×

Как влиять на конкуренцию

В Москве традиционно с успехом прошла конференция «Антимонопольное регулирование в России», организуемая газетой «Ведомости»
Материал выпуска № 22 (159) 16-30 ноября 2013 года.

КАК ВЛИЯТЬ НА КОНКУРЕНЦИЮ

В Москве традиционно с успехом прошла конференция «Антимонопольное регулирование в России», организуемая газетой «Ведомости»

Ведомости

Участниками конференции стали ФАС РФ, ведущие эксперты антимонопольного права, корпоративные юристы крупных государственных и частных компаний. Среди тем для обсуждения были антимонопольная политика на современном этапе, частные иски и развитие института коллективных исков, перспективы введения антимонопольных запретов в сфере защиты интеллектуальной собственности в России и многое другое.

Ключевой докладчик пленарной сессии – руководитель ФАС РФ Игорь Артемьев предложил организовать независимый аудит крупных федеральных компаний в России: по его мнению, ревизии следует провести в 2014 г. Результаты аудита должны стать основой программ давления на издержки естественных монополий.

Заместитель руководителя ФАС РФ Андрей Цыганов представил участникам мероприятия результаты голосования, организованного газетой «Ведомости», о том, какие события в 2013 г. в области антимонопольного регулирования оказали значительное влияние на конкуренцию. По мнению опрошенных, возглавляет список проект закона о коллективных исках (22,6%).

«Неудивительно, что первое место заняли коллективные иски. Они позволят гражданам, пострадавшим в результате нарушений антимонопольного законодательства, возместить убытки. Нарушитель понесет не только уголовную или административную ответственность, но и наказание перед пострадавшими лицами», – прокомментировал Андрей Цыганов.

Оживленные дискуссии вызвало выступление старшего научного сотрудника РАНХиГС, члена Экспертного совета при Правительстве РФ Вадима Новикова, рассказавшего, насколько высоки стандарты доказывания в антимонопольных делах. Он сообщил, что им было проанализировано более 1900 решений по ст. 10 и 11 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

По результатам проведенного анализа установлено, что лишь в 1,3% решений упоминается о проведении ФАС РФ хотя бы элементарной формы анализа рынка – опросов потребителей. При этом ведомство выигрывает в суде около 56% дел. Эксперт также привел доводы судей, которые в своих судебных актах по отдельным спорам делали вывод о недостаточности доказательств совершения антимонопольного правонарушения.

В рамках сессии, посвященной анализу судебной практики, старший юрист Юридической фирмы «ЮСТ» Егор Свечников акцентировал внимание участников на проблемах применения положений о запрете картельных сговоров. В частности, была поднята проблема, в каких случаях антимонопольному органу необходимо доказать фактическое наступление негативных последствий в результате соглашения конкурентов, а в каких достаточно установить угрозу их наступления.

Модератором сессии об управлении международными антимонопольными проектами выступил партнер Юридической фирмы «ЮСТ» адвокат Александр Боломатов, а участниками – партнер «Field Fisher Waterhouse LLP» Ник Пилмот, партнер «Gleiss Lutz» Ульрих Солтез, партнер «CJ Berwin» Кристоф Хампе и и.о. руководителя группы антимонопольного права Радмила Никитина. Дискуссия формировалась вокруг вопросов ведения проектов на примере нескольких кейсов, в том числе текущих проектов.

Корр. «АГ»

NB

НАПРАВЛЕНИЕ ЛИБЕРАЛИЗАЦИИ

Итоги конференции комментирует партнер Юридической фирмы «ЮСТ» адвокат Александр Боломатов

БоломатовКлючевой темой конференции «Антимонопольное регулирование в России», ставшей уже традиционной площадкой для коммуникации ФАС РФ с деловым и юридическим сообществом, была тема либерализации антимонопольного законодательства в рамках так называемого Четвертого антимонопольного пакета. На наш взгляд, наиболее существенное направление заявленной либерализации – переход по многим направлениям работы ФАС РФ от карательных мер к предупреждению субъектов регулирования о нарушении ими законодательства.

Предлагается перестроить работу антимонопольного ведомства, отказавшись от формулы, при которой возбуждение производств осуществляется без предоставления нарушившему лицу возможности оперативно устранить допущенные нарушения, избегнув тем самым применения карательных санкций. Руководство ФАС РФ надеется таким образом помимо решения иных существенных задач значительно сократить количество рассматриваемых ведомством и судами дел. Заявлены планы на сокращение количества дел на 200–300%. Думается, что такие изменения крайне положительно скажутся на деловом климате в России, позволят сотрудникам ФАС РФ сосредоточиться на сложных и комплексных делах.