×

Цифровизация управления социально-трудовыми отношениями

Возможности, обусловленные «эпохой коронавируса», следует развивать

Пандемия стремительно повернула мир трудовых отношений в сторону цифровизации, породив одновременно множество правовых неопределенностей и нарушений трудового законодательства, социальных проблем и противоречий. Государственные решения по урегулированию возникающих сложностей (на которые обычно требовались годы) в период пандемии принимались весьма оперативно. Таким образом, накопилось, на наш взгляд, достаточно фактов, чтобы можно было говорить о социально-трудовых отношениях «эпохи коронавируса», а главное – об уроках, которые нужно извлечь для будущего регулирования.

В качестве одного из основных мы бы отметили стремительный перевод на дистанционный формат государственных услуг в сфере труда, занятости, социальной защиты, а также надзора за соблюдением трудовых прав и рассмотрения трудовых споров.

«Базис» к началу эпидемии

Читайте также
Пандемия как вызов традиционным формам занятости
Трудовое законодательство оказалось не готовым к массовому переводу работников на «удаленку»
18 Июня 2020 Мнения

Цифровизация сферы управления социально-трудовыми отношениями началась до пандемии и осуществлялась в следующих формах.

Во-первых, в ст. 155.1 ГПК РФ, введенной Федеральным законом от 26 апреля 2013 г. № 66-ФЗ, для рассмотрения трудовых и иных социальных споров (по вопросам пенсий, а также пособий по нетрудоспособности) предусмотрена возможность участия в судебном заседании посредством систем видео-конференц-связи (далее – ВКС) соответствующих судов по месту нахождения сторон процесса. Однако на практике при рассмотрении трудовых споров она редко применялась, поскольку все равно предполагалась явка в один из судов, имеющих ВКС. Стали также активно развиваться сервисы по подаче в суд документов, связанных с трудовыми спорами, в электронном формате.

Во-вторых, с 1 июля 2017 г. по желанию граждан стала допустимой выдача электронного листка нетрудоспособности (ч. 5 ст. 13 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ в редакции Федерального закона от 1 мая 2017 г. № 86-ФЗ). Количество таких больничных листков давно превысило 1 млн и продолжает расти.

В-третьих, с 2011 г. начался поэтапный процесс прямой выплаты пособий социального страхования из Фонда социального страхования, «минуя» работодателя. То есть пособия рассчитываются и выплачиваются гражданам непосредственно территориальными органами ФСС на основе данных, в электронной форме передаваемых работодателем. Большинство регионов страны включены в данный процесс (Постановление Правительства РФ от 21 апреля 2011 г. № 294).

В-четвертых, обращения граждан в органы Государственной инспекции труда и прокуратуры о нарушении их трудовых прав стали возможны посредством сайтов данных ведомств и портала госуслуг. Начал также работу портал онлайн-консультирования работников и работодателей «онлайнинспекция.рф», посредством которого реализуется механизм самоконтроля работодателя за соблюдением трудового законодательства.

Читайте также
Принят закон о цифровизации сведений о трудовой деятельности
Из трех входящих в пакет поправок законопроектов Госдума приняла два, отложив рассмотрение включения в КоАП положения об административной ответственности работодателей на весеннюю сессию
06 Декабря 2019 Новости

В-пятых, открылся портал «Работа в России», который наряду с сайтами органов службы занятости и порталом госуслуг помогает искать работу дистанционно, без явки в службу в занятости.

В-шестых, в конце 2019 г. был принят давно ожидаемый пакет законов, регулирующих обмен между работодателями и Пенсионным фондом РФ информацией о работниках (о приеме, увольнении, переводе и т. п.) с 2020 г. и переход с согласия работников в 2021 г. на электронные трудовые книжки (Федеральный закон от 16 декабря 2019 г. № 439-ФЗ).

Пандемия ускорила цифровизацию управления в сфере труда

Начало пандемии и объявленный в связи с этим режим самоизоляции подтолкнули органы власти оперативно перейти к предоставлению в электронном виде тех госуслуг, которые ранее требовали личного присутствия гражданина.

В частности, был введен временный (до 1 июля 2020 г.)1 порядок дистанционного оформления больничных листов для тех, кто находится на карантине, а также упрощен порядок назначения и выплаты ряда пособий. Кроме того, установлен временный порядок (сроком до 1 октября) заочного признания гражданина инвалидом2. Органы власти и социальные фонды призвали россиян обращаться за получением госуслуг дистанционно.

Революционные, на наш взгляд, изменения произошли в работе Государственной службы занятости. Так, с 1991 г. требовался личный визит гражданина в центр занятости для регистрации в качестве безработного и оформления пособия (разумеется, с предоставлением соответствующих документов на бумажном носителе). Попытки «оцифровать» этот порядок были безуспешными, и только риск распространения новой коронавирусной инфекции побудил власти – вначале в г. Москве, а затем и по всей России – разрешить гражданам подавать заявление для получения пособия по безработице онлайн (через портал «Работа в России»)3.

Исключена необходимость предоставления копии трудовой книжки, приказа об увольнении и справки о заработке от предыдущего работодателя – данную информацию центры занятости уточняют путем межведомственного взаимодействия.

Что будет дальше?

Однако проблема в том, что указанные новации в сфере предоставления госуслуг приняты в качестве временных мер – на период пандемии, и это касается как дистанционного оформления больничного листа, так и онлайн-регистрации граждан в качестве безработных. В то же время, на наш взгляд, формат оказания госуслуг уже никогда не будет прежним.

Прежде всего режим самоизоляции изменил в этой части привычки граждан, поскольку визиту в МФЦ (которые были закрыты в период действия ограничительных мер) существовала альтернатива в виде портала госуслуг.

Кроме того, эпидемия, выступив катализатором развития системы дистанционного предоставления госуслуг, потребовала нестандартных решений, которые, полагаем, не только «приживутся», но и будут развиваться.

Наконец – и это самое главное – «эпоха коронавируса» ускорила цифровизацию системы социально-трудовых отношений, что само по себе требует нового «цифрового» качества предоставления госуслуг в этой сфере. Стали востребованы представительство и защита прав работников и работодателей в онлайн-формате. Роструд и общественные организации развернули дистанционное консультирование, поскольку в период самоизоляции миллионы работников, отправленных на «удаленку», в неоплачиваемые отпуска или уволенных, обращались к интернет-ресурсам за решением их проблем, – например, количество обращений в Роструд возросло в 7 раз!

Судебное рассмотрение трудовых споров: цифровизацию откладывать нельзя

Обострилась и проблема сроков рассмотрения трудовых споров в судах, поскольку в условиях пандемии суды стали назначать к слушанию дела только безотлагательного характера, к которым трудовые споры не относятся. И если подать любые процессуальные документы в суд в электронном виде не составляет проблемы, то сроки заседаний сдвинулись минимум на полтора месяца с учетом майских праздников – это касается исков о невыплате или неполной выплате зарплаты, незаконном увольнении или незаконном переводе и признании незаконным простоя производства в организации.

Совет по правам человека при Президенте РФ обоснованно, на наш взгляд, указал правительству на эту ситуацию.

Вместе с тем трудовые вопросы затрагивают как насущные интересы граждан, так и проблемы экономики страны, особенно пострадавшей в период эпидемии.

Читайте также
«Процессуальный карантин» продлен до 30 апреля
Опубликовано новое совместное постановление президиумов Верховного Суда и Совета судей РФ, обусловленное мерами по предотвращению распространения пандемии коронавируса в России
09 Апреля 2020 Новости

В Постановлении Президиума Верховного Суда РФ и Президиума Совета судей РФ от 8 апреля 2020 г. № 821 (в редакции от 29 апреля 2020 г. № 822) была предусмотрена отмена очного рассмотрения трудовых споров в условиях нерабочих дней в РФ в связи с пандемией, и это актуализировало тему совершенствования применения ВКС в различных модификациях для рассмотрения трудовых споров в судах общей юрисдикции. В связи с этим полагаем неуместным и необоснованным использование несертифицированных сервисов (типа WhatsApp, ZOOM, Skype) для дистанционного участия в заседании. Целесообразно, на наш взгляд, выработать единый и защищенный сервис для всей судебной системы России с возможностью доступа к нему граждан из конкретных домохозяйств. Как вариант – таким сервисом может быть видеосвязь посредством портала госуслуг или «ГАС Правосудие».

Читайте также
Верховный Суд приступил к рассмотрению дел в режиме веб-конференций
Суд сообщил, что теперь отдельные категории дел рассматриваются им с использованием системы веб-ВКС, обеспечивающей безопасную передачу данных
22 Апреля 2020 Новости

Кроме того, как указал Верховный Суд РФ, с 21 апреля 2020 г. отдельные категории дел рассматриваются им с применением системы веб-конференции, обеспечивающей безопасную передачу данных. По сообщению пресс-службы Суда, 21 апреля Судебная коллегия по гражданским делам рассмотрела таким образом шесть дел.

В заключение отметим, что развитие цифровизации судебных, надзорных органов, а также органов исполнительной и законодательной власти для обеспечения непрерывного функционирования системы социально-трудовых отношений должно предполагать повсеместное распространение Интернета и наличие защищенных каналов связи.

На наш взгляд, окончание пандемии не должно изменить курс на расширение формата дистанционного доступа граждан к государственным услугам и защите их социально-трудовых прав с использованием информационно-коммуникационных технологий с учетом того, что это, возможно, не последнее явление глобального масштаба, актуализирующее дистанционный формат взаимодействия государства и граждан.


1 Постановление Правительства РФ от 18 марта 2020 г. № 294.

2 Постановление Правительства РФ от 9 апреля 2020 г. № 467.

3 Постановление Правительства РФ от 8 апреля 2020 г. № 460.

Рассказать:
Другие мнения
Гаврилов Алексей
Гаврилов Алексей
Первый заместитель председателя правления Московской Коллегии Адвокатов «МАГНЕТАР»
Вопреки предостережению законодателя
Налоговое право
Налоговая служба руководствуется несуществующей презумпцией недобросовестности налогоплательщика
27 Июля 2021
Счастливый Юрий
Счастливый Юрий
Руководитель практики «Налоговые споры» «Лемчик, Крупский и партнеры»
Взвешенно подходить к разработке стратегии защиты
Налоговое право
О сущностных критериях для реализации прав по исчислению налоговой базы налогоплательщиками
27 Июля 2021
Иванов Алексей
Иванов Алексей
Адвокат, управляющий партнер АБ «Правовой статус»
Неустранимый дисбаланс
Уголовное право и процесс
Суды, отказывая в приобщении к делу материалов защиты, предвосхищают их судьбу с точки зрения недопустимости
27 Июля 2021
Зайцева Алина
Зайцева Алина
Юрист коммерческой группы VEGAS LEX
Антимонопольные споры
Арбитражное право и процесс
Обзор правовых позиций судов за II квартал 2021 г.
27 Июля 2021
Баранова Александра
Баранова Александра
Управляющий партнер, BARANOVA&LAWGROUP
Защита от неправомерного контента не должна иметь «лазеек»
Интернет-право
О новеллах закона, регулирующих деятельность иностранных информационных ресурсов в РФ
20 Июля 2021
Саркисов Валерий
Саркисов Валерий
Адвокат АК «Судебный адвокат»
Ответственность за хулиганство: неурегулированные вопросы
Уголовное право и процесс
Проблемы применения новой редакции ст. 213 УК РФ
19 Июля 2021
Яндекс.Метрика