На днях был опубликован перечень поручений Президента РФ Владимира Путина, среди которых глава государства указал на необходимость расширения подсудности суда присяжных.
Эта новость, думается, была воспринята адвокатским сообществом, как и вице-президентом Федеральной палаты адвокатов РФ Генри Резником, предложившим это изменение, с чувством «глубокого профессионального удовлетворения». Значимость президентского поручения особенно проявляется в связи с рассмотрением Госдумой ФС РФ проекта поправок в Конституцию РФ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации публичной власти», содержащего положения и об изменении главы 7 «Судебная власть и прокуратура».
В обоснование вносимых поправок президент подчеркнул их важность для дальнейшего развития России как правового социального государства, в котором высшей ценностью являются свободы и права граждан, достоинство человека и его благополучие: «Россия может быть и оставаться Россией только как суверенное государство. Пришло время внести в Основной Закон страны некоторые изменения, которые прямо гарантируют приоритет Конституции России в нашем правовом пространстве».
Соглашаясь с этой позицией, полагаю, что Основной Закон следует также дополнить нормами об обеспечении состязательности судопроизводства и об оказании адвокатами квалифицированной юридической помощи.
Так, в действующей редакции Конституции (ч. 3 ст. 123) указано, что судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия, что предполагает, в частности, участие в уголовном судопроизводстве двух сторон – обвинения и защиты. Соответственно, именно в Конституции должны быть положения о двух названных участниках судопроизводства, что обеспечивало бы внутренний баланс и гармонию содержания Основного Закона.
Вместе с тем данная правовая норма подкреплена лишь статьей о прокуратуре – то есть речь идет только об одном участнике. Положения о втором участнике состязательного процесса в Конституции отсутствуют.
Поэтому поддерживаю предложение президента Федеральной палаты адвокатов РФ Юрия Пилипенко о включении в главу 7 Конституции положения о том, что «адвокатура является независимой самоуправляемой частью правосудия».
Также хочу обратить внимание на последовательно проводимую в России в последние годы государственную политику, направленную на защиту интересов страны и ее суверенитета, судебной власти, упорядочение сферы оказания юридических услуг, в том числе недопущение обмана граждан недобросовестными юристами, «лжеюристами» и засилья на рынке иностранных юридических компаний, а также на охрану социальных прав россиян. В Закон об адвокатуре и иные законодательные акты неоднократно вносились существенные изменения, направленные не только на совершенствование организации деятельности адвокатского сообщества, но и на повышение уровня оказания квалифицированной юридической помощи, в том числе бесплатной юридической помощи гражданам.
Кроме того, в последние десятилетия правовые нормы об адвокатуре внесены в конституции многих зарубежных стран, в том числе государств ближнего зарубежья, а также они присутствуют в конституциях и уставах отдельных субъектов Федерации. Напомню, что положения о юридической помощи и адвокатуре содержались в Конституции СССР 1977 г. (ст. 161) и Конституции РСФСР 1978 г. (ст. 173).
В настоящее время российская адвокатура действует на основе Закона об адвокатуре, который позволил организовать адвокатское сообщество, его самоуправление, а также регулирует адвокатскую деятельность.
Поэтому вполне обоснованно, на мой взгляд, звучат предложения Союза женщин Республики Башкортостан и регионального отделения Общероссийского народного фронта в Республике Башкортостан о дополнении главы 7 «Судебная власть и прокуратура» Конституции РФ в редакции законопроекта «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации публичной власти» (в разработке которых я принимала непосредственное участие как зам. председателя СЖ РБ и регионального отделения СЖ России в РБ и сопредседатель РШ ОНФ в РБ) ст. 129.1 следующего содержания:
«1. Для оказания квалифицированной юридической помощи действуют адвокатские образования.
2. В случаях, предусмотренных законодательством, квалифицированная юридическая помощь гражданам оказывается бесплатно.
3. Организация и порядок деятельности адвокатуры определяются федеральным законом».
Из предлагаемой поправки следует, что исключительная адвокатская монополия на оказание квалифицированной юридической помощи не устанавливается, но развивается конституционное положение о гарантии права каждого на получение квалифицированной юридической помощи.
В ходе встречи с представителями общественности, состоявшейся 4 февраля, Владимир Путин отметил, что, чем более широкой будет дискуссия о поправках в Конституцию, тем более народным будет Основной Закон, «люди будут чувствовать себя сопричастными к этой работе. Они будут чувствовать себя соавторами этого документа». Стать соавтором основного документа государства, безусловно, очень ответственно, но главное – хочется быть участником широкой дискуссии о настоящем и будущем российского общества и государства.