Практическое применение Правил списания сумм неустоек (штрафов, пеней), начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю) по государственным контрактам, но не списанных заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств (утверждены Постановлением Правительства РФ от 4 июля 2018 г. № 7831, далее – Правила), вызывает много вопросов.
Адвокаты и юристы, практикующие в корпоративной сфере, думаю, подтвердят, что заказчики неохотно списывают (прощают) начисленные неустойки, порой предъявляя дополнительные требования для такого списания.
Одним из «камней преткновения» является п. 7 Правил, согласно которому если поставщик (подрядчик, исполнитель) не подтвердил наличие начисленной и неуплаченной суммы неустоек (штрафов, пеней), принятие решения о ее списании не допускается.
Подавляющим большинством заказчиков и некоторыми судами данный пункт Правил трактуется как лишающий исполнителя права возражать относительно начисления неустойки, если исполнитель желает получить списание в рамках Правил.
Не согласившись с подобной трактовкой практики, мы совместно с корпоративным юристом Наталией Строгановой обжаловали ее в Верховном Суде РФ (дело № А40-192470/2022).
По результатам рассмотрения дела ВС в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам от 26 февраля № 305-ЭС23-20353 указал, что нельзя согласиться с выводом суда округа, основанным на толковании п. 7 Правил, согласно которому если поставщик (подрядчик, исполнитель) не подтвердил наличие начисленной и неуплаченной суммы неустоек (штрафов, пеней), нельзя принимать решение о ее списании.
Данная норма, как отметил Суд, относится к порядку и случаю осуществления непосредственно заказчиком списания сумм неустоек (штрафов, пеней), но она не может быть истолкована как препятствующая суду при наличии спора (здесь и далее выделено мной. – А. С.) заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) о размере начисленной и неуплаченной суммы неустоек (штрафов, пеней) применять положения ч. 42.1 ст. 112 Закона о контрактной системе, а также подп. «а» п. 3 и п. 11 Правил и признать за соответствующим лицом право на ее списание. Несогласие поставщика (подрядчика, исполнителя) с начислением неустойки и (или) ее размером влияет на принятие заказчиком решения о ее списании согласно положениям Правил, однако это обстоятельство при возникновении судебного спора не может являться основанием для отказа в защите права, которое общество посчитало нарушенным, и неприменения судом антикризисных мер, предусмотренных законодательством для определенных случаев.
Так, в соответствии с ч. 42.1 ст. 112 Закона о контрактной системе2 начисленные поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанные заказчиком суммы неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015, 2016, 2020 и 2021 гг. обязательств, предусмотренных контрактом, подлежат списанию в случаях и порядке, установленных Правительством РФ. Исходя из содержания Федерального закона от 30 декабря 2021 г. № 476-ФЗ, действие новой редакции ч. 42.1 ст. 112 Закона о контрактной системе распространяется на правоотношения, возникшие до их принятия, поскольку регламентирует правовые последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, в том числе в 2021 г.
В целях реализации требований закона правительство приняло Постановление № 783, которым утверждены Правила, устанавливающие порядок и случаи списания сумм неустоек (штрафов, пеней), начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом. В силу приведенных законоположений Правила также были актуализированы постановлениями Правительства РФ от 26 апреля 2020 г. № 591 и от 31 декабря 2021 г. № 2594 соответственно.
Списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней) в случаях и порядке, которые определены правительством, по смыслу действующего законодательства является антикризисной мерой, которая ранее (до 1 января 2017 г.) также применялась в правовом регулировании отношений в сфере закупок (ч. 6.1 ст. 34 Закона о контрактной системе, Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. № 390-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон ʺО контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нуждʺ», постановление Правительства РФ от 14 марта 2016 г. № 190 «О случаях и порядке предоставления заказчиком в 2016 году отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществления списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней)»).
Обеспечение возможности дальнейшего применения антикризисных мер еще до обращения учреждения в суд с иском по настоящему делу реализовано законодателем согласно Федеральному закону от 8 марта 2022 г. № 46-ФЗ, которым ст. 34 Закона о контрактной системе была дополнена ч. 9.1, предоставившей Правительству РФ право устанавливать случаи и порядок списания начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком сумм неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом. Правительство Постановлением от 10 марта 2022 г. № 340 внесло изменения в Правила, исключив, в частности, из наименования и из п. 1 слова «в 2015, 2016, 2020 и 2021 годах».
Верховный Суд также отметил, что списание неустоек (штрафов, пеней) в соответствии с действующим законодательством является обязанностью заказчика (п. 40 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом ВС 28 июня 2017 г.).
Надеюсь, данная судебная практика Верховного Суда будет способствовать защите прав исполнителей государственных контрактов.
1 С последующими изменениями.
2 В редакции Федерального закона от 30 декабря 2021 г. № 476-ФЗ.