×

Попытка найти золотую середину

Проект Стандарта осуществления адвокатом защиты в уголовном судопроизводстве
Материал выпуска № 4 (237) 16-28 февраля 2017 года.

ПОПЫТКА НАЙТИ ЗОЛОТУЮ СЕРЕДИНУ

Проект Стандарта осуществления адвокатом защиты в уголовном судопроизводстве



7 февраля на сайте Федеральной палаты адвокатов РФ опубликован проект Стандарта осуществления адвокатом защиты в уголовном судопроизводстве. Этот документ подготовлен согласительной комиссией, которая была создана по инициативе президента ФПА РФ Юрия Пилипенко после обсуждения нескольких проектов Стандарта на конференции «Адвокатура. Государство. Общество» и других площадках.

Перед согласительной комиссией была поставлена непростая задача выработать компромиссный вариант, который мог бы получить необходимую поддержку в адвокатском сообществе, поэтому мы стремились найти «золотую середину» между крайними позициями, сформировавшимися при подготовке проекта.

Как известно, к моменту проведения конференции «Адвокатура. Государство. Общество» 9 декабря 2016 г. сложились взаимоисключающие подходы к решению проблемы Стандарта уголовной защиты.

Часть наших коллег рассматривали (и не исключаю, что продолжат настаивать на своей позиции) Стандарт как своего рода подробную инструкцию для адвоката-защитника, обозначая целый перечень обязательных пошаговых действий, что, на взгляд противников такого подхода, выглядело своего рода «жесткой колеей», отклонение от которой могло давать повод для дисциплинарного реагирования. Такой подход расценивался его критиками как противоречащий независимому и творческому характеру адвокатской профессии.

На основе этой критики сформировался противоположный подход, согласно которому Стандарт должен включить в себя лишь самые общие требования к уголовной защите, представляющие собой перевод на язык стандартов тех проверенных временем неписаных традиций, принципов и обычаев, которыми адвокаты руководствуются в профессии. В силу такого предельно общего определения содержания Стандарта уголовной защиты данный подход также встретил существенные критические замечания на том основании, что он не отражает специфики уголовной защиты, поскольку этими традициями, принципами, обычаями адвокат руководствуется при оказании всех видов юридической помощи.

Были высказаны суждения и о том, что стандарты вообще не нужны адвокатуре, что попытка навязать адвокатуре стандартизацию – не более чем затея «адвокатской бюрократии».

Не имея возможности в рамках настоящей статьи более подробно останавливаться на анализе каждого из этих подходов, в отношении последнего вслед за многими моими коллегами могу сказать, что он носит явно спекулятивно-демагогический характер – уже хотя бы потому, что действующее законодательство об адвокатской деятельности прямо обязывает нас к разработке стандартов адвокатской профессии.

Выполняя ту задачу, которая была поставлена перед согласительной комиссией, в состав которой кроме меня вошли еще несколько коллег, до этого не позиционировавшие себя в качестве приверженцев того или иного подхода к стандартам (что, на мой взгляд, способствовало результативной работе комиссии), мы включили в наш вариант положения, не вызывавшие разногласий, и вынесли за рамки Стандарта все спорные вопросы,

одновременно указав, что этим документом положено начало формированию Стандарта уголовной защиты, который в дальнейшем может дополняться и совершенствоваться.

Концептуально мы исходили из того, что Стандарт должен содержать минимально достаточный набор обязательных требований к адвокату, осуществляющему уголовную защиту, выполнение которых обеспечивает необходимый уровень качества юридической помощи и позволяет считать, что функция защиты в уголовном процессе выполнена должным образом.

Не менее важным представляется и другой аспект предлагаемого проекта Стандарта – он вполне может использоваться как критерий качества юридической помощи, которым могут и должны руководствоваться квалификационные комиссии.

Одновременно он может и должен служить ориентиром для адвокатов, не обладающих достаточным опытом ведения уголовных дел, а также для адвокатов, осуществляющих защиту по назначению органов предварительного расследования или суда.

Убежден, что предлагаемый нами проект Стандарта действительно может выполнить роль примирительного варианта. Он отражает специфику уголовной защиты, но в то же время не является пошаговой инструкцией, оставляя адвокатам достаточный простор для того, чтобы действовать независимо, творчески, исключительно в интересах своих доверителей.

Благодарю всех участников дискуссии за инициативы, предложения, замечания, которые очень помогли согласительной комиссии прийти к тому варианту проекта, который представлен вниманию адвокатского сообщества.

Надеюсь, что появление этого документа позволит нам устранить разногласия и сосредоточиться на конструктивной работе.

Евгений СЕМЕНЯКО,
первый вице-президент ФПА РФ,
руководитель согласительной комиссии по подготовке проекта стандарта осуществления
адвокатом защиты в уголовном судопроизводстве

ПРОЕКТ
Стандарта осуществления адвокатом защиты в уголовном судопроизводстве

Подготовлен согласительной комиссией Федеральной палаты адвокатов РФ под руководством первого вице-президента ФПА РФ Е.В. Семеняко и заочно обсужден членами Комиссии ФПА РФ по этике и стандартам. Предлагается вниманию членов Совета ФПА РФ, президентов региональных палат и адвокатского сообщества России.

Стандарт осуществления адвокатом защиты в уголовном судопроизводстве

Настоящий Стандарт осуществления адвокатом защиты в уголовном судопроизводстве (далее – «Стандарт») утверждается в целях формирования единых требований к осуществлению защиты по уголовному делу.

Никакое положение Стандарта не должно толковаться как предписывающее или допускающее совершение адвокатом (далее – «адвокат» или «защитник») действий, противоречащих принципу независимости адвоката, при условии соблюдения им требований законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре и Кодекса профессиональной этики адвоката, а также норм уголовно-процессуального законодательства.

Стандарт содержит минимальные требования к деятельности адвоката, осуществляющего защиту по уголовному делу, установление которых не препятствует адвокату в целях защиты прав и законных интересов подзащитного использовать иные средства, не запрещенные законодательством.

Последовательность и достаточность совершения защитником действий в соответствии со Стандартом определяются, в том числе, конкретными обстоятельствами уголовного дела.

Разъяснения по вопросам применения Стандарта дает Комиссия Федеральной палаты адвокатов по этике и стандартам. Данные разъяснения утверждаются Советом Федеральной палаты адвокатов и являются обязательными для всех адвокатских палат и адвокатов.

1. Основанием для принятия адвокатом поручения на защиту является соглашение об оказании юридической помощи либо постановление о назначении защитника, вынесенное дознавателем, следователем или судом, при условии соблюдения порядка оказания юридической помощи по назначению, установленного советом адвокатской палаты
субъекта Российской Федерации.

2. Защита по уголовному делу осуществляется на основании ордера. После оформления ордера адвокату следует вступить в уголовное дело в качестве защитника, предъявив удостоверение адвоката и ордер дознавателю, следователю или суду, в производстве которого находится уголовное дело.

3. Адвокат _______ должен разъяснить подзащитному право иметь свидания с защитником наедине и конфиденциально и принять меры к проведению такого свидания. В случае нарушения указанного права подзащитного со стороны следователя, дознавателя или суда адвокат должен принять меры к внесению в протокол следственного действия или судебного заседания заявления об этом нарушении.

4. В рамках первого свидания адвокату следует:

а) выяснить наличие обстоятельств, препятствующих принятию поручения на защиту или исключающих участие данного адвоката в производстве по уголовному делу;

б) получить согласие подзащитного на оказание ему юридической помощи по соглашению, заключенному адвокатом с иным лицом;

в) разъяснить подзащитному право на приглашение защитника по соглашению в случае, если адвокат осуществляет защиту по назначению;

г) выяснить обстоятельства задержания подзащитного и уточнить, проводился ли допрос в отсутствие адвоката и применялись ли к подзащитному незаконные методы ведения
следствия;

д) выяснить отношение подзащитного к предъявленному обвинению или подозрению в совершении преступления.

5. Адвокат должен согласовать с подзащитным позицию по делу. В этих целях адвокат:

а) принимает меры к выяснению существа обвинения, в том числе посредством ознакомления с процессуальными документами, составленными с участием подзащитного, и иными документами, которые предъявлялись либо должны
были ему предъявляться;

б) в случае вынужденного определения позиции по делу в отсутствие возможности ее предварительного согласования с подзащитным исходит из принципа презумпции невиновности подзащитного и согласовывает с ним такую позицию при первой возможности.

6. В случае признания подзащитным вины защитнику следует разъяснить подзащитному правовые последствия такого признания, а также по возможности убедиться, что признание вины совершается добровольно и не является самооговором.

7. Адвокат должен уведомить о своем участии в деле иных адвокатов подзащитного при их наличии. В случае если назначение нового защитника связано с решением о замене прежнего защитника, адвокату следует уведомить о своем назначении совет адвокатской палаты субъекта Российской Федерации и замененного защитника.

8. В процессе осуществления защиты адвокат:

а) консультирует подзащитного и разъясняет ему процессуальные права и обязанности, применяемые по делу нормы материального и процессуального права;

б) оказывает подзащитному помощь в ознакомлении с материалами дела, в написании ходатайств, жалоб и иных процессуальных документов или готовит их самостоятельно.

9. Адвокат по просьбе подзащитного или по собственной инициативе при наличии к тому оснований обжалует его задержание, избрание ему меры пресечения, продление срока содержания под стражей или домашнего ареста, применение к подзащитному иных мер процессуального принуждения, другие решения и действия (бездействие), нарушающие права и законные интересы подзащитного.__

10. Защитник участвует во всех следственных действиях, проводимых с участием подзащитного либо по его ходатайству или ходатайству самого защитника, а также во всех судебных заседаниях по уголовному делу, за исключением случаев, когда такое участие не является обязательным в силу закона и отсутствия просьбы подзащитного.

11. В случае отказа подзащитного от подписания протокола следственного действия адвокат обязан выяснить мотивы такого отказа и принять необходимые меры, направленные на защиту прав и законных интересов подзащитного.

12. По окончании предварительного следствия защитник должен ознакомиться со всеми материалами уголовного дела и при необходимости заявить ходатайства в соответствии с правовой позицией по делу.

13. Защитник принимает меры к собиранию и представлению необходимых для защиты доказательств, в том числе посредством заявления ходатайств, направления адвокатских запросов, привлечения специалиста, если в ходе уголовного судопроизводства возникает такая необходимость и обстоятельства дела позволяют принять такие меры, а также совершает иные процессуальные действия, необходимые для реализации правовой позиции по делу.

14. Защитник не вправе уклоняться от участия в судебных прениях.

15. Адвокату следует требовать занести в протокол заседания свои возражения против действий и решений председательствующего в судебном заседании.

16. Защитник обжалует в апелляционном порядке приговор суда при наличии к тому оснований, за исключением случая, когда подзащитный в письменном виде отказался от обжалования приговора и защитник убежден в отсутствии самооговора.

17. Адвокат не вправе отказаться от принятой на себя защиты. Адвокат участвует в уголовном деле до полного исполнения принятых им на себя обязательств, за исключением случаев, предусмотренных законодательством и (или) разъяснениями Комиссии Федеральной палаты адвокатов по этике и стандартам, утвержденными Советом Федеральной палаты адвокатов.

18. Адвокат __________, прекративший защиту до завершения судопроизводства по уголовному делу, обязан незамедлительно передать полученные от подзащитного или иного доверителя и находящиеся у адвоката документы самому подзащитному либо иному лицу по его указанию.

Опубликован 7 февраля 2017 г. на сайте ФПА РФ: http://fparf.ru/news/all_news/news/35794/



Яндекс.Метрика