Иностранные граждане, обладающие правом безвизового въезда в Россию, законно пребывающие на российской территории и соблюдающие все правила страны пребывания, имея на руках миграционную карту с отметкой о постановке на миграционный учет, тем не менее в рамках уголовно-процессуального производства поставлены в более уязвимое положение по сравнению с гражданами РФ. Дисбаланс заметен при избрании меры пресечения по нетяжким статьям, когда заключение под стражу необязательно, но п. 1 ч. 1 ст. 108 УПК РФ прямо увязывает применение той или иной меры пресечения с наличием или отсутствием у лица постоянного места жительства. То есть мера избирается исходя не из тяжести деяния, а из наличия или отсутствия у лица постоянного места жительства, что прямо влияет на итоги судопроизводства в отношении подавляющей части иностранцев, пребывающих в России. Для них ограничивается возможность реализации права на выбор средств и методов защиты вследствие труднореализуемых требований закона о постоянном месте жительства. По мнению автора статьи, в результате такой практики иностранный гражданин в социальном и нормативном понимании оказывается «выдавлен» в поле «маргинальности».
Институт, который не имеет правоустанавливающих или ограничивающих функций
В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина (ч. 1 ст. 17 Конституции РФ), государство гарантирует равенство прав и свобод человека независимо от места жительства (ч. 2 ст. 19), каждый вправе свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства (ч. 1 ст. 27), гарантирована защита прав и свобод всеми способами, не запрещенными законом (ч. 2 ст. 45).