финансирования, включая страхование и финансирование третьей стороной. Несоблюдение названной обязанности может привести к санкциям со стороны SRA и привлечению к ответственности за профессиональную халатность.

Читайте также
Суды повернулись лицом к финансированию судебных процессов?
Эксперты считают, что развитие института судебного инвестирования напрямую зависит от изменения судебной практики
18 мая 2018 Новости

Объем рынка
Если основываться на общедоступных данных, сумма активов, находящихся под управлением 16 действующих в Соединенном Королевстве внешних инвесторов судебных процессов, составляет более 1,5 млрд фунтов стерлингов. Поскольку многие финансирующие организации не предоставляют информацию, фактически сумма, вероятно, больше.

Со времени подготовки доклада лорда-судьи Джексона до настоящего момента на исследуемом рынке сумма активов выросла на 743% по сравнению с 180 млн фунтов в 2009 г.

Столь значительный рост стал результатом увеличения числа как внешних инвесторов в судебные процессы, так и специалистов в данной области.

Например, Burford Capital управляет активами (AUM) в 357 млн фунтов стерлингов. Более того, участие в партнерстве с Bentham Europe и Burford Capital нью-йоркских хеджевых фондов, таких как Elliott Management Co. (AUM £16,36bn) и Eton Park (AUM £5,48 млрд) предполагает рост интереса к рынку внешнего финансирования судебных разбирательств. Ряд крупных международных финансовых институтов также вкладывают средства в финансирование судебных разбирательств, что свидетельствует о том, что данная деятельность рассматривается как новая прибыльная отрасль.

Финансирование судебных процессов предоставило инвесторам новую возможность, позволяющую им хеджировать рыночный риск, поскольку инвестиции в этой области часто контрцикличны и не соответствуют общим тенденциям рынка.

Эта тенденция особенно заметна в структуре активов крупнейших инвесторов, у которых показатели капиталов в годовом исчислении заметно растут. Скачок в 743% указывает на значительное увеличение потенциала финансирования и прибыли.

Сфера применения внешнего финансирования споров (TPF)
Категории судебных споров, которые могут быть профинансированы, включают споры между акционерами; споры, вытекающие из исполнения контрактов; в связи с неплатежеспособностью; исполнением судебных решений, а также споры в арбитраже. Это положение распространяется как на российские, так и на английские компании.

Приведу несколько случаев из практики, которые могут проиллюстрировать возможности внешнего инвестирования в судебные процессы.

Компания Hausfield отмечает, что ее представители рассчитывают на 15 000 клиентов в процессе по самой крупной из когда-либо поданных в Суд ЕС жалобе, связанной со скандалом о вредных выбросах компании Volkswagеn. Требование составляет 357 млн евро, и сообщается, что Volkswagеn уже пришла к соглашению с клиентами в США на сумму более 12 млрд долларов.

Burford Capital достигла успеха при финансировании аргентинской компании Petersen в споре об экспроприации правительством Аргентины активов аргентинской нефтяной компании YPF, в которой Petersen имела долю участия. В похожем случае центр Всемирного банка по урегулированию инвестиционных споров вынес решение в пользу владельца авиакомпании Teinver SA по предъявленному им требованию в связи с незаконной экспроприацией Правительством Аргентины его авиакомпании.

Harbour Litigation Funding профинанасировала Казахстан Карагазы и, вероятно, получит прибыль в размере 260 млн долларов. Еще одно дело, финансируемое Harbour Litigation Funding, – групповой иск добытчиков морских водорослей в Индонезии о возмещении предполагаемых убытков, причиненных разливом нефти по вине компании PTTEP Australasia Ashmore Cartier PTY Ltd.

Burford Capital финансировала британскую компанию Rurelec PLC в иске против правительства Боливии в связи с экспроприацией ее инвестиций в электроэнергетический сектор без выплаты компенсации. В этом случае Burford Capital получила доход в размере 73% от первоначальных инвестиций в сумме 15 млн долларов, получив в общей сложности 26 млн долларов прибыли.

Burford Capital также профинансировала (по некоторым данным) одну из компаний, входящих в топ-20 FTSE-100, – британский телекоммуникационный гигант BT.

Рассказать:
Другие мнения
Артамонов Николай
Артамонов Николай
Основатель агентства «Отличности»
Особенности брендинга юридической компании
Юридический рынок
Ключевые этапы формирования и поддержания бренда
26 июля 2024
Изварина Мария
Изварина Мария
Юрист, основатель и генеральный директор Тендерного агентства «Концепт»
Перспективы рынка юридических услуг в сфере тендерного сопровождения
Юридический рынок
Какими могут быть последствия ограничения доступа к данным по закупкам
26 сентября 2022
Шварц Ольга
Шварц Ольга
Советник ФПА РФ, консультант Московского офиса Всемирного банка, к.ю.н.
Маркетинг адвокатской деятельности: зарубежный опыт и возможность его применения в России
Юридический рынок
Как повысить роль личного бренда
02 августа 2022
Тиунова Алла
Тиунова Алла
Юрист, эксперт World Intellectual Property Organization
Саморегулирование рекламной отрасли – дополнительная защита прав потребителей
Юридический рынок
Преимущества саморегулирования однозначно перевешивают недостатки
18 марта 2022
Дорошенко Мария
О новых возможностях правовой коммуникации
Юридический рынок
Сделать документ доступнее для адресата помогает юридический дизайн
15 октября 2021
Кравченко Дмитрий
Кравченко Дмитрий
Руководитель практики Адвокатской конторы «Аснис и партнеры» МГКА, член Совета АП г. Москвы
Почему Илон Маск не любит юристов?
Юридический рынок
Важно понять, как правильно сочетать гуманитарно-правовое и технико-научное в законодательном процессе и в правоприменении
21 июля 2020
Яндекс.Метрика